Осторожно, сосульки: как быть, если они рухнули на машину
Рассказываем, можно ли получить компенсацию, если автомобиль повреждён из-за падения снега или льда с крыши, и как правильно оформлять такие инциденты
Зимой автомобилистам неизменно приходится трудно. Против водителей играет буквально всё: от нескончаемого снега, который каждый раз нужно убирать (хорошо, если только с машины), до «характера» самого транспортного средства, то и дело игриво повиливающего кормой. Но «счастье» от зимы было бы неполным, если бы не бонусная капелька риска.
Вы точно знакомы с выражением «как снег на голову». Так вот, та самая дополнительная доза адреналина как раз кроется за этой фразой, если она перестаёт быть простой фигурой речи. Нельзя не согласиться, что в последнее время наледь, сосульки и сугробы с крыш начали чистить куда более регулярно и придирчиво, во всяком случае в столице. Тем не менее не проходит и года, чтобы в новостях не всплыл очередной сюжет о машине, накрытой неожиданной лавиной с кровли многоквартирного дома или офиса.
Думаю, излишне объяснять, что и свежевыпавший снег довольно тяжёлый, не говоря уж о слежавшемся или мокром. Если он начнёт пикировать даже с высоты хрущёвки прямо на, предположим, капот, крошечным сколом дело точно не обойдётся, и чем выше здание (или тяжелее «оползень»), тем печальнее будут последствия.
Мы надеемся, что всё рассказанное ниже вам никогда не пригодится. Но от такой беды не застрахован практически никто, поэтому мы решили дать несколько советов, как быть, если на автомобиль рухнул снег с крыши, и как правильно оформлять такое происшествие.
Снег с крыши: ДТП или нет?
Чтобы разобраться, как трактуется подобная ситуация, нужно обратиться к изначальному определению дорожно-транспортного происшествия. Согласно законодательству, ДТП — это инцидент, повлекший за собой причинение материального (или физического) вреда и произошедший с автомобилем в момент его движения — основные термины 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Отсюда несложно сделать вывод, что, если снег или лёд «приземлились» на машину, которая «кралась» по двору в поисках парковочного места, это однозначно классическое ДТП. Куда каверзнее более частый случай: транспорт «ночевал» на своём месте, а утром на нём обнаружился не самый приятный «подарок» в виде комьев замёрзшей воды. Машина в момент получения увечий не шевелилась, а значит, и полноценной аварией назвать такое событие нельзя.
Закономерным будет вопрос, к чему водителю знать такие тонкости. Дело в том, что в зависимости от классификации случившегося обращаться нужно в разные инстанции.
Куда звонить?
Если импровизированная лавина накрыла по дороге, обращаться нужно туда же, куда и при банальном столкновении — в ГИБДД. Во всех остальных случаях разбираться с материальным вредом предстоит местному участковому, а значит, и звонить нужно именно ему.
Но проще всего в обоих случаях набрать короткий номер 112 и прояснить всю ситуацию диспетчеру — он соединит с нужным подразделением МВД или сам вызовет наряд.
В связи с особенностями происшествия страховщикам, продавшим ОСАГО, ничего сообщать не нужно — автогражданская ответственность тут ни при чём. Если же водителю повезло и его машина застрахована по каско, которое покрывает подобный ущерб, связаться с компанией лучше без лишних промедлений. Кстати, оператор может подсказать, какие документы в итоге должны оказаться на руках для направления на ремонт.
Теперь нужно дождаться прибытия полиции. Пока они в пути, лучше заняться одним из самых важных дел — фиксацией случившегося.
Как и что нужно снимать
В случае любых инцидентов с автомобилем фотографировать и записывать на видео имеет смысл всё, причём максимально подробно и по несколько раз. Понадобятся:
- общий план с привязкой к локации (номер дома, улица, подъезд, дополнительные «особые приметы» территории);
- фотографии машины со всех доступных ракурсов (хотя бы на части снимков или кадров номер должен быть читаем);
- подробная фиксация всех имеющихся видимых повреждений;
- кадры, на которых видно, откуда (предположительно) упал снег или сосульки;
- снимки с состоянием крыш и балконов соседних домов.
Это минимум. Если в глаза бросились ещё какие-то детали, которые могут оказаться важными, фотографируйте. Лучше, когда кадров много — из них можно будет выбрать самые удачные в спокойной обстановке.
Но не стоит слишком усердствовать. Разгребать машину и площадку вокруг неё до приезда стражей правопорядка нельзя. Им тоже нужно всё зафиксировать, описать и сделать свои независимые выводы.
Если справиться с первой задачей удалось быстро, имеет смысл заняться поиском свидетелей. Это могут быть жители окрестных домов, дворники и владельцы припаркованных в зоне видимости машин (их регистраторы могли что-то заснять). Опросите всех, кого получится найти и, если обнаружилась ценная информация, запишите номер телефона — он пригодится полиции.
К слову, помочь могут и камеры, установленные снаружи коммерческих помещений. Если в их объектив попало место происшествия, записи смогут запросить правоохранители. В общем, действовать нужно практически так же, как при угоне машины.
К тому моменту как съёмки и обход будут завершены, инспекторы, скорее всего, уже приедут на место. Если нет, останется их просто дождаться.
Что происходит потом
Сотрудники полиции проведут все необходимые процедуры, а затем попросят составить заявление, в котором нужно будет всё подробно описать (желательно указать в нём все детали, включая найденных свидетелей и собственную съёмку места происшествия). Когда с бумажной волокитой будет покончено, транспорт наконец можно почистить, а инспекторы удалятся оформлять протокол. Это может занять до полутора недель — точные сроки лучше узнать непосредственно у тех, кто занимается делом, или в дежурной части. Автовладельцу достанется копия этой бумаги, которая послужит основанием для дальнейших разбирательств. В случае покрытия ущерба по каско всё просто: постановление передаётся страховщикам и они сами разбираются с ремонтом, выплатами и регрессивными требованиями. Сложнее придётся, если полиса нет или он не возмещает такой ущерб. Тогда предстоит действовать самостоятельно.
Пока документ подготавливают, не стоит сидеть сложа руки — убытки же потом нужно кому-то предъявлять. Перво-наперво нужно установить, кто отвечает за содержание дома, с которого спустилась лавина. Если строение жилое, следить за ним обязана управляющая компания или ТСЖ. Найти ответственное юрлицо помогут жители или сайт Фонда развития территорий. Важно, что чаще всего балконы квартир — зона ответственности жильцов, поэтому, если лёд прилетел с него, для верности можно «целиться» в двоих виновных: УК и физлицо.
С коммерческой недвижимостью и частными домами чуть сложнее: за неё в ответе собственник здания. Уточнить, кто именно владеет помещением, можно попробовать на стойке ресепшна или у тех же соседей (если речь идёт о доме). Но надёжнее всего заказать выписку из ЕГРН. Для неё достаточно знать адрес строения и заплатить 290 рублей. Документ подготовят в течение трёх дней.
Когда станет понятно, кто должен компенсировать ремонт машины (или её полную стоимость), пора наконец оценить сумму ущерба. «На глаз» это сделать не получится, тем более скрытые повреждения можно распознать только частично, разобрав автомобиль. Да и собственные соображения к претензии приложить, очевидно, не выйдет, так что единственный верный вариант — независимая экспертиза. Учтите, что хоть лабораториям такого рода не нужна лицензия на осуществление деятельности, эксперт-техник всё же должен быть квалифицированным, а конкретно — иметь аттестацию, по итогам которой специалиста включают в перечень Минюста. Он, кстати, доступен онлайн, так что провести проверку несложно. Стоимость детального осмотра и подготовки заключения с подробной калькуляцией зависит от выбранной компании, примерный разброс цен — от 5 до 15 тыс. рублей.
Важно: не забывайте о соблюдении нюансов бюрократии. Во избежание возможных споров и повторных проверок обязательно пригласите представителя виновника поприсутствовать во время работы эксперта. Простого звонка или сообщения, к сожалению, будет недостаточно, придётся отправить что-то, получение чего можно подтвердить. Например, заказное письмо с уведомлением о вручении или телеграмму (да, они по-прежнему существуют и даже котируются в 21 веке). Если «подозреваемых» двое и больше, позвать нужно каждого.
Если никто не придёт — ничего страшного. Главное, что автовладелец смог правильно выполнить все процедуры.
Если финансовая ситуация позволяет, машину можно отправить в ремонт сразу после подготовки отчёта об осмотре.
Что делать с заключением эксперта
Когда размер убытков понятен, самое время сообщить виновному о том, что их неплохо бы покрыть. Не стоит сразу бежать в суд — сначала нужно попытаться урегулировать разногласия в досудебном порядке. Для этого придётся написать очередное заказное письмо с уведомлением. В нём должно содержаться требование выплатить всю сумму, указанную в калькуляции экспертизы, а также компенсировать дополнительно понесённые расходы: работу эксперта, почтовые отправления и даже госпошлину (если заказывалась выписка). Не забудьте предоставить полные реквизиты своего счёта и дать разумный срок на исполнение своего требования. Корректно — один месяц. В конце обязательно проинформируйте получателя о том, что в случае его отказа или отсутствия ответа в обозначенный срок вы будете вынуждены обратиться с иском в суд. К досудебной претензии нужно приложить копии всех расчётных документов (чеки, накладные, УПД) и копию заключения независимого эксперта.
Дальше события развиваются по-разному. Коммерческие организации обычно пытаются не ввязываться в заведомо проигрышное дело (суды чаще всего встают на сторону водителей в подобных ситуациях) и перечисляют сумму добровольно. С физическими лицами и государственными структурами всё может обстоять немного сложнее по разным причинам. Если «безболезненно» получить компенсацию без суда не удалось, смело пишите исковое заявление. Процесс может затянуться до месяца, но, если на самом первом этапе всё сделано верно, шанс выиграть очень велик. К слову, в заявлении указывайте не только понесённые расходы на оценку ущерба и официальную переписку, но и все судебные издержки — их должен будет компенсировать проигравший.
Будьте готовы к тому, что рассмотрение дела может занять больше месяца, но иногда ради справедливости стоит немного подождать. Если всё пройдёт успешно, в суде на руки выдадут исполнительный лист. С ним можно отправиться к приставам или в банк, где у ответчика открыт лицевой счёт. Привлекать приставов имеет больше смысла, если иск был подан против обычного человека. С компаниями куда оперативнее сработает банк, хотя ФССП тоже прекрасно справится.
Такие ситуации всегда сопряжены с огромным стрессом и потерей массы времени, поэтому постарайтесь по возможности избегать лишней опасности. Не паркуйтесь вблизи козырьков и под высокими деревьями в сильный снегопад. Выйдя из автомобиля, потратьте полминуты и придирчиво осмотрите строения рядом: чистая ли у них крыша и достаточно ли расстояния от фасада до места стоянки, если снег всё же где-то притаился и решит поползти. В случае сомнений просто переставьте машину. Поверьте, лучше прогуляться лишний километр, чем потом долго и мучительно добиваться справедливости.
Анонсирующие фото: freepik.com