Нужно ли ставить прицеп на учёт и как его зарегистрировать
Всё о процессе регистрации прицепа: обязательно ли ставить его на учёт, сколько это стоит, как проходит процедура и что будет с теми, кто не получит номера на «тележку».
Лето только-только закончилось, чего не скажешь о дачном сезоне. Раз уж сентябрь обещает подарить нам несколько тёплых дней, а, если повезёт, и недель, то раньше времени консервировать домики на зиму рановато. Выходные по-прежнему можно с удовольствием беззаботно проводить на природе, но в будни уже неплохо бы поразмыслить над стратегией ежегодного двухразового глобального переезда. Безусловно, кто-то оставляет вещи и технику на загородной вилле, но так допустимо поступать далеко не всегда и не со всем, да и собранный урожай ведь тоже нужно как-то транспортировать. Даже если это не полтонны картошки вперемешку с бесконечными кабачками, а безобидные пятнадцать вёдер яблок с парочки прижившихся плодовых деревьев.
Самое простое решение этой тривиальной, казалось бы, задачи — воспользоваться собственным багажником, но зачастую реальность такова, что вроде бы безграничных возможностей отсека недостаточно. В таких случаях одним из лучших помощников станет прицеп. Да, для его «стыковки» с автомобилем понадобится фаркоп (легально установленный, что немаловажно), «тележку» придётся где-то парковать, а ещё — поменять свой стиль вождения, постоянно напоминая себе о гружёном обозе сзади. Но с точки зрения практичности это изобретение человечества мало что может переплюнуть.
Если вы из тех, кто планирует ввести в свой автомобильный обиход прицеп, уже справились со всеми выше описанными трудностями (или хотя бы готовы к этому) и выбрали подходящего под запросы и категорию прав «компаньона», то спешим сфокусировать ваше внимание на следующем предстоящем шаге — постановке «тележки» на учёт.
Обязательно ли регистрировать прицеп
Ответ на этот вопрос однозначный и дан в постановлении правительства о госрегистрации ТС №1764. В первом же пункте сказано, что посещать МРЭО обязаны не только собственники автомобилей, но и обладатели пристёгивающихся к ним «хвостов». Поводы для визитов в ГАИ, кстати, аналогичные: изменения данных, прописанных в ПТС и СТС, прекращение учёта и прочее. На внесение корректировок в бумаги, равно как и на первую регистрацию, отводится 10 дней, в общем всё, как мы с вами привыкли.
Что нужно, чтобы поставить прицеп на учёт
В этой процедуре тоже много схожего с обычным автомобилем. Как поступать с самоходным ТС, мы говорили здесь. Чтобы зарегистрировать прицеп, нужно:
- подать соответствующее заявление в ГАИ. Это можно сделать очно или воспользоваться сервисом «Госуслуги». Кроме этого, есть опция обратиться и в МФЦ, только выбирайте флагманские офисы, которые имеют «под боком» сотрудников МВД и площадку для осмотра. В столице, например, таких несколько;
- собрать пакет документов. Понадобятся паспорт собственника, свидетельство о регистрации (если прицеп ставили на учёт раньше), старые номерные таблички (если их нельзя или не хочется сохранять), ДКП или другое подтверждение права собственности и главное — ПТС. Обратите внимание, отдельная страховка ОСАГО не оформляется! Особенность эксплуатации (с прицепом или без него) должна быть прописана в основном полисе. Не забудьте сообщить об изменениях в страховую;
- оплатить госпошлину. Расценки те же, что и для рядовых машин, за исключением разве что прайса за таблички — он на 500 рублей ниже и составляет 1,5 тысячи;
- в назначенный день приехать с бумагами и прицепом;
- предоставить документы на проверку и отвезти свой «хвост» на «свидание» с инспектором;
- получить новое свидетельство и внести свежие данные в ПТС (если он бумажный);
- забрать госзнаки и прикрутить их на штатное место.
Готово! Теперь всё легально и эксплуатируемо.
Как быть с прицепами без документов
Вопрос насущный и, пожалуй, самый болезненный в этой теме. Понятно, что сохранились сооружения на колёсах, которые изготавливались буквально из подручных средств, а потом верой и правдой годами служили владельцам. Однако на текущий момент такая техника вне закона. На прицеп в любом случае должен быть оформлен ПТС. Его может выпустить завод (при фабричном производстве), а, если пытаться узаконить самоделку, предстоит получать одобрение ГАИ и СБКТС, проходить экспертизы и наносить VIN. Если «шалость» удастся, произведение инженерной мысли зарегистрируют на общих правах: с тем же пакетом документов, что и у покупного «собрата».
Если же на каком-то из этапов произойдёт осечка, об учёте можно забыть. Имейте в виду: внесение изменений в конструкцию — дело не самое простое, так что придётся либо потратиться на конвейерную продукцию, либо возомнить себя самураем, у которого есть только путь.
Как наказывают тех, кто ездит с прицепом без регистрации
Раз уж закон обязывает поставить прицеп на учёт, то и за игнорирование процедуры наказание предусмотрели. Как и другие автомобильные «оплошности», непосещение МРЭО есть в 12-й статье КоАП. Когда с незарегистрированной «тележкой» поймают впервые, водителя оштрафуют на 500-800 рублей. При повторном выявлении карать будут жёстче — вынесут постановление на 5000 рублей или вовсе лишат водительского удостоверения на срок до трёх месяцев.
Кстати, тянуть с поездкой в МРЭО не стоит и потому, что прямо на месте за несвоевременное обращение тоже достанется, на этот раз по статье 19.22 Кодекса (от 1500 до 2000 рублей).
Как видите, в процедуре нет ничего сложного, если все документы, конечно, в порядке. Государственная регистрация при условии предварительной записи вряд ли займёт больше пары часов, поэтому перед тем, как загружать разнообразные нужности в прицеп, разберитесь с бюрократией, проверьте надёжность сцепки и не забудьте запитать дублирующие фонари.