bagio-winter
Анна Криворучко

На страже чистоты: какие машины чистят улицы городов

Рассказываем, что можно найти в автопарке коммунальщиков и какие сезонные трансформации переживает уборочная техника

Мегаполисы, города-спутники, небольшие населённые пункты и глухие деревушки, затерянные на картах, так или иначе трансформируют окружающие пейзажи. Даже с учётом всемирного тренда на экологичность и единение с природой, на 100% «чистых» жилищ пока не придумали. Человек оставляет свой след на каждом участке земли, которого он касается, причём речь не только о поиске и добыче необходимых ресурсов. Главным маркером был и есть… мусор. Он может быть любым, в том числе абсолютно безвредным (возьмём, например, те же опилки или косточки фруктов), но по его наличию проще всего определить «обитаемость» территории.

Понятно, что чем плотнее заселена локация, тем больше отходов человеческого быта образуется вокруг. Но помимо непосредственного наполнения мусорных корзин стоит вспомнить и о доброй сотне других источников грязи: банальный песок, кусочки автомобильных покрышек, сухая листва, капли масла и горючего, разномастные железки временами неясного происхождения. Этот список можно продолжать очень долго, но факт остаётся фактом: всё это будет копиться на дорогах, если их, конечно, не убирать.

Согласитесь, куда приятнее мчаться по свежевымытому проспекту или прогуливаться по аллеям без бесконечного хруста под ногами. Наш с вами комфорт обеспечивают огромное количество людей, но осилить такой объём работы голыми руками практически невозможно, именно поэтому бок о бок с ними трудится уборочная техника.

Конечно, городские автопарки не унифицированы. В них можно встретить как узнаваемые модели, например, грузовиков, так и эксклюзивные самоделки от местных умельцев. Тем не менее мы хотим познакомить вас с основной техникой, помогающей поддерживать улицы ваших родных городов в том виде, который мы любим и ценим.

Для тротуаров и пешеходных зон

Начнём с самых компактных машин, комфортно чувствующих себя в условиях ограниченного пространства. Однажды мы уже рассказывали вам о ТУМ-975 — советской малютке родом из 60-х, простоявшей на конвейере без малого два десятилетия. Современные автомобили-чистюли, безусловно, куда технологичнее, но их суть не особо поменялась со времён СССР.

Наиболее часто встречающийся на столичных улицах аппарат сегодня — CityCat 1000 от Bucher. На данный момент «котик» уже выведен из актуальной линейки производителя, но продолжает исправно трудиться. На этой технике стоит очень экономичный дизельный мотор мощностью всего 43 л. с. Понятно, что блистать высокой транспортной скоростью с таким силовым агрегатом не получится. Зато этого хватает на довольно бодрую работу вакуумной системы: буквально всё, что сметут щётки, окажется в резервуаре для отходов, вплоть до стеклотары. Бункер совсем небольшой — всего один «куб», но для регулярной уборки прилегающей территории этого вполне достаточно.

А как насчёт российских аналогов? Они, конечно, существуют. Самый яркий пример — ПУМ-5021. Безусловно, внешний дизайн отсылает нас примерно к эпохе 70-х, но техническая «начинка» куда современнее, а иногда даже превосходит Зарубежных «коллег». Мотор у ПУМа ещё скромнее — только 25 л. с., да и встроенный контейнер в четыре раза меньше «кошачьего», зато конструктив самых ответственных элементов гарантирует безотказную работу, а собранный мусор можно утилизировать в обычные контейнеры для бытовых отходов, так что простой и отрыв от производства минимальные.

Есть у этих уборщиков и другой конкурент — City Ranger 3500. Он помощнее — 52 л.с. И пообъёмнее (во встроенный бункер умещается до 1,6 кубического метра смёта). Правда, он и потяжелее: вес компактной уборочной машины целых 3,5 тонны против 2,4 «кошачьих» и 1,8 отечественных. Этот агрегат уже чуть более многопрофильный: например, у него есть дополнительный рукав, позволяющий убирать лишнюю воду из ливнёвки или подлезть в труднодоступные места (естественно, обращаться с таким грандиозным «пылесосом» придётся вручную).

Примечательно, что все три этих автомобиля мультифункциональные. Помимо обычного подметания они могут трансформироваться в снегоуборщики, распылители реагентов, поливочную технику и даже в газонокосилки! Достаточно просто сменить навесное оборудование.

Большегрузы на страже порядка

Грузовики, пожалуй, составляют основу коммунального автопарка. Они ответственны и за мойку, и за подметание, и за уборку снега, и за его вывоз. Понятно, что массивной технике нужен простор, но такие машины одинаково эффективны как на широких проспектах, так и на подъездных дорожках жилых домов. Неподвластны им разве что совсем узкие проулки.

Как и компактные модели, габаритные автомобили в основном всесезонные. В большинстве своём их строят на базе МАЗов, КАМАЗов и ЗИЛов. Так называемые цистерны летом поливают газоны и смывают мусор к обочинам, попутно «прибивая» дорожную пыль. Рампа с разбрызгивателями обычно установлена перед бампером, а дополнительно к резервуару с водой можно подключить длинные шланги. Зимой же воду заменяют жидкими реагентами, а если требуется обработать дороги твёрдой фракцией, дополнительное разбрасывающее оборудование вешают сзади. В период обильных снегопадов многие модели переоборудуются и оснащаются ковшами для сгребания снега.

Отдельный класс — подметательные машины. Сегодня они по большей части механические: щётки захватывают мусор и отправляют его непосредственно в лоток или на конвейерную ленту. По ней частицы грязи и крупные фрагменты попадают в объёмный бак, где хранятся до разгрузки и последующей утилизации. Но есть и вакуумные варианты (на манер техники для пешеходных зон), их пока не так много, однако такие «пылесосы» постепенно замещают слегка устаревшие модели. Грузовики с системой щёток актуальны и летом и зимой, а помимо основной функции спереди у них преспокойно располагается внушительный ковш, который позволяет расчищать проезжую часть от выпавшего снега.

С полей на дороги

Конечно, мы не могли обойти вниманием выходцев из сельскохозяйственных угодий. Как вы уже наверняка догадались, речь о тракторах. Здесь роль первой скрипки играет белорусская техника «Беларус». Наиболее популярная для апгрейда модель МТЗ-82, и чем её только не доукомплектовывают: разномастными ковшами, щётками, косилками и даже соплами для влажной уборки. В зависимости от модификации транспорт оснащают дизельным двигателем на 81 или 84 лошадиные силы.

Главный конкурент «Беларусам» — отечественный «Скаут». Наиболее универсальная палочка-выручалочка — модель ТB-804С. Самый мощный во всей линейке трактор может не только убираться, но и работать погрузчиком, а также отбойным молотком. Он способен поднять чуть более 1400 килограмм (правда, «Беларус» осилит примерно вдвое больше), а дизельный двигатель на 80 л. с., по заверениям производителя, прекрасно запускается даже в самые суровые морозы средней полосы России.

В качестве альтернативы здесь лишь изредка применяют зарубежную технику. Преимущественно это китайские тракторы. Гости из Поднебесной довольно редкие птицы на наших улицах (если говорить именно о тракторах), но Lovol или Dongfeng увидеть всё же можно. Их переоборудуют по аналогии с любыми другими «рабочими пони» коммунальщиков, но совершенно очевидно, что поддерживать в рабочем состоянии условный TB-804 или DF-804 куда сложнее.

Помимо экземпляров, которые хотя бы отдалённо похожи на машины, есть ещё и монструозные исполины, «ворующие» снег с дорог, и крошечные (в масштабах остальной техники) роторные или плуговые уборщики размером в половину советского мотоблока. Не забываем и о ручных девайсах, которыми в последние годы снабдили бравых дворников.

Прогресс в области поддержания чистоты улиц пусть и уступает темпам гражданского автомобилестроения, но всё же не стоит на месте. Не удивимся, если через несколько лет управлять модернизированной техникой будет искусственный интеллект, а песчинки и случайные фантики начнут попадать в приёмные баки раньше, чем коснутся земли.

Тем не менее поспевать за образующимся мусором на дорогах даже с помощью техники бывает непросто, поэтому давайте вместе постараемся позаботиться о том, чтобы подметать и пылесосить приходилось только то, чем улицы присыпала природа.


Анонсирующие фото: somanyhorses.ru

bagio-winter