rdsbanner
Анна Криворучко

Машина по подписке — способ сэкономить или заработать проблем?

Разбираемся, что такое машина по подписке и рассказываем, в чём достоинства и недо-статки такой услуги.

Обладать или ездить, что важнее? Этот вопрос всё чаще посещает людей по всему миру в тот момент, когда они думают о своих «отношениях» с машиной. С одной стороны, именно факт обладания автомобилем может буквально осчастливить человека. По другую сторону баррикады притаились прагматики, которым важны именно возможности, которые открывает перед ними автомобиль. Оба лагеря могут привести несколько десятков доводов в защиту своей позиции, но факт остаётся фактом: подписка на автомобили уже существует и стремительно набирает популярность именно потому, что на неё есть спрос. Но так ли всё безоблачно как вещают рекламные буклеты и маркетологи, или вся популярность — это не более чем закономерный результат удачной политики продаж? Давайте разбираться вместе.

Что такое подписка на машину

По сути «подписка» — это такая же аренда, только с дополнительными преференциями для арендатора. Сервисы, позволяющие использовать машину не приобретая её в собственность, достаточно популярны в Европе и США. Там флагманом сейчас является лизинг, но в России для физических лиц условия лизинговой сделки далеки от идеальных. Подписка же позволяет не только взять автомобиль в длительную аренду, но и полностью «делегировать» затраты на обслуживание и ряд обязательных платежей арендодателю.

Как оформляется «подписка»

Изначально услугу подписки на машину предлагали только официальные дилеры, но со временем такой инструмент стал доступен не только у них. Агрегаторы, банки и даже каршеринг теперь дают возможность арендовать машину на схожих с «официалами» условиях. И раз уж выбор достаточно большой, для начала стоит определиться с маркой автомобиля на который вы хотите подписаться и сроком его аренды.

Если решите обращаться к дилерам, то лавировать вы будете среди вот таких предложений:

Сервис задумывался именно как долгосрочная аренда, и подписаться на автомобиль было можно исключительно на целый год. Но, следуя за потребностями пользователей, дилеры постепенно добавляли возможность более короткого использования. Как видите, кто-то преуспел в этом больше, а кто-то остался верен изначальной концепции.

Получить доступ к сервису достаточно просто: вам потребуются только паспорт и права. Подавляющее большинство автопроизводителей работают через приложения, а те, кто ещё не успел обзавестись отдельной платформой, обрабатывают заявки через электронную почту. В первую очередь, нужно выбрать модель и указать срок аренды. От этих двух факторов будет зависеть стоимость услуги. Правило ценообразования достаточно простое: чем «проще» машина и дольше срок, тем меньше денег вы будете платить за время использования. Не забудьте внимательно прочитать договор аренды и приложения к нему. Там будут прописаны все условия использования автомобиля:

  • Правила выдачи/приёма автомобиля;
  • Допустимый суточный/месячный/годовой пробег;
  • Условия обслуживания;
  • Допустимая география использования;
  • Условия страхования;
  • Требования к внешнему виду при сдаче;
  • Размер и график платежей и пр.

Общее смысловое наполнение будет примерно одинаковым, но свои детали и особенность есть у каждого производителя. Для того, чтобы подписать договор, чаще всего достаточно просто нажать пару кнопок в приложении.

Подавляющее большинство дилеров не попросят вас приезжать в офис для того, чтобы оформлять бумаги — вся информация о графике оплат и автомобиле будет доступна в электронном виде. Оплата производится также удалённо, так что в салон придётся съездить только один раз — для того, чтобы забрать автомобиль. Кстати, даже этого неудобства можно избежать: за отдельную плату доступен сервис доставки машины. Это значит, что авто привезут по указанному адресу в заранее оговоренный день. Правда, работает эта услуга в пределах МКАД и самого ближайшего Подмосковья.

Агрегаторы и каршеринг в части подписки на машины работают абсолютно аналогично официальным дилерам. Разница только в возрасте и выборе автомобилей. При аренде на год от дилера вам гарантируют абсолютно новый авто, но интересующая марки или модель может быть просто недоступна. Сторонние сервисы по подписке могут предложить более широкий выбор, но почти всегда пробег у машины будет, пусть и небольшой.

Арендовать машину через банковский сервис немного сложнее, список необходимых документов расширяется: дополнительно у вас могут попросить ещё справку о доходах. При этом у банка есть свой небольшой автопарк, а если в представленных машинах не нашлось «той самой», её могут купить специально для вас, но тогда процесс может сильно затянуться.

Преимущества машины по подписке

Так чем же машина по подписке лучше, своего собственного автомобиля?

  • Постановка на учёт

Все регистрационные действия остаются на совести дилера или стороннего сервиса. К моменту выдачи машина уже зарегистрирована и готова передвигаться по дорогам общего пользования. Вам не придётся ехать в МРЭО и тратить время на прохождение процедуры постановки на учёт.

  • Налоги

Машина, на которую вы подписались — это собственность арендодателя, так что транспортный налог вам платить не придётся. То же касается и налога на роскошь — вне зависимости от стоимости арендованной машины, налоговой инспекции вы ничем не обязаны.

  • Страховка

Все машины по подписке застрахованы по ОСАГО и КАСКО, при этом полисы всегда оформляет арендодатель. Если вы подписываетесь на дилерский автомобиль, КАСКО будет без франшизы виновника. У сторонних же сервисов политика бывает разной. Чаще всего франшиза есть в том или ином виде, но при этом можно доплатить за безусловное покрытие любого страхового случая.

  • Сервис

Плановые технические работы, необходимый ремонт, сезонная замена и хранение покрышек — всё это происходит практически без вашего участия. Эти затраты уже включены в стоимость аренды, и дополнительно платить вам ни за что не придётся. Обслуживают машины на СТО официальных дилеров, а замена колёс происходит в авторизованных центрах или на том же СТО.

  • Состояние и комплектация

Если вы берёте машину в аренду на длительный срок, то дилеры предоставят автомобиль только что сошедший с конвейера. При сроках подписки меньше года машина может быть и с пробегом, но она в любом случае будет абсолютно исправна и ухожена. Агрегаторы и прочие сервисы тоже могут предложить подписку на новый автомобиль, но чаще всё же встречаются авто с пробегом. Помимо отличного состояния стоит учесть и то, что все автомобили отнюдь не в базовой комплектации.

  • Возможность частой смены машины

Оптимальный срок подписки от 9 месяцев до 1 года. По истечении этого времени вы просто отдаёте автомобиль и при желании оформляете новую подписку на аналогичную или другую машину. Это даёт возможность каждый год ездить на новом автомобиле и пробовать разные марки и модели. При этом вам не нужно заниматься продажей или сдачей в трейд-ин, ездить по салонам и вести переговоры с менеджерами. Вы не теряете деньги из-за амортизации и не так сильно зависите от ситуации на вторичном рынке.

Недостатки машин по подписке

К сожалению, идеальных сервисов ещё не придумали, и помимо очевидных плюсов машина по подписке обладает и целым перечнем существенных недостатков.

  • Возрастное ограничение участников программы

Для того, чтобы подписаться на машину, нужно пройти возрастной ценз. У всех дилеров и агрегаторов разные требования к возрасту и стажу вождения, но в среднем вы должны быть старше 21-23 лет и иметь 2-3 года стажа. Тем, кто моложе и менее опытен, машины просто не выдают.

  • Ограничение по пробегу

На арендованной машине вы не можете ездить столько, сколько вздумается. Арендодатели выставляют верхнюю планку пробега в зависимости от срока, на который вы берёте машину. Это может быть 300 км/сутки, 2500 км/месяц или, например, 25000 км/год. При этом ограничений может быть сразу несколько, и звучат они обычно так: не больше 30000 км/год и при этом не более 4000 км/месяц. За каждый лишний километр придётся заплатить по фиксированному тарифу. Обычно это 11-20 руб. за каждый лишний километр на одометре. Звучит не так страшно, но за одну поездку в Санкт-Петербург из Москвы уже придётся заплатить около 8000 рублей. При этом некоторые компании предлагают расширить лимит пробега за дополнительную плату.

  • Ограничение по географии поездок

Просто взять и поехать «куда глаза глядят» на арендованной машине не получится. По большей части такие автомобили предназначены только для использования на территории РФ, и то не на всей. Вы можете столкнуться с запретом на посещение южных регионов (Адыгеи и Дагестана, например) или областей, граничащих с Казахстаном или других странами таможенного союза. Сторонние сервисы могут прибегнуть к ещё более жёстким ограничениям — нередко можно передвигаться только по Москве и Московской области, Санкт-Петербургу, Сочи и Казани. В эту географию входят и федеральные трассы, проложенные до этих городов, но существенно отклониться от этого маршрута вы не имеете права, иначе могут заявить об угоне машины. Но стоит упомянуть и о том, что некоторые марки и сервисы идут на уступки и дают возможность согласовать даже выезд за рубеж.

  • Ограничение по числу допускаемых к управлению водителей

Это обратная сторона удобства и экономии при оформлении полисов страхования. Вы не можете передать управление другому водителю без согласования с арендодателем. Но дело здесь не только в необходимости переоформить полисы страхования. Другие водители должны также подходить под критерии возраста и стажа, установленные компанией. Так что подумать о круге лиц, которые могут быть допущены к управлению, лучше заранее.

  • Запрет на «тюнинг»

Вы не можете вносить изменения во внешний вид или оснащение автомобиля. Спутниковые сигнализации, оклейка кузова плёнкой или даже банальная тонировка должны быть согласованы с арендодателем, и даже если вы получите «добро», то перед тем, как вернуть машину, вам придётся собственноручно возвращать всё к первоначальному виду.

  • Требования к внешнему виду и состоянию при сдаче

Понятие естественного износа, конечно, никто не отменял, но будьте готовы к тому, что все «естественные» повреждения будут строго регламентированы. Основательно испачканный или порванный салон, или слишком большое количество сколов придётся устранять за свой счёт или платить неустойку.

  • Стоимость

Машина по подписке — это недёшево. При годовой эксплуатации стоимость ежемесячной аренды будет практически такой же, как и, например, платёж по кредиту. Даже самые бюджетные автомобили обойдутся около 27000 рублей в месяц. При этом за бензин и парковку вы в любом случае платите самостоятельно.

  • Срок ожидания

«Подписка» должна быть запланирована заранее. До массового дефицита срок выдачи автомобиля у дилеров редко превышал две недели, но сейчас ожидание может затянуться на несколько месяцев. Новых автомобилей выпускают недостаточно, а парк машин с пробегом для «короткой» аренды ещё не успел разрастись. Среди агрегаторов ситуация немногим легче, так что нужно быть готовым к тому, что придётся «постоять в очереди».

Дополнительные возможности

Подписка не обязательно должна исключить покупку собственного автомобиля: эта услуга может дать даже больший простор для «манёвра» при выборе своей машины. Теперь необязательно искать автомобиль, продумывая все возможные и невозможные случаи жизни, можно просто купить то, что действительно нравится, даже если такая машина подходит только для одного сезона в году — остальное время можно спокойно ездить на арендованном транспорте.

Работает это и в обратную сторону. Если вы приверженец практичности, необязательно изменять себе и покупать эмоциональную машину ради пары месяцев впечатлений — её можно взять в аренду и не усложнять жизнь дорогим обслуживанием и сезонным хранением.

Машина по подписке — достаточно новый и активно развивающийся сервис. Его внедряет всё больше автопроизводителей, и в условиях жёсткой конкуренции на автомобильном рынке условия становятся всё более гибкими.

Выбирайте те услуги, которые подходят именно вам — они позволят сделать жизнь легче и удобнее.

rdsbanner