Королева светопредставлений: тест-драйв Audi Q5 Sportback
А вы помните, какой автомобиль был вашим самым любимым в детстве? А в юности? Про времена, когда я засматривалась на те или иные модели, игнорируя качели и импровизированную песочницу, сейчас можно узнать только из рассказов настрадавшихся от «смотри, какая машинка» родственников. Сложно сказать, когда чувство автомобильного вкуса и собственной философии начало оформляться более осознанно, но я точно знаю, когда «точка невозврата» была пройдена.
Это произошло в 2008 году и случайно (нет) совпало с выходом «в свет» рестайлинга кузова С6. Речь о той самой Audi A6 с диодными «ресничками» под ксеноновыми «пушками» света. Это сейчас такая подсветка кажется дикой, ведь лампочки даже отдалённо не ассоциируются с элегантностью и современным футуристичным дизайном. А тогда «светяшки» диаметром с палец вызывали другие эмоции. Почему-то моя первая ассоциация была с уютными огоньками на ёлке. Теми, которые ещё стеклянные и были покрашены вручную. И в первом десятилетии 21 века видеть маленький «ламповый» атрибут волшебства в оптике премиальной и совершенно недоступной для многих модели было как минимум удивительно. В том же году на дорогах начали появляться опережающие своё время А4 в кузове В8. Конечно, и машина, и эмоции совсем другие, но эти глаза… Я влюбилась в них на долгие-долгие годы. Прорывные технологии и прекрасные динамические показатели, зашитые в ДНК Audi, только укрепляли преданность марке. Но со временем модные веяния неминуемо сказываются на восприятии, и мне начало казаться, что в «укомплектованной» линейке моделей чего-то не хватает. Похоже, в Audi считали так же, и на свет появился Q5 Sportback.
Экстерьер
Над внешним обликом Audi работает внушительный штат дизайнеров, но они, похоже, до крайности консервативны. С момента выхода первого поколения Q5 прошло без малого 14 лет, а разительных, поражающих воображение изменений в облике не происходило. Постепенная эволюция с точечными доработками может показаться излишне осторожным решением, но плохо ли это?
Посмотрите на соседа по концерну: Porsche бережёт концепцию дизайна 911 как зеницу ока аж с 1964 года. И это происходит уж точно не потому, что фантазия внезапно закончилась, да так и не вернулась. Просто машина получилась с первого раза, и её абсолютно незачем перерабатывать «с нуля» в каждом поколении. Я позволю себе немного кощунства по отношению к эталонному спорткару и всё же сравню его с кроссовером. Audi Q5 тоже удалась с первой попытки: она выглядит актуально, приятно управляется и отвечает всем запросам покупателей. Так зачем изобретать велосипед?
Q5 Sportback в этом плане только поддержал концепцию «преемственности». В анфас отличить модели не получится даже у самых тонких ценителей. Большие «жабры» воздухозаборников, массивная решётка радиатора, немного «клюющая» линия капота. Весь рисунок линий выверен до сотой доли миллиметра и пишет перед нами картину практически эталонного SUV. На диодных «омутах» передней оптики, конечно, стоит остановиться отдельно.
Фирменный подход на месте, за линзами прячется сложный узор из LED-сегментов, позволяющий добиться линии ближнего света с практически отсутствующей «галкой» и внушительной ширины пучком света. Такой иллюминации хватает и на своём, и на паре соседних рядов. А для тех, кто не хочет делиться фотонами со встречным потоком, есть возможность установить умные матричные фары. Они практически безошибочно «вырезают» нужные сегменты. Есть у них ещё одна интересная особенность, помимо «встречки» в режиме автоматического дальнего свет обходит и дорожные знаки, спасая от ослепления не только водителя, но и собственные радары.
Отличия начинаются с ракурса 3/4. Здесь новый силуэт уже просматривается достаточно отчётливо. При всей своей сомнительный практичности, скошенная крыша лишает массивный кроссовер лишней тяжести и несуразности. Audi это как-то особенно идёт. Визуально постройневший на пару центнеров автомобиль внушает ощущение лёгкости. От него невольно ждёшь острой управляемости и внушительной динамики, забывая, что это на самом деле достаточно большая машина.
Сзади изменений у Audi Q5 Sportback относительно обычной Q5 тоже совсем немного и это уже скорее удивительно, чем ожидаемо. Начиная с верхней линии фонарей и до самого низа бампера, «корма» точь-в-точь. Переход подтянутого кузова в привычные формы выполнен через изящный «утиный хвостик», выросший на месте декоративной острой грани.
Здесь обойти вниманием оптику тоже не выйдет. Опциональная OLED-технология на месте и выглядит вполне достойно. Вариантов дизайна фонарей всего три, но это даёт пространство для персонификации там, где конкуренты не могут предложить вообще ничего. Только вот рассмотреть узоры вблизи достаточно затруднительно.
Автомобиль зажигает все сегменты, как только радар улавливает приближение объекта сзади. Для эстетов это не очень удобно, а вот для безопасности самой машины на тёмных парковках — большой плюс. И моя любимая «фишка» в Audi — целое световое шоу при открытии и запирании автомобиля. Казалось бы, что за цыганщина, но это заставляет улыбнуться и лишний раз задержаться у машины вечером. И знаете что, эти «перемигивания» не надоедят, кажется никогда. Снаружи, вроде, всё осмотрели, теперь пора заглянуть в салон.
Интерьер
Здесь приверженность традициям прослеживается даже отчётливее, чем снаружи. Материалы отделки на классически высоком для Audi уровне. Кожа отдаёт приятной мягкостью, а спортивный профиль кресел обволакивает и дарит ощущение надёжности.
Обилие не самого практичного, но эффектного глянцевого пластика удачно контрастирует со вставками из фактурного матового дерева. На фоне этой нестареющей классики обилие экранов и сенсоров могло бы смотреться не совсем уместно. Так что сохранившаяся эргономика идёт Q5 Sportback только на пользу.
Физические кнопки не оттягивают на себя внимание, да и пользоваться ими в разы удобнее, чем сенсорами. Экран мультимедиа системы, так же как и в Q5, лишён рудиментарного джойстика и управляется напрямую — касанием. Диагонали 10,1 дюйма вполне хватает, и такой монитор входит уже в базовое оснащение.
Если элементов «космоса» всё же хочется, можно установить электронную приборную панель Audi virtual cockpit plus. На 12,3 дюймах размещается вся необходимая информация, а при желании это великолепие можно дополнить ещё и проекционным экраном. Но здесь есть нюанс: обогрев лобового стекла и проекцию в Audi Q5 Sportback совместить не смогли, так что придётся выбирать что-то одно. Кстати, «в нагрузку» к обогреву идёт ещё станция беспроводной зарядки и поддержка LTE. На этих двух опциях стоит остановиться чуть подробнее. Сама по себе технология «зарядки по воздуху» уже никого не удивляет, но обычно эта поверхность всё же никуда не прячется. Здесь решение реализовано в крышке подстаканников, так что её можно просто задвинуть. С одной стороны удобно, но если умный отсек с функциями подогрева и охлаждения уже занят, например, стаканчиком с кофе, телефону придётся подождать.
Отдельное музыкальное произведение — это поддержка LTE в России, которая, с одной стороны, не стоит ни рубля, а с другой стороны — не работает от слова «совсем». Правда, проблема обещает перейти в разряд решённых в ближайшее время. Думаю, про удобный профиль, вентиляцию и электропривод сидений в премиальной марке всё итак понятно, а вот что требует более детального изучения, так это задний ряд сидений, туда и отправимся.
Пригнуться при посадке, конечно, нужно, но в общем потолок в макушку не упирается. Это неудивительно при скромном росте 173 см, так что отдельный тест на «вместительность» провести пришлось. Кузов Sportback, даже с нашей панорамной крышей не давил на пасса-жиров ростом примерно до 190 см, так что опасения насчёт комфорта среднестатистических взрослых людей сзади не подтвердились.
На втором ряду позаботились и об отдельной зоне климата, и о регулировке угла наклона спинки сидений, и об обогреве дивана, и даже о шторках на стёклах. Да и музыки в салоне хватит на всех. Аудиосистема Bang&Olufsen своими девятнадцатью динамиками заполнит всё пространство внутри. А не будет ли ей мешать шум дороги? Вот сейчас прокатимся и всё узнаем.
Динамика
Для начала стоит сказать, что в машине действительно очень тихо. Это, в первую очередь, заслуга ламинированного лобового и двойных боковых стёкол. Такая конструкция позволяет не только эффективно гасить внешние шумы, но и спасает их от замерзания зимой. Не слышно внутри не только улицы, но и мотора. Рядная турбированная двухлитровая «четвёрка» работает почти бесшумно. Да, под капотом именно двухлитровый силовой агрегат — пусть шильдик 45TFSI не вводит вас в заблуждение. В пару к бензиновому двигателю поставили семиступенчатого «мокрого робота» с двумя сцеплениями. На дизельных шестицилиндровых версиях крутящего момента больше, соответственно, и КПП будет более всеядная — гидротрансформаторный tiptronic на 8 ступеней.
Паспортные цифры выглядят вполне неплохо как в абсолютном зачёте, так и на фоне конкурентов. «Доналоговые» 249 лошадиных сил уберегут бюджет от повышенного транспортного налога, а ещё разгонят машину до 100 км/ч за уверенные 6,1 секунды, выдав при этом фантастические 370 Н*м крутящего момента. В цветных брошюрах Audi Q5 sportback выглядит если не королём, то уж точно наследным принцем коротких светофорных гонок, но в реальности всё немного иначе.
В этом автомобиле вам внезапно становится плевать на подобное «ребячество». За рулём «властелина колец» уже не хочется никому ничего доказывать и незаметно приходит осознание того, что мощность под капотом для уверенных обгонов и комфортной езды по трассе, а не для нелепых «тычков» от одной пробки до другой. Audi не провоцирует, но при этом с удовольствием уловит любое настроение водителя и поддержит его. Возможно, ей немного недостаёт капельки безумия, но для этого существуют «заряженные» S и RS версии. «Гражданское» же исполнение умеет телепортировать вас в заданную точку с одинаковым уровнем комфорта вне зависимости от скорости. В этом огромная заслуга не только шасси, но и опциональной адаптивной пневматической подвески. Пожалуй, этот пункт в меню конфигуратора — один из самых важных для изучения. Базовая пружинная подвеска склонна не только к поперечным, но и к продольным кренам, спортивное исполнение амортизаторов излишне «зажимает» ход и не в силах погасить повсеместные изъяны нашего дорожного покрытия. Адаптивные амортизаторы не могут в полной мере компенсировать изъяны своих «собратьев», а вот «пневма» творит настоящие чудеса.
Законы физики победить невозможно, так что крены в поворотах остаются, но становятся значительно меньше. Продольная раскачка даёт о себе знать только на дорогах, напоминающих по профилю сноубордические халф-пайпы, а таких, согласитесь, совсем немного. От всяческих камней и ям разной степени «разбомбленности» салон напрочь изолирован. Систему можно немного подстроить «под себя»: распустить или зажать баллоны, но сделать из перины дробилку автомобиль не позволит. Но есть у этого уютного великолепия и обратная сторона. Модульная платформа MLB Evo, возящая на себе Sportback, достаточно сбитая и позволяет рассчитывать на точность в управлении. «Расчитывать» здесь — ключевое слово. Сама по себе точность на месте, но вот приписать её действиям водителя затруднительно.
Всё потому, что всеядная подвеска не побрезговала и обратной связью от колёс. Интуитивно — да, но неинформативно. Зато руль можно крутить одним наманикюренным мизинцем, на парковках — удобно, ничего не скажешь. И раз уж мы про них заговорили, нельзя не упомянуть целую россыпь ассистентов. Опциональные камеры с круговым обзором и динамической разметкой, а также режим автоматической парковки могут облегчить ежедневные ритуалы втискивания в свободное место. По дороге слишком напрягаться тоже не придётся. Электроника умеет сама тормозить перед препятствиями при повороте налево и может самостоятельно толкаться в пробках. Что особенно удобно, так это способность машины не только останавливаться, но и трогаться с места, если остановка была не больше 10 секунд.
Кстати об остановках: система старт-стоп в Audi Q5 Sportback реализована с помощью очень мягкого гибрида, построенного на крошечной литий-ионной батарее и дополнительном двенадцати-вольтовом аккумуляторе. Помимо поддержания жизнедеятельности в заглушенной машине, система может брать на себя часть усилий при разгоне и снижает расход топлива на пару-тройку десятых литра. При городском режиме эксплуатации это будет кстати — по пробкам аппетит разыгрывается, переваливая за 9 литров. Зато на трассе всё выглядит более чем прилично: около 6,5 литров на 100 километров. Таким показателям могут позавидовать многие дизельные агрегаты.
Но не забывайте, перед вами всё же кроссовер, так что по той самой трассе есть смысл отправиться на бездорожье, тем более снега как раз более чем достаточно. Соревноваться по проходимости с УАЗиками не приходится — у нас хоть и изменяемый дорожный просвет, но в разумных пределах. Зато хвалёный Quattro показывает себя во всей красе. Снег — его стихия, и пусть вас не смущает, что на бензиновые версии ставится не самый «топовый» полный привод. На нашей Audi он подключаемый, но это легко понять только по названию системы Quattro ultra. На сложных покрытиях электроника включает «зад» и точно перераспределяет момент между осями. Кстати, и имитацией межколёсного дифференциала Sportback не обделили, так что в «лазкости» машины сомневаться не приходится.
Теперь, когда с самим автомобилем все, вроде, понятно, остаётся последний вопрос: сколько кровно заработанных придётся за него выложить?
Цена
Здесь стоит отметить, что машина премиальная не только по своей сути, но и по стоимости. От части это связано с тем, что Q5 sportback приезжает к нам из далёкой солнечной Мексики и привозит таможенные пошлины в качестве сувенира.
Для бензиновых версий 45TFSI прайс следующий: базовая версия стартует с отметки в 5 207 500 рублей, и дальше конфигуратор в вашем полном распоряжении. Audi оставили для клиентов огромную свободу выбора: можно собрать комплектацию по частям, или воспользоваться «пакетными» предложениями. Тестовый автомобиль в крайне богатом оснащении (матричные фары, полный набор ассистентов, панорамная крыша, пневматическая подвеска, спортивные кресла и пр.) обойдётся уже в 6 280 500 рублей. Дизельные моторы стоят дороже. За трёхлитровый 45 TDI с полным приводом Quattro в базовом оснащении просят 5 517 500 рублей.
Да, прайс «кусается», но в сегодняшних реалиях эти цифры абсолютно конкуренты. Просто загляните в салоны других представителей «большой тройки» и сразу всё поймёте.
Одновременно всем угодить невозможно, так для кого же этот автомобиль? Q5 Sportback подойдёт тем, кто ценит комфорт, в первую очередь, кому в жизни итак хватает драйва, а вот спокойствия и «тихой гавани» наоборот недостаёт. В Audi могут влюбиться и романтики, и прагматики. Главным критерием остаётся только эмоциональная зрелость и чётко очерченные приоритеты. А вот прожжённым «петролхедам» придётся искать что-то другое. Эта машина не будет участвовать в ежедневной битве за выживание по дороге домой. Не потому что она безэмоциональная, а просто потому что она — другая. Но тем и интересен такой большой и разносторонний автомобильный мир. И Audi Q5 Sportback абсолютно заслуженно блистает на одной из его граней.