bagio-winter
Анна Криворучко

Хочу красиво: как защитить ЛКП машины от повреждений

Рассказываем, чем отличаются средства для защиты лакокрасочного покрытия автомобиля и какое из них лучше выбрать.

Всю долгую зиму кузова наших автомобилей страдают от соли и потерянной ошиповки, «прилетающей» дробью буквально со всех сторон. Правда летом дела обстоят ничуть не лучше. Лак в режиме нон-стоп пескоструится дорожной пылью и страдает при контактных мойках, а гравий и камни так и норовят вылететь из-под колес соседей по потоку. Конечно, все эти «приключения» не проходят бесследно для ЛКП.

Буквально за считанные дни идеально-глянцевый лак на кузове может покрыться узором из мелких царапин и поверхностных потертостей. Но обиднее всего получить глубокий скол краски и «кратер» от удара на кузовной детали в придачу.

По большому счету, неважно, идет речь о новой машине или об автомобиле с пробегом. Перспектива в любом случае не из приятных.

К счастью, на рынке автомобильных услуг и косметики можно найти сразу несколько вариантов не только по решению уже возникших проблем с ЛКП, но и по их предотвращению. Два самых популярных направления кузовной защиты сегодня — это пленка и керамика.

Все, что нужно знать о пленке

Сначала стоит разобраться, о какой пленке вообще пойдет речь. Для оклейки кузова чаще всего используют прозрачный «винил» (пленка ПВХ) или полиуретан. На первый взгляд, эти материалы очень похожи, но на самом деле имеют очень много различий. ПВХ может быть в несколько раз дешевле полиуретана, и это неспроста. Значительно менее пластичная пленка больше подвержена механическим и температурным деформациям, что грозит постоянными вздутиями и отслойками. Эстетическая составляющая у «винила» тоже хромает. При ближайшем рассмотрении такая пленка имеет далеко не самую аккуратную шагрень, а под воздействием окружающей среды она еще и мутнеет. И все это при том, что ее толщина примерно вдвое меньше, чем у «собрата».

Полиуретан практически лишен всех изъянов ПВХ. Он вполне гибкий и при корректном монтаже в силах «отработать» температурные сжатия и расширения металла. Никаких помутнений и лишней «апельсиновой корки» на краске ожидать не стоит. Толщина дополнительного покрова — около 200 мкм, так что дополнительная обертка получается достаточно прочной.

Для чего клеят пленку

Защитный полиуретановый слой предохраняет ЛКП от пагубных внешних механических воздействий и УФ-излучения. Это значит, что детали будут меньше выгорать на солнце, а от «пескоструя» будет изнашиваться только пленка — лак под ней останется абсолютно нетронутым. Прозрачный «панцирь» вполне может защитить от сколов и даже некоторых царапин. Естественно, от булыжника не спасет ничего, а вот мелкая щебенка и прочий твердый, мелкогабаритный мусор кузову под пленкой нипочем. Без последствий могут пройти встречи с разросшимися на дорогу зелеными насаждениями и даже мелкие ДТП — например, притертый на парковке бампер или след от фурнитуры чьей-то сумки.

Фото: Александр Исаев

Плюсы и минусы оклейки автомобиля пленкой

Начнем с хорошего.

Очевидный плюс: длительная сохранность ЛКП в практически первозданном виде. Некоторые материалы обладают неплохой гидрофобностью, что может существенно сократить количество моек. Но стоит отметить, что таких все-таки меньшинство.

Поверхностные повреждения полиуретана не нуждаются в ремонте. Мелкие царапины могут затягиваться под воздействием высокой температуры — с задачей вполне может справиться жаркое летнее солнце. А если ему не удалось достаточно прогреть пленку, всегда можно воспользоваться строительным феном.

А еще с пленкой всегда есть некоторая свобода выбора. Ей можно обтянуть весь кузов целиком или выбрать только те участки, которые при эксплуатации страдают больше всего. Обычно владельцы предпочитают защищать переднюю полусферу и пороги.

Как и в любом вопросе, без ложки дегтя не обошлось.

Первый и самый главный минус — цена. Стоимость как самого материала, так и работ по оклейке достаточно высокая.

Ряд нюансов есть и в эксплуатационных характеристиках. Несмотря на пластичность, пленка все же — достаточно жесткий материал. Из-за этого на острых гранях и элементах сложной формы могут возникнуть проблемы с прилеганием, которые придется достаточно оперативно устранять. Если своевременно не исправить образовавшийся дефект, в полости может образоваться конденсат, который со временем с высокой долей вероятности станет причиной коррозии. Удивительно, но пленку можно повредить при помощи мойки высокого давления: «вспороть» поверхность струей воды под слишком сильным давлением или поддеть угол полотна на кромке детали. Во втором случае есть небольшая вероятность приклеить его обратно, но сделать это удается далеко не всегда. Неожиданные трудности могут поджидать и при демонтаже защитного покрытия. На ЛКП металлических кузовных панелей может остаться слой клея, который достаточно трудно удалить, но гораздо сложнее дела обстоят с пластиком. Из-за того, что «сцепка» краски значительно хуже, чем с металлом, при снятии полиуретан чаще всего «забирает» ее с собой. Это может привести к полной перекраске детали.

Все, что нужно знать о керамике

Керамическое покрытие — это жидкий полимерный состав, содержащий оксиды кремния и легких металлов (титана и алюминия). Он наносится на кузов послойно, образуя тонкий и достаточно прочный «панцирь». Основных «уровней» у покрытия три: базовый, промежуточный (рабочий) и финишный. Базовый отвечает за сцепление покрытия с ЛКП, промежуточный — за защиту от ударов, а верхний — за идеальный блеск.

Важно понимать, что керамика нужна, скорее, для большей эстетики, нежели чем для надежной защиты ЛКП. Сколько бы промежуточных слоев в пределах разумного конечно, не было уложено, добиться «бронебойности» не получится. Максимум, на что можно рассчитывать, — защита от «пескоструя» и совсем небольших камушков на низких скоростях.

Для чего делают керамику

Защитные керамические покрытия, в первую очередь, заставляют кузов сиять ярче, чем в дилерском центре при продаже. Сомневаться в вау-эффекте не приходится, особенно на темных автомобилях — на них керамика смотрится особенно выигрышно. С учетом недостаточной прочности сохранение целостности ЛКП уже вторично. Но такой дополнительный слой все же убережет лак от «паутинок» и помутнения.

Но стоит иметь в виду, что она далеко не вечная. Покрытие планомерно стирается, так что его нужно обновлять примерно раз в год. Если делать все своевременно, начинать все манипуляции с нуля не придется. Достаточно будет отполировать кузов, «залить» имеющиеся сколы и нанести всего один промежуточный и один финишный слой.

Плюсы и минусы обработки автомобиля керамикой

Главное преимущество этого покрытия — внешний вид как с обложки глянцевого журнала. Приятным бонусом будет отличный гидрофобный эффект и отсутствие прямого контакта ЛКП с окружающей средой и УФ-излучением.

Стоимость «кусается» не так сильно, как у пленки, зато вариативности в обработке совсем нет. Кузов имеет смысл покрывать только целиком, ведь разница в блеске будет слишком заметна.

Благодаря своей структуре состав не может отслоиться, так что ему не страшны ни замысловатые формы деталей, ни перепады температур.

Мелких несовершенств лака тоже удастся избежать, а вот от проблем посерьезнее керамика спасти уже не сможет. Все, что приводит к глубокому сколу на краске, без проблем преодолеет слои керамики. Конечно, ни о каких защитных свойствах при мелких ДТП говорить тоже не приходится. Более того, если деталь в итоге пришлось перекрасить, придется потратиться и на повторное нанесение защиты.

Как автомобили готовят к нанесению защитных покрытий

Хорошо подготовленный кузов — залог долговечности покрытия. Стоит быть готовым к тому, что даже абсолютно новый автомобиль не только обезжиривают, но и полируют с абразивом. Все дело в том, что даже лаковое покрытие автомобиля, только что вышедшего с завода, имеет микронеровности. В случае с пленкой они могут привести к отслойке покрытия, тогда деталь придется «перетягивать» целиком. С керамикой все не так критично, но из-за блеска любая неровность будет в несколько раз заметнее.

Пленка или керамика: что выбрать

В вопросе выбора нужно, в первую очередь, расставить приоритеты. Для надежной защиты от всех мелких дорожных бед стоит отдать предпочтение полиуретановой пленке и просто смириться со всеми нюансами эксплуатации. Если привлекательный внешний вид автомобиля все же стоит на первом месте, то выбор керамики будет абсолютно оправдан.

Есть небольшой лайфхак для тех, кому хочется всего и сразу. Керамические покрытия абсолютно безболезненно наносятся поверх полиуретана. Таким образом можно и кузов надежно защитить, и не проиграть в эстетике. Правда, стоимость процедуры при этом неминуемо возрастет.


Анонсирующие фото: Анастасия Градова

bagio-winter