1925-250
Роман Кузнецов

Гоночные династии: отцы и дети в автоспорте

Многие дети хотят стать похожими на кумиров своего детства, причем этими кумирами часто оказываются собственные родители – знаменитые гонщики.

Для многих молодых гонщиков собственные отцы служат ориентиром в выборе автоспортивной профессии. Не всегда они сами являются пилотами, но автоспорт связывает мир по обе стороны трассы, и почти в каждом виде моторных видов соревнований можно встретить лучших друзей, дальних или близких родственников. Здесь можно вспомнить и о том, что отец уже бывшего гонщика F1 Кевина Магнуссена, Ян Магнуссен — бывший гонщик F1 в составе команды Stewart и чемпион «24 часа Ле-Мана» в младших классах. И уже в 2021 году отец и сын будут вместе выступать в гонках на выносливость!

Отец Никиты Мазепина хотя и не является автоспортсменом, но всегда увлекался гонками, и, по рассказам нашего пилота «Формулы-1» в сезоне 2021, всячески способствовал увлечениям сына. Здесь можно вспомнить и американские гонки, где преемственность автомобильных традиций встречается на всех уровнях — например, победитель NASCAR и Daytona 500 Дейл Эрнхардт-младший — сын легенды, семикратного чемпиона NASCAR Дейла Эрнхардта-старшего, который трагически погиб в гонке 18 февраля 2001 года, а многие владельцы автомобильных салонов в США в настоящее время — дети своих родителей-бизнесменов в сфере авто и даже правнуки тех людей, которые начинали автобизнес еще на заре XX века.

Разумеется, есть и неудачные примеры, например, трехкратный чемпион «Формулы-1 Нельсон Пике-старший и его сын Нельсиньо, не добившийся успехов, или династия семьи Фиттипальди, где после дедушки Эмерсона никто не одерживал серьезных побед. Но сегодня в нашей статье мы поговорим о самых легендарных гоночных династиях, которые опровергают утверждение «природа отдыхает на детях».

Династия «Хилл»

Грэм Хилл — двукратный чемпион «Формулы-1» в 1962 и 1968 годах, победитель Indy 500 в 1966, победитель «24 часа Ле-Мана» в 1972, единственный обладатель «Тройной короны» в мировом автоспорте. Найти личность более легендарную довольно сложно.

Грэм погиб 29 ноября 1975 года в авиакатастрофе — на собственном самолете гонщик рухнул вниз вместе с остальными членами экипажа.

Но у Грэма осталась большая семья — он женился еще в 1955 году на Бетт Хилл. Забавная деталь: Бетт и ее родственники вынуждены были оплачивать все расходы на свадьбу, потому что молодой Грэм вкладывал все свои средства в автоспортивную карьеру. В итоге у Хилла родились две дочери, Бриджит и Саманта и сын Деймон! Деймон Хилл — чемпион «Формулы-1» 1996 года, один из главных соперников Михаэля Шумахера.

Деймон родился в 1960 году в Лондоне. Грэм постоянно брал Деймона на гонки и в автоспортивные компании — сын рос в обществе Стирлинга Мосса, Брюса Макларена, Джима Кларка и других величайших гонщиков своего времени, что наложило отпечаток на будущее пилота.

Деймона воспитывали в суровых условиях — он успел поработать и курьером, и разнорабочим, и бизнес-администратором. Особенно трудно начинающему пилоту пришлось после смерти Грэма, ведь Деймон стал главой семьи. Основной страстью Хилла-младшего были и остаются мотоциклы — его карьера началась в 1981 году именно в байках. Хилл вспоминал, что его отец Грэм был «суровым, самоотверженным человеком, которого с одной стороны Деймон боялся, с другой — хотел быть похожим на него». Например, одного из самых суровых руководителей в истории F1 Патрика Хеда сам Деймон как-то назвал «котиком, по сравнению с Грэмом».

Хилл-младший прошел суровый путь — он дебютировал в «Формуле-1» очень поздно, в 32 года. И здесь по горькой иронии судьба дала неожиданный шанс Деймону. На сезон 1994 его брали как второго номера под Айртона Сенну, и британский гонщик проигрывал Волшебнику по полсекунды с круга. Но Имола 1994 года с одной стороны навсегда перечеркнула судьбу одного великого пилота, с другой — дала шанс Деймону стать лидером команды. Именно он боролся за титул 1994 с Михаэлем Шумахером, когда немец совершил свой известный неоднозначный маневр. И в 1996 году звезды сошлись — Хилл за рулем Williams взял главный автоспортивный титул планеты, став первым в истории чемпионом F1 и сыном чемпиона «Формулы-1».

Грэм и Деймон Хилл — возможно, самая великая гоночная династия в истории. Но другим тоже есть чем похвастаться.

Династия «Вильнев»

Жиль Вильнев — легенда команды Ferrari. Канадский гонщик выступал в составе Скудерии с 1977 по 1982 год, трагически погиб на Гран-при Бельгии 1982 года. И хотя он так и не стал чемпионом, одержав всего шесть побед, его справедливо считают одним из самых легендарных пилотов как в истории красной конюшни, так и вообще в истории автоспорта.

Все дело в том, что Жиль был любимчиком самого Энцо Феррари, и такую любовь он заслужил за откровенно безбашенную, граничащую с сумасшествием манеру езды. Кстати говоря, подобную манеру Вильнев выработал в гонках на снегоходах, в которых выступал до «Формулы-1». По воспоминаниям первого автоинструктора Жиля, «когда этот парень первый раз сел за руль, началось безумие — он проходил все повороты в скольжении на скорости более 160 км/ч, при этом каким-то образом сохраняя контроль над машиной». Он сохранил это и в F1 — чего стоит легендарная дуэль с Рене Арну!

Есть миф, что в повседневной жизни, садясь в одну машину с Жюлем, некоторые пассажиры закрывали глаза или ложились на пол на заднем сиденье, потому что Вильнев не умел ездить медленно, и это откровенно пугало окружающих. В частности, в свое время директор McLaren Тедди Майер отказался брать канадского пилота, потому что он «не умеет ездить цивилизованно». Кто-то и вовсе говорил о том, что им «нужен гонщик, а не парень, который разобьется». Увы, доля правды в их словах была. Но портрет Жиля стоял на письменном столе Энцо Феррари до конца его дней.

У Жиля остались дочь Мелани Вильнев и сын Жак Вильнев! В 1982 году Жаку было 11 лет, когда отец погиб. Но Вильнев-младший все равно пошел по его стопам и выбрал автоспорт, чтобы стать такой же легендой, как отец.

1995 год — чемпион IndyCar и победитель легендарной гонки Indy 500

1996 год — дебют в «Формуле-1»

1997 год — чемпион «Формулы-1»

Мы уже писали как и о легендарном сражении с Михаэлем Шумахером в сезоне 1997, когда даже таран не помог немецкой легенде Ferrari, так и о том, как трудно победить в гонке Indy 500. В частности, тот же Деймон Хилл признавал манеру езды Жака «порой безумной, но в основном выигрышной», и он знал, о чем говорит — ведь в чемпионском сезоне Деймона 1996 они были напарниками по команде Williams. Жак Вильнев покорил автоспорт по обе стороны океана и заслуженно встал на одну автоспортивную ступень величия со своим отцом.

Династия «Брэбэм»

Джек Брэбэм — фигура культовая. Трехкратный чемпион «Формулы-1», первый австралийский чемпион F1, Человек Года в Австралии (1966). Единственный гонщик, который выиграл за рулем своей же команды Brabham как раз в том же 1966 году.

Известность Джека настолько большая в родной стране, что в 2017 году австралийский монетный двор выпустил монету в 50 центов, посвященную Брэбэму.

У Джека, почти как в сказке, родились три сына — Джефф, Гэри и Дэвид. Джефф не добился значительных успехов, Гэри выступал в «Формуле-1» и CART, тоже без особенных достижений. К тому же он сильно подпортил репутацию семьи Брэбэм — в 2016 году средний сын был обвинен по подозрению в растлении малолетних. И хотя его вина по пяти эпизодам не была полностью доказана, и он вышел на свободу после шести месяцев в тюрьме, путь в большой автоспорт и в приличное общество для него закрыт навсегда, тем более на суде девочка утверждала, что Гэри вел себя неподобающим образом в течение целых четырех лет. Это вообще темная история: например, журналисты выяснили, что он сидел в тюрьме в 2009 также по подозрению в педофилии, но эпизод тоже не был полностью доказан.

А вот Дэвид Брэбэм, самый младший сын в семье Брэбэм, прославил автоспортивную фамилию. И хотя в «Формуле-1» Дэвид не добился успехов, не набрав ни одного очка за два сезона – он нашел себя в гонках на выносливость. Мы уже писали в статье об Aston Martin о том, что Брэбэм-младший побеждал в классе GT1 за рулем британской машины, но в 2009 году Дэвиду покорился и общий зачет.

В составе команды Peugeot гонщик вместе с Марком Жене и Алексом Вурцем взял главный титул «24 часа Ле-Мана» в классе LMP1. Кстати говоря, Дэвид — дядя Мэтью Брэбэма (сына Джеффа), который блистает в гонках на грузовиках.

И вы не поверите, сын Дэвида Брэбэма, Сэм, тоже гонщик. И его жена — бывшая гонщица! Лиза Таквелл в девичестве тоже успела себя попробовать на гоночном поприще. Таким образом, австралийская семья Брэбэм уже более полувека живет автоспортом на всех уровнях своего генеалогического древа. Но все же действительно известными чемпионами остаются Джек Брэбэм и его сын Дэвид.

Династия «Андретти»

Фамилия «Андретти» в автоспортивном мире США — почти нарицательная, это скорее уже явление.

Как рок-группа Kiss или Бенджамин Франклин на стодолларовой купюре. Наконец, как фамилия «Шумахер» в России или «Феррари» в Италии. Фамилия «Андретти» часто употребляется в известных кругах или в песнях американских звезд — здесь и строчка Beastie Boys «тебе нравится Марио Андретти, он всегда круто гоняется», и Гвен Стефани «ты гоняешься, как Марио Андретти», и много-много других упоминаний.

Марио Андретти — американец итальянского происхождения, широко известен по обе стороны океана. Чемпион «Формулы-1» в 1978, победитель Daytona 500 в 1967, победитель Indy 500 в 1969. Многократный победитель «12 часов Себринга», участник NASCAR — Марио успевал гоняться везде на очень высоком уровне.

Единственный турнир, который так и не покорился Андретти — «24 часа Ле-Мана», причем Марио пытался победить в легендарной гонке аж на протяжении четырех десятилетий, но удача так и не улыбнулась ему.

Марио известен не только своими гоночными достижениями. И не только тем, что его сын Майкл Андретти стал чемпионом CART и в 1993 году гонялся в «Формуле-1» в составе McLaren, где его напарником был сам Айртон Сенна.

Марио основал целую гоночную династию из своей семьи! Итак, по порядку. Родные братья-близнецы Марио и Альдо Андретти (Альдо умер 30 декабря 2020 года от последствий COVID-19) — оба автогонщики. И хоть Альдо не добился таких же громких успехов, зато он много успевал на бизнес-поприще, что являлось опорой и для Марио. Например, в 1973 году Альдо Андретти основал отделение по розничной торговле Andretti Firestone, причем основал он его в самом сердце «столицы» главной американской гонки Indy 500.

Сыновья Марио, Майкл и Джефф Андретти, тоже гонщики. Сын Альдо, Джон Андретти, гонщик. Второй сын Альдо, Адам Андретти, гонщик.

Внук Марио, Марко Андретти, гонщик. Внук Альдо — Джаретт Андретти. Думаю, вы уже догадались. Правильно, гонщик.

Вы еще не запутались в Андретти? Именно знаменитой семье принадлежит уникальный рекорд: в чемпионате CART с 1990 по 1994 год соревновались одновременно сразу четыре представителя фамилии Андретти! Марио, его сыновья Майкл и Джефф, и сын Альдо — Джон. Представляете, если бы в «Формуле-1» с Льюисом Хэмилтоном соревновались бы его два старших брата и пара сыновей?

Настоящая автоспортивная семья, которая в буквальном смысле живет автоспортом — команда Andretti Autosport, принадлежащая в данный момент единолично Майклу Андретти, выиграла в IndyCar четыре чемпионата, плюс пять побед в Indy 500!

От гонщиков до предпринимателей — для этой династии нет пределов. И все же, действительно известными пилотами и чемпионами остаются Марио Андретти и его старший сын Майкл Андретти.

Династия «Росберг»

Кеке Росберг — финский чемпион «Формулы-1» 1982 года в составе Williams.

Его сын Нико Росберг — чемпион «Формулы-1» 2016 года в составе команды Mercedes. Он победил самого Льюиса Хэмилтона!

На бумаге звучит, как идеальная гоночная династия, но любопытно отношение отца и сына к гонкам и их путь к титулам. В некотором роде это самое «рабочее» поколение чемпионов.

Кеке дебютировал в F1 лишь в 1978 году, когда ему было уже 29 лет. Росберг-старший никогда не хватал звезд с неба, и он неоднократно замечал, что гонки являются для него тяжелой и довольно опасной работой. В частности, Кеке критиковал тех, кто пытался романтизировать автоспорт, а Дидье Пирони он прямо обвинял в смерти Жиля Вильнева. Известны и скандалы с Ники Лаудой, и многочисленные нарушения дисциплины, а сколько сигарет выкуривал Кеке, наверное, не подсчитал бы даже лучший математик в мире.

В 1982 году Кеке улыбнулась удача — в хаотичном сезоне он победил и взял титул… лишь с одной победой! Это единственный случай в истории «Формулы-1», когда одной победы хватило для того, чтобы остаться первым в чемпионате. Росберг проехал еще несколько сезонов и заявил, что «наелся» гонками. Зато он смог вложить силы в своего отпрыска — Нико Росберга.

История Нико известна современным любителям F1. В 2010 году он пришел в Mercedes вместе с Михаэлем Шумахером, с 2014 по 2016 год буквально «воевал» с Льюисом за титулы. Росберг-младший всегда был чуть медленнее именитых коллег, но он всегда «вгрызался» в результаты. В частности, бывший гонщик F1 Марк Уэббер отзывался о Нико как о «настоящем работяге, он даже спал отдельно от жены, концентрируясь исключительно на гонках». В 2016 Нико достиг своей цели тоже своеобразным путем — у Хэмилтона сгорел двигатель в Малайзии, и Росбергу было достаточно занимать вторые места в последних четырех гонках, чтобы выиграть титул.

И вы не поверите: Нико в итоге прагматично занял четыре вторых места подряд при четырех победах Льюиса подряд! И затем на пике карьеры Росберг-младший тоже объявил о своем уходе: он заявил, что «семья важнее гонок, и автоспорт никогда не стоял на первом месте».

Вот такая династия «рабочих» чемпионов, которые покидали гонки сразу после титула.

Династия «Аскари»

Мы не могли не упомянуть династию семьи «Аскари» — самую старинную и одновременно самую трагическую в нашем списке.

Антонио Аскари гонялся за четверть века до появления «Формулы-1», с 1919 по 1925 год, и являлся чемпионом серии Гран-при.

Символично, что Антонио выступал… вместе с молодым 21-летним Энцо Феррари, будущим основателем марки Ferrari, на гонке Targa Florio. Антонио зарекомендовал себя как одного из лучших гонщиков своего времени, современники дали ему прозвище Maestro. К сожалению, 26 июля 1925 года Антонио погиб на Гран-при Франции.

Сын Антонио — Альберто Аскари, чемпион F1 1952 и 1953 годов в составе команды Ferrari под руководством как раз Энцо. Альберто погиб 26 мая 1955 года при весьма мистических обстоятельствах.

Аскари больше всего в жизни боялся погибнуть на гоночной трассе, как его отец. Этот страх с детства сформировал у Альберто определенные привычки: он никогда не выходил на трассу без шлема голубого цвета и перчаток, и он никогда не садился за руль по 26 числам, потому что именно 26 числа погиб его отец. Эти привычки многие считали большими «причудами» Альберто, но не обращали на них внимание. Этот же страх преследовал и его мать, которая боялась потерять сына так же, как и мужа.

И вот, Монца, 26 мая 1955 года. Тесты Ferrari 750 на гонку «1000 километров Суперкортемаджоре». Альберто Аскари садится за руль 26 числа без своего шлема и своих перчаток даже не в рамках гоночного уик-энда.

В середине третьего поворота Vialone (который в настоящее время как раз носит имя «Аскари»), Ferrari заносит, Альберто не справляется с управлением, и его выкидывает из болида. Смерть на месте, страшная трагедия для всей Италии — жена Альберто, по слухам, предпринимала попытки покончить с собой, Джанни Лянча продал все свое имущество Энцо Феррари, страна погрузилась в траур. Альберто Аскари называли главным соперником Хуана-Мануэля Фанхио, пятикратного чемпиона F1. И если бы Альберто не погиб, то за рулем Ferrari именно он, скорее всего, выиграл бы титул, а не Фанхио.

Антонио и Альберто Аскари.

Оба чемпионы своего поколения. Оба в возрасте 36 лет.

Оба 26 числа.

Кстати говоря, уже известный нам Марио Андретти всегда называл Альберто Аскари своим героем. В возрасте 12 лет он присутствовал на Гран-при Италии 1952 в Монце, и победа Альберто вдохновила его заниматься гонками.

Династия «Шумахер»

И завершаем наш рассказ на позитивной ноте!

В 2021 году в «Формуле-1» дебютирует Мик Шумахер — сын семикратного чемпиона F1 Михаэля Шумахера. Пока никто не знает, добьется ли Мик хотя бы половины таких же высот, но уже сейчас Шумахер-младший — чемпион «Формулы-3» и «Формулы-2», участник академии Ferrari и один из самых востребованных гонщиков в мире.

Совсем недавно в Instagram на вопрос официального аккаунта F1 о том, «кто является вашим кумиром в «Формуле-1», Мик трогательно ответил — «мой папа». Возможно, именно Шумахер-младший сможет остановить гегемонию Льюиса Хэмилтона, но в любом случае можем констатировать: до своей печально известной травмы Михаэль успел воспитать хорошего сына.

Любите своих детей и своих родителей. Будьте вместе.

Благодарим Simply Formula за помощь в подготовке материала.
1925-250