bagio-winter
Анна Криворучко

Багажник на крышу: третье измерение в вашем автомобиле

Любите путешествовать на машине или может быть все ваши вещи просто не умещаются к вам в автомобиль? Есть решение: багажник на крышу. Рассказываем, можно ли устанавливать их на крышу автомобиля, как и какой выбрать.

Петляющее лесное шоссе, залитое солнцем, пробивающимся сквозь густые, зелёные кроны деревьев. За окном мелькают чудесные, красочные пейзажи, а дорога превращается в одно сплошное удовольствие. Вы мчитесь навстречу приключениям и практически медитируете за рулём в предвкушении прекрасного отдыха. Фантазия услужливо рисует картины пикника на озере и душевных ночных посиделок у костра, но погодите, с собой же столько всего нужно взять! И палатки, и стулья, и спальники, и еду в конце концов. А вдруг холодно? Или наоборот жарко? А у меня, вообще-то, купе и всё нужное добро положить просто некуда. Но… это не повод отказывать себе в поездке! Для решения неприятности даже не придётся покупать минивэн. Проблему нехватки места легко можно решить, установив дополнительный багажник, например, на крышу авто. Решение подкупает своей простотой, но не всё так однозначно. Давайте разберёмся в тонкостях подбора навесного оборудования для перевозки грузов.

Закон гласит

Госавтоинспекция бережёт водителей, поэтому в действующее законодательство с завидной периодичностью вносятся поправки, ограничивающие возможности использования оборудования, непредусмотренного автопроизводителями «с завода». Нашумевшая история с регистрацией и техэкспертизой коснулась не только фаркопов для прицепов, но и дополнительных внешних багажников. Несертифицированные или плохо закреплённые багажники действительно могут нанести серьёзный ущерб не только вашей машине, но и соседям по потоку. Риск многократно увеличивается, если ваш авто изначально не был предназначен для установки дополнительных навесных конструкций. Об этом нам тонко намекает пункт 77 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 и практически повторяющий его ГОСТ 33670-2015. В этих документах, в том числе, говорится о том, что любая деталь, устанавливаемая на ваш автомобиль, должна быть предусмотрена заводом-изготовителем. Если же доработки или дооснащение машины продиктованы вашим желанием сделать удобнее, лучше, или не как у всех, то безопасность таких изменений нужно будет доказать сотрудникам ГИБДД и внести соответствующие отметки в ПТС.

Как связаны дополнительные багажники и конструкция самого транспортного средства?

Всё дело в нагрузках, которые безболезненно выдержит кузов вашей машины. Когда речь заходит о прочности, крыша — одна из самых уязвимых частей автомобиля. Эта деталь имеет наибольшую площадь, поэтому сильнее всего страдает от точечных нагрузок. Конечно, она имеет рёбра жёсткости, усиливающие конструкцию, но при неправильном распределении или чрезмерной нагрузке деталь может деформироваться. При проектировании автомобиля всегда рассчитывается «безопасная» нагрузка, которую выдержит элемент. В тот момент, когда ваша машина ещё не сошла с конвейера, инженеры уже знали, как, куда и что можно прикрутить, чтобы не навредить несущей способности кузова. Вычислили точки крепления и максимальный вес перевозимого груза.

Поэтому, в первую очередь, давайте убедимся в том, что установка багажника на крышу «законна». Самый простой и очевидный вариант — рейлинги. Если они гордо возвышаются над вашей крышей и были установлены на заводе, то дополнительный багажник на крышу устанавливать можно.

На некоторых автомобилях можно крепить багажник прямо за верхнюю часть дверного проёма — этим, по большей части, «грешат» российские марки прошлых поколений (на фото слева).

Менее очевидный, но распространённый вариант — крепёжные отверстия в крыше. Чаще всего они прикрыты пластиковыми или резиновыми заглушками, и расположены по краям рядом с дверными проёмами и водостоками (на фото сверху).

Вариант, когда крепёжные отверстия могут быть спрятаны под уплотнитель (на фото снизу).

Но однозначное разрешение на установку багажника на крышу вам даст только руководство по эксплуатации вашего авто. Если по инструкции машина может им комплектоваться, можете приступать к выбору подходящего. Если же такое оборудование не входило в задумку инженеров, то от его установки придётся отказаться. Сейчас наказание за «самоволку» не такое суровое — 500 рублей, но в проекте ужесточение мер наказания вплоть до лишения прав.

Сама конструкция багажника подразумевает наличие:

  • кронштейнов, крепящихся в штатные места, в дверной проём или на рейлинги;
  • дуг, обеспечивающих несущую способность;
  • «емкости» для перевозки ваших вещей.

Как выбрать багажник

Кронштейны

Начать подбор стоит с кронштейнов. Если вы планируете купить багажник у официального дилера, то проблем с подбором нужного кронштейна под крепление не будет — достаточно сообщить продавцу модель и год выпуска авто. Если же выбор пал на производителей автомобильных аксессуаров, то придётся дополнительно изучить инструкцию и сертификаты производителя. Важно, чтобы крепежи были сертифицированы под вашу марку и модель машины. Также перед покупкой стоит уточнить, дадут ли вам сертификат. Эту бумагу лучше иметь при себе в поездках с установленным навесным оборудованием. Тогда, в случае остановки, вы сможете показать инспекторам документ, подтверждающий «законность» использования багажника.

Дуги

Выбор дуг, пожалуй, самый важный этап. Сделать оптимальный выбор непросто, учитывая разнообразие форм и размеров. Для начала нужно определиться с материалом. Дуги бывают стальными или алюминиевыми. Стальные «поперечины» значительно тяжелее алюминиевых, а дополнительный вес сказывается на управляемости. Чем сильнее нагружена крыша, тем выше смещается центр тяжести машины. От этого серьёзно страдает устойчивость, поэтому конструкцию лучше, по возможности, облегчить. Помимо веса стальные дуги имеют ещё один серьёзный недостаток — они ржавеют. Конечно, изделия будут покрыты защитной эмалью, но в процессе эксплуатации она будет повреждаться, так что следить за целостностью краски придётся тщательно. Особенно если багажник устанавливается на продолжительный период времени. Зато стальные конструкции значительно дешевле своих легковесных собратьев, и если багажник нужен на пару-тройку поездок, серьёзно тратиться на алюминиевые дуги может быть просто нецелесообразно.

Теперь нужно подобрать форму самого профиля дуги. Они бывают квадратными, шестигранными, круглыми и «аэродинамическими». Самые часто встречающиеся — прямоугольные и «аэродинамические». От формы профиля зависит уровень аэродинамического шума, который будет сопровождать вас в дороге. Чем более обтекаемую форму поперечин вы выберете, тем тише будет вести себя конструкция на ходу.

Также дуги отличаются по допустимой нагрузке. Определитесь, какой максимальный вес вы хотите разместить на крыше и подбирайте дугу с учётом этого. Но не стоит забывать, что крыша может выдержать ограниченную нагрузку, так что суммарный вес багажника и груза не должен превышать допустимые значения.

Дуги, так же как и кронштейны, должны быть сертифицированы.

Форма багажника

Теперь осталось подобрать последнюю деталь — саму «ёмкость» для перевозки груза. Здесь выбор ещё шире: открытые корзины, закрытые боксы разных форм и размеров, площадки с креплениями для спортивного инвентаря. У всех есть свои плюсы и минусы.

* Открытые корзины не ограничивают вас объёмом перевозимого груза, в разумных пределах, конечно. Но при выборе такого способа транспортировки ваши вещи никак не защищены от ветра, дождя, пыли и грязи. А если пришлось оставить загруженный открытый багажник без присмотра, вы рискуете недосчитаться некоторых своих вещей по возвращении — очень уж корзины провоцируют злоумышленников. Выбирая такой тип багажника вы проиграете ещё и в аэродинамике. Уложить все вещи так, чтобы они не «ломали» воздушный поток и не создавали лишних завихрений под силу разве что истинным сенсеям тетриса. Да и закреплять груз в открытом багажнике придётся с удвоенной силой и вниманием.

* Закрытые боксы решают проблему контакта груза с окружающей средой и минимизируют риск что-то потерять по дороге. Но, выбирая такой тип багажника, нужно уделить внимание сразу нескольким вещам:

Размеры. Конечно, хочется, чтобы в бокс можно было убрать всё, что душе угодно. В реальности такие короба имеют каплевидную форму — полезная высота сзади и спереди может серьёзно отличаться. Так что габаритные размеры стоит изучить очень внимательно. Обычно производитель указывает объём бокса в литрах. Оценить по этой цифре реальную вместимость сложно, так что придётся сопоставить длину, ширину и высоту планируемого к перевозке груза с габаритами багажника.

Запорные механизмы. Типов замков придумано великое множество, так что главный критерий выбора — надёжная фиксация крышки бокса. Для удешевления часто применяют обычные клипсы-защёлки и здесь работает простое правило: «чем больше, тем лучше». И не забудьте позаботиться о наличии хотя бы одного замка с ключом. Так вы сможете защитить свои вещи от кражи.

Опора крышки. Для погрузки и выгрузки вещей крышку бокса нужно надёжно зафиксировать в открытом положении. По принципу работы упоры боксов не отличаются от тех, что устанавливают для поддержки капота машины. Обязательно проверьте, надёжно ли фиксируется крышка и удобно ли пользоваться конструкцией в целом. Упор не должен усложнять погрузку и выгрузку вещей.

Герметичность. Конструкция короба хоть и закрытая, но не монолитная, поэтому перед покупкой стоит проверить, останутся ли ваши вещи сухими, если в пути застанет, например, дождь. Конечно, поливать из шланга короб не нужно. Достаточно убедиться в том, что в точках крепления и вокруг замков есть хорошие уплотнители, которые не позволят влаге проникать внутрь.

Материал. Все короба пластиковые, но разновидностей этого материала достаточно много. Дешёвые пластики могут не пережить жару, холод, или удары камней на скорости. Если вы планируете использовать бокс регулярно, то предпочтение стоит отдать более дорогостоящим конструкциям из ABS-пластика (не путать с Anti-lock braking system, оргстекла или их комбинации. Багажная секция из такого материала легко преодолеет и жару, и холод, и камни.

К основному минусу боксов можно отнести их стоимость. Действительно качественные «коробки» стоят дорого.

* Специальные багажники. Есть целый маленький мир приспособлений для перевозки абсолютно любого спортивного инвентаря. Различные каркасы, опоры, системы зажимов и другие продукты инженерной мысли встречают нас на полках специализированных магазинов. Такие багажники могут быть предназначены для одного типа инвентаря, например, велосипеда. А могут позволить закреплять, надувную лодку, мотор и сёрф впридачу. Выбор таких багажников сродни хорошему квесту. Фиксирующие груз элементы должны идеально подходить по габаритам как к дугам, так и к вашему спортивному снаряжению. А если в списке ваших хобби значатся практически все виды активного отдыха, то, вероятно, придётся озаботиться покупкой нескольких разных багажников, ведь универсальных решений пока, к сожалению, не придумали. Да и перевезти на таких площадках что-то кроме спортивного инвентаря не получится — слишком уж специфические крепления.

Важные нюансы

Вне зависимости от выбранного типа багажника помните, что крепёжные элементы должны идеально подходить к поперечинам. Надёжное крепление — залог безопасности. И, конечно, сертификат, без него никуда.

Большинство производителей автомобильных аксессуаров предлагают готовые комплектные решения, так что разумнее и быстрее выбирать из уже имеющихся наборов. Так сократится не только время поиска, но и существенно снизится риск плохой стыковки элементов багажника.

Отправляясь в путь с дополнительным грузом на крыше будьте готовы к повышенному расходу топлива и сильным завываниям ветра. Каким бы, на первый взгляд, обтекаемым не был ваш багажник, он всё равно создаёт дополнительное сопротивление воздуху и работает как небольшой парус. При маневрировании не забывайте про поднявшийся центр тяжести и большую нестабильность при боковом ветре. Если багажник используется не каждый день, снимайте не только саму «коробку», но и дуги. Это сделает вашу ежедневную езду значительно экономичнее и тише.

bagio-winter