Айртон Сенна: история легендарного гонщика. Кто виноват в его смерти?
Айртон Сенна да Силва родился в бразильском городе Сан-Паулу 21 марта 1960 года. Сын обеспеченных родителей «горел» гонками с самого детства и уже в 4 года сел за руль карта. С тех пор его жизнь изменилась. Он грезил автоспортивными состязаниями, мечтал стать лучшим и был готов на всё ради победы. На трассе Сенна забывал о страхе и сомнениях, превращался с машиной в одно целое и показывал феноменальные результаты. Айртон мог извлечь из техники невообразимо далеко запрятанные резервы и заставить превзойти свой потенциал.
Дорога в большие гонки
В 17 лет он стал чемпионом Южной Америки по картингу. Это открыло дорогу в Европу, где Сенна начал свой путь к «Формуле-1». Он выиграл дебютный сезон в британской «Форму-ле-Форд 1600», в 1982 году взял чемпионский титул сразу в двух сериях «Формулы-Форд 2000» — европейской и британской. В следующем году гонщик перешёл в британскую «Формулу-3», где доминировал весь сезон, закончив его на первой строчке с тринадцатью победами в активе. Параллельно с «младшим» чемпионатом Сенна тестировал машины нескольких команд «Формулы-1» и под конец сезона смог получить место боевого пилота.
Дебют в «Формуле-1»
Айртон дебютировал за рулём болида небольшой команды Toleman, которой в сезоне 1984 года удалось построить неплохую машину. Она не могла напрямую конкурировать с доминировавшими на тот момент McLaren и Williams — шасси позволяло бороться за очки лишь на некоторых трассах. Но за рулём оказался Сенна. Он не мог довольствоваться просто финишем в шестёрке сильнейших (в те годы очки получали только первые 6 пилотов). В дождевом Монако победа ускользнула из-за остановки Гран-при и первого триумфа в сезоне не случилось. Зато было ещё два подиума — оба бронзовые. По итогам сезона дебютант занял девятое место в личном зачёте. Чемпионом стал Ники Лауда, а будущий заклятый соперник Сенны Ален Прост занял второе место.
Первая победа
Сезон 1985 года Сенна начал в команде Lotus, не без скандала расставшись с Toleman. В этом году состоялась его дебютная победа. Айртон выиграл Гран-при Португалии с «поула», но из-за проблем с надёжностью болида повторить успех удалось всего один раз — на этапе в Бельгии. По итогам «неровного» сезона бразилец остался лишь четвёртым. Следующий сезон оказался чуть более стабильным для машины, но скорости болида для реальной борьбы с лидерами не хватало. Итог: повторение результата прошлого года и большие надежды на следующий год. Смена моториста должна была пойти команде на пользу, но чуда не произошло. Отчаянная борьба за вице-чемпионство была проиграна после финиша Гран-при Австралии. Машину дисквалифицировали из-за несоответствия системы охлаждения тормозов техническому регламенту, а времени отыграться не было —гонка в Аделаиде закрывала сезон. Контракт с Lotus истёк и обидное третье место в личном зачёте только укрепило желание Айртона покинуть команду. Тем более, что предложение от легендарной британской «конюшни» было уже в кармане.
Путь в McLaren
С 1988 года Айртон Сенна начал творить историю вместе с McLaren. Он заменил шведского гонщика Стефана Юханссона и получил в напарники рекордсмена по количеству побед, двукратного чемпиона мира Алена Проста. Команда доминировала в сезоне и выиграла 15 гонок, упустив победу только в одной. На долю Проста пришлось семь триумфов, а у Сенны было на один победный кубок больше. По итогам сезона Айртон превзошёл напарника и впервые стал чемпионом мира «Формулы-1».
Следующий сезон ещё больше накалил отношения между пилотами. Сенна и Прост ожесточённо боролись за чемпионство. Кульминацией стала авария на Гран-при Японии: на гонку в Сузуку Прост прибыл лидером чемпионата, имея весомые 16 очков преимущества. Он сумел захватить лидерство, стартуя со второй позиции на стартовом поле и лидировал 45 кругов. Айртон нагнал соперника и атаковал по внутренней траектории, но Ален был не готов уступать. В итоге болиды столкнулись и остановились на обочине
Прост покинул кокпит, а Сенна, воспользовавшись помощью маршалов, смог завести машину, срезал поворот и отправился в боксы за новым передним крылом. Бразилец выиграл эту гонку, но после финиша судьи исключили его из протоколов. Эксперты до сих пор расходятся во мнении относительно виновника инцидента, но так или иначе решение судей тогда решило судьбу титула. Несмотря на протесты руководителя команды Рона Денниса, стюарды не изменили решения и по итогам сезона француз стал чемпионом в третий раз. На этом карьера Проста в McLaren была окончена. Он не смог смириться с навязываемой ролью «второй скрипки» и фаворитизмом Денниса по отношению к бразильцу, покинув коллектив и перейдя в Ferrari. Сенна остался главной и единственной звездой британского коллектива.
Сезон 1990 года вновь прошёл под эгидой соперничества француза и бразильца. И снова Сузука, и снова столкновение в борьбе за чемпионский титул. В этот раз Сенна абсолютно намеренно протаранил болид Ferrari, и благодаря двойному сходу он обеспечил себе первую строчку в личном зачёте и звание двукратного чемпиона «Формулы-1».
Машина красной «конюшни» в 1991 году откровенно не удалась, а вот Williams смогли построить действительно конкурентоспособный автомобиль и навязать борьбу McLaren. Найджел Мэнселл проиграл старт чемпионата, но в середине сезона смог выровнять положение и подобраться к Айртону. В третий раз подряд гонка в Японии предрешила исход чемпионата: Мэнселл стартовал вторым, Сенна — с поула. Найджел не смог отыграть позицию, «застряв» за бразильцем. При попытке обгона британец допустил ошибку, потерял управление над болидом и сошёл с дистанции. Сенна оформил третье чемпионство на следующем этапе в Австралии.
В 1992 году всё резко изменилось. Присоединившийся к Williams перед прошлым сезоном Эдриан Ньюи сумел создать инженерный шедевр, обеспечив Найджела Мэнселла болидом, которому не было равных. В то же время Айртон Сенна «заскучал» без сражений с Аленом Простом. Без сильного соперника рядом он потерял мотивацию и не смог навязать борьбу в чемпионской гонке, закончив сезон на втором месте.
Следующий год ознаменовался «качелями» как для McLaren, так и для Сенны. «Конюшня» потеряла своего поставщика моторов — Honda покинула «Формулу-1». Переговоры с Renault закончились провалом. Последней «соломинкой» стали моторы Ford — Рон Деннис был вынужден согласиться на них. Это решение далось команде нелегко, ведь спецификация силовой установки изначально ставила McLaren в проигрышное положение. Ford работал с Benetton, за рулём которого блистал Михаэль Шумахер, и более мощные агрегаты поставлялись именно им. В свою очередь, Айртон не хотел выходить на старт, заранее зная о неминуемом поражении. Он пытался получить место в Williams, но владелец команды уже отдал место Алену Просту. Поэтому к началу сезона подписанного контракта у бразильца на было. Несмотря на недостаток мощности, команде удалось построить удачное шасси, подходившее Айртону, и Сенна дал шанс команде. Начало сезона вышло впечатляющим: второе место в ЮАР, долгожданная победа в Бразилии, невероятный триумф в Лестершире, победа в Монако. Он почувствовал уверенность и решил остаться с командой до конца сезона. К этому моменту Прост сумел адаптироваться к активной подвеске болида Williams, «вкатился» и сумел раскрыть потенциал машины. Борьба за чемпионство оказалось неравной. Сенна смог выиграть в Японии и Австралии, но остался вторым в чемпионате. Прост взял реванш за предыдущие поражения и завоевал четвёртый титул.
Айртон устал смотреть в спину Williams и хотел оказаться за рулём чемпионского болида. Одновременно с этим было очевидно, что Прост находится не в лучшей форме и его карьера неминуемо клонится к закату. Француз не хотел Сенну в напарники, но руководство команды не могло позволить себе упустить лучшего пилота в пелетоне. В итоге Прост принял далеко не самое худшее решение — он объявил о завершении карьеры и покинул кокпит чемпионом мира. Занявший третье место в личном зачёте Дэймон Хилл остался в команде, а место Алена Проста в роковом сезоне 1994 занял Айртон Сенна.
1994 год: как это было
Разработка гоночного болида идёт по пути эволюции. Иногда эта дорога быстро приводит к успеху, иногда заводит в вязкое болото, из которого потом невозможно выбраться. Но чаще всего путь петляет, заводя то на самую вершину, то в глубокий овраг. За три года стараниями Патрика Хэда и Эдриана Ньюи Williams сумели выбраться из «ямы». Несравненная аэродинамика вкупе с активной подвеской делали шасси практически эталонным. Всему этому великолепию вторил десятицилиндровый V-образный мотор Renault, выдававший мощность в 790 лошадиных сил. Обилие электронных систем позволяло гонщикам лучше контролировать автомобиль и пилотировать за гранью человеческих возможностей. Такой была FW14 1993 года и её преемница — FW16 обещала быть ещё совершеннее, пока в дело не вмешалась политика и командный менеджмент.
В те годы одной из любимых шуток в паддоке была расшифровка аббревиатуры международной автомобильной федерации FIA как Ferrari International Aid (всемирная помощь Феррари). Эта команда действительно имела огромное влияние на федерацию и пользовалась своим привилегированным положением. Они не смогли заставить инновационную подвеску правильно работать на своём болиде, ожидаемого прогресса в работе с электронными ассистентами тоже не добились. Последним шансом вернуться в борьбу были протесты и требования о смене регламента. Ferrari им воспользовались, а руководство FIA и «Форму-лы-1» сочли, что запрет на использование высоких технологий пойдёт на пользу автоспорту. Таким образом, под запрет попало множество технологий, внедрённых командами: активная подвеска, ABS, трекшн-контроль, электронный усилитель руля, подруливающая задняя ось, launch control, усилитель тормозов и CVT-коробка передач. Это болезненно ударило по многим командам, но Williams пострадал больше других.
В аэродинамической трубе всё выглядело неплохо, но на предсезонных тестах стало очевидно, что с управляемостью есть серьёзные проблемы. Болид был непредсказуем, а на кочках становился практически неуправляем. Картина перед началом сезона выглядела тревожно, дело осложнилось и тем, что Айртону было неудобно в кокпите. Кресло и руль оказались слишком низко, но изменить конфигурацию уже не могли. Одновременно с этим серьёзно прибавил Benetton. Команда Михаэля Шумахера добилась ощутимого прогресса в межсезонье, и всё говорило о том, что они навяжут борьбу Williams.
Команда Сенны искала решение проблемы, но до начала сезона оставалось слишком мало времени. Коллектив и пилоты оказались под невероятным психологическим прессингом, но исправить ситуацию пока не могли.
Чемпионат открывала гонка в Бразилии. Сенна, подстёгиваемый родными трибунами, выиграл квалификацию. Старт прошёл успешно. и он лидировал на протяжении 21 круга, но после пит-стопа потерял лидерство. Следующие 34 круга прошли «на хвосте» у Шумахера. В последнем повороте 56 круга при очередной попытке атаки что-то пошло не по плану. Нервная машина и кочковатый «Интерлагос» сделали своё дело, и манёвр кончился разворотом. Гонка была проиграна, всю вину за это перед командой и болельщиками Айртон взял на себя.
Сенна был героем своей нации — вся Бразилия ему практически поклонялась. Он привык быть лучшим, привык побеждать, привык вести за собой миллионы человек. Всегда безраздельно верящий в свою исключительность, ориентирующийся только на собственное понятие правды и чести, сконцентрированный на результате и готовый отдать всё ради победы. Этот человек со стальным характером, кажется, был абсолютно неуязвим, но на этом Гран-при в нём вдруг что-то сломалось.
Следующая гонка должна была состояться на новой трассе в Аиде. Несмотря на проблемный болид, Сенна вновь выиграл квалификацию. Гран-при Тихого океана обещал быть непростым, но Williams надеялись на хорошие очки. Однако удача окончательно отвернулась от бразильца — он сошёл в первом же повороте после того, как Микка Хаккинен поддел машину сзади. Болид развернулся и вылетел с трассы. Машина остановилась в гравийной ловушке и не смогла самостоятельно выехать. Сенна остался на посту маршалов, наблюдая за тем, как Шумахер мчится к победе.
Задумывался ли он в тот момент о правильности выбора, ведь перед началом сезона его хотел заполучить не только Williams? Скорее всего, да, но одна вещь заботила Сенну больше. Это звук двигателя Benetton. Сенна был уверен в том, что на болиде соперников активно работает трекшн-контроль. Он сообщил об этом команде после гонки, но на то, чтобы доказать «нелегальность» машины и добиться её дисквалификации нужно время, которого у Williams не было.
Коллектив бросил все силы на поиск проблемы с управляемостью. Тесты на трассе «Ногаро» подтвердили худшие опасения конструкторов. На кочках и высокой скорости передние колёса практически отрывались от асфальта, машина вибрировала и переставала слушаться руля. Проблему попытались найти в передней части. Носовой обтекатель оказался в порядке, а вот детальное изучение воздушных потоков под днищем указало на корень всех бед. Срыв под передним краем бокового понтона разрушал всю аэродинамику и диффузор становился абсолютно бесполезным. Это не позволяло в полной мере использовать граунд-эффект и не давало болиду «прилипать» к земле. Эту проблему было сравнительно несложно решить. Достаточно было укоротить боковые понтоны, таким образом воздушные потоки можно было стабилизировать и исправить плохие манеры болида. Разработкой новых деталей занялись незамедлительно. Компоновка силовых агрегатов оставалась нетронутой, так что задача выглядела более чем решаемой, но к следующему этапу успеть было невозможно. Между гонками было всего 2 недели. Но была одна доработка, которая всё же появилась на машине Сенны — она касалась рулевого управления. Айртон попросил изменить компоновку рулевого управления. За неимением комплексного решения большой проблемы, инженеры пошли ему на уступку.
Диаметр руля уменьшили, а рулевую колонку удлинили. Необходимо было остаться в рамках рамок технического регламента, поэтому, чтобы оставить нужные зазоры, рейку наращивали с помощью трубы меньшего диаметра. Никаких проверок безопасности, никаких дотошных расчётов. Нужно было просто успеть закончить всё к этапу. Пилоты отправлялись в Имолу.
Третий этап чемпионата с самого начала походил на кровавый театр абсурда. Все началась с пятничной предквалификации. В повороте Варианте-Басса Jordan бразильца Рубенса Барикелло подскочил на поребрике и взмыл в воздух, перевернувшись на ребро. Болид врезался в ограждение на скорости около 225 км/ч. Барикелло потерял сознание. Нос был сломан о шлем, а язык заблокировал дыхательные пути. Медицинская машина подоспела вовремя, гонщику успели оказать первую помощь и вертолётом доставили в больницу.
После этого инцидента Сенна больше не был похож на себя прежнего. Всегда отстранённый и надменный, в тот момент он предстал перед миром в совершенно незнакомом образе. Взволнованный, расстроенный, отстранённый и уязвимый. У него практически не было друзей среди гонщиков, ведь это спорт одиночек, но в этот раз трагедия была слишком близко. Он отправился в больницу, когда Барикелло очнулся, Айртон был рядом с его кроватью.
В эту же пятницу в атмосфере общей нервозности молодая команда Simtek пытается решить проблему с хрупким креплением переднего крыла на своём болиде. На тренировке кронштейн треснул и элемент просто оторвался, всё нужно было исправить к квалификации. Времени было мало, инженер команды общался со спонсорами и менеджер команды Чарли Муди обратился к значительно более опытному Ньюи за помощью. Не зная устройства машины, один из главных творцов FW16 не смог предложить какое-либо решение.
Перед квалификацией Сенна просит передать привет «своему дорогому другу Алену Просту». Бывшим соперникам больше нечего делить, Айртон готов побить все рекорды француза, но при этом относится к нему с большим уважением и скучает по жарким схваткам на трассе. Такая сентиментальность — тревожный звонок. Потом многие будут говорить, что это было скорее похоже на прощание.
Тем временем Simtek не решили проблему с дефектными креплениями. Роланд Ратценбергер пытается уйти с последнего места и идёт на ещё один быстрый круг. В повороте, названном в честь погибшего гонщика Жиля Вильнёва, на скорости около 300 км/ч переднее крыло Роланда надломилось. Болид разом потерял прижимную силу и подлетел на поребрике. Предотвратить аварию было уже невозможно. На полном ходу Ратценбергер врезался в бетонное ограждение. Шансов выжить не было, от перегрузки разорвало внутренние органы, хотя внешние повреждения были практически незаметны. Сенна оказался на месте аварии одним из первых, прибыв к искорёженному болиду Simtek на медицинской машине вместе с врачом. Роланд был одним из его близких друзей, и Айртон видел как он погиб.
Сенна не продолжал участие в квалификации, но показанного времени хватило для поула, Шумахер — второй.
Сид Уоткинс (официальный гоночный врач «Формулы-1») был близок с Сенной и просил отказаться от участия в роковом Гран-при Сан-Марино. Уоткинс видел, что Айртон разбит и подавлен, он боялся, что несокрушимый Сенна пал и не сможет сконцентрироваться. Сам же бразилец несмотря на сомнения остался верен себе — «Я должен гоняться».
В воскресенье 1 мая 1994 года все уцелевшие пилоты вышли на старт Гран-при Сан-Марино. Старт дан, машины срываются с места. Неподвижным остаётся только Benetton Джей-Джея Лехто. Очень опасная ситуация, и она не проходит без последствий. Сзади заглохший болид таранит Lotus Педро Лами. Обломки летят на трибуны, несколько зрителей серьёзно ранены, гонщики самостоятельно покидают разбитые машины. На трассе появляется автомобиль безопасности, трассу чистят на протяжении пяти кругов.
Safety car везёт пелетон очень медленно, моторы греются, температура резины стремительно падает, прогреть её на такой скорости невозможно. Вся стартовая прямая засыпана кусками стеклопластика, приходится проезжать прямо по ним. На шестом круге дан рестарт «с хода». Айртон Сенна впереди, Михаэль Шумахер на втором месте, разница меньше секунды. Перед поворотом Тамбурелло из-под Williams летит сноп искр — это днище задевает кочки. Внешняя траектория ровнее, все едут по ней, но Сенне нужно удержать Шумахера позади, и он ныряет внутрь на апекс. Там друг за другом два бугра, но выход получается быстрее, это помогает сохранить преимущество и не подпустить преследователя на дистанцию атаки.
Седьмой круг, пилотов разделяет несколько корпусов, из-под машины Айртона снова летят искры. На капитанском мостике не понимают, почему это происходит, шины уже должны были прогреться, набрать давление и приподнять днище над землёй. Причину «фейерверков» так никогда и не узнают. Пилоты снова приближаются к Тамбурелло. На коротком «прямике» болиды разгоняются почти до 300 км/ч, заднюю часть Williamsа Сенны резко бросает вправо. Пилот частично отпускает газ и пытается скорректировать скольжение рулём, вывернув колёса в сторону заноса. Это не сработало — машина неуправляемо мчится в стену, тормоз выжимается «в пол», но уже поздно. FW16 бьётся в стену на скорости больше 200 км/ч, бешеная перегрузка, после удара голову гонщика откидывает назад, шея бьётся о подголовник.
Правые колёса оторваны, вокруг разлетаются обломки кузова и подвески. Один из них разбивает визор, другой — пробивает шлем. Искорёженная груда металла замирает. Сенна не двигается. Гонка остановлена, к месту аварии спешит медицинский автомобиль. Вертолёт прессы ловит кадр, на котором голова гонщика резко подаётся вперёд. Зрители выдыхают, значит Сенна жив. Более осведомлённые люди вздрагивают, понимая, что это судорога.
Айртона достают из остатков болида и грузят в вертолёт, на асфальте остаются пятна крови. На другом берегу океана его девушка Адриана видит аварию в прямом эфире. Она радуется, что после долгой разлуки Айртон вернётся домой пораньше. Частный самолёт уже ждал его в аэропорту.
Обломки убирают, гонка возобновляется. О текущем положении дел никто не знает. Никто не верит в то, что травмы оказались настолько серьёзными.
В вертолёте сердце Сенны остановилось — его удалось реанимировать. Уже в больнице провели сканирование головы, мозг был повреждён, ничего сделать уже нельзя. Вскоре сердце гонщика снова «встало», врачи заставили его биться и подключили к аппаратам жизнеобеспечения. В 18.40 Айртонна Сенну отключили от аппаратов и официально объявили о его смерти.
В кокпите разбитого болида нашли австрийский флаг. После победного финиша гонщик хотел почтить память погибшего в квалификации Роланда Ратценбергера.
Причины аварии
Самая распространённая теория причины аварии заключается в отказавшем рулевом управлении. При исследовании практически кустарно удлинённой колонки на ней обнаружили трещину — именно в том месте, где она была искусственно заужена. Но действительно ли болид лишился руля? Разрушение рейки никак не может объяснить срыва задней оси. В случае отказа этого элемента колёса просто встают прямо. Телеметрия же косвенно подтверждает, что гонщик реагировал именно на занос. Помимо процента использования газа датчики фиксировали и угол отклонения руля. Если верить системам, всё работало вплоть до того момента, пока Сенна не нажал на тормоз.
В причине возникновения скольжения задней оси можно попробовать разобраться, поискав подсказки на шестом и седьмом круге гонки. В момент рестарта резина была практически ледяной, давление упало и покрышки немного «подспустились». Это могло сильно занизить болид. Такая ситуация абсолютно нормальна, но за целый круг резина должна была достаточно прогреться для того, чтобы клиренс пришёл в норму. Этого почему-то не произошло. Тамбурелло — левый поворот и такой резкий срыв в противоположную сторону от апекса можно объяснить только медленным проколом колеса по правой стороне. Это легко могло произойти из-за проезда по обломкам. На и без того нервной машине покрышки перестали сопротивляться боковой перегрузке, одновременно с этим днище практически коснулось земли, и диффузор перестал генерировать прижимную силу. Воздушный поток сорвался, и задняя часть потеряла стабильность. К сожалению, оба правых колеса были полностью уничтожены в аварии, поэтому изучить их невозможно. Но даже если прокол действительно был, вопрос почему сам Айртон Сенна не смог «поймать» машину остаётся открытым. Вполне возможно, что рулевое управление отказало как раз в тот момент, когда гонщик компенсировал занос обратной рулёжкой. Такой вариант развития событий вполне вероятен, хотя выглядит как череда нелепых фатальных случайностей. Но есть и ещё одна версия. При обратном повороте руля (вправо) задние колёса могли неожиданно «зацепиться» за асфальт, и болид просто последовал вслед за рулём. То есть направо — прямиком в стену.
Трагические события произошли без малого 28 лет назад и официального заключения о причинах аварии всё ещё нет и, вероятно, никогда не будет. Но память об одном из величайших гонщиков современности жива. Для миллионов людей Айртон Сенна был и остаётся кумиром и примером для подражания, он вдохновляет своей целеустремлённостью и самоотдачей. На момент смерти ему было всего 34 года. Сенна многого не успел сделать, но навсегда оставил свой след в истории автоспорта и сердцах фанатов по всему миру.