«Выложите телефон, пожалуйста»: как и почему усиливался контроль в аэропортах
До тех пор, пока путешествия стали непозволительной роскошью в связи с пандемией, через аэропорты ежедневно проходили тысячи и тысячи людей. Это почти идеальные условия для совершения теракта, ведь в одном месте собирается большое количество человек. Точно так же высокая концентрация людей на больших авиалайнерах увеличивает потенциально высокий уровень смертности при нападениях на самолеты, а возможность использовать угнанный самолет в качестве смертоносного оружия может стать заманчивой целью для преступников. Именно поэтому контроль за безопасностью в аэропортах настолько строг. Но так было не всегда, и мы расскажем вам о том, как усиливалась безопасность в местах массового скопления людей, планирующих отправиться в полет.
Истоки проблемы
В период с мая 1961 года по конец 1972 года в воздушном пространстве Соединенных Штатов было совершено 159 угонов самолетов. Этот период часто называют золотым веком угона самолетов. Вскоре после Кубинской революции 1959 года угонщики начали требовать, чтобы пилоты захваченных самолетов летели на Кубу, что всего в 1518 милях от побережья Соединенных Штатов. Большинство их них верили, что их встретят как героев революции, Фидель Кастро возьмет их под свою защиту, и никакого наказания не будет.
Просьбы стали настолько частыми, что фраза «Отвези меня на Кубу!» мелькала в скетчах Монти Пайтона. Но Фидель принимать беглецов не спешил, и, видя возможность унизить правительство США, предлагал вернуть самолеты авиакомпаниям за 7500 долларов.
Что же делать?
Правительство США решило, что пора что-то решать, ведь ситуация начинала выглядеть комично. Была даже идея построить фейковую версию Гаванского аэропорта в Южной Флориде, чтобы угнанные самолеты приземлялись там. Но проект стоил слишком дорого, плюс угонщики могли оказаться не совсем бестолковыми и отличить Кубу от США.
Идея для более удачного плана была позаимствована у американской военной и тюремной системы. Суть ее состояла в том, чтобы использовать металлодетекторы или рентгеновские аппараты для досмотра всех пассажиров. Эти относительно новые технологии уже успешно применялись в нескольких тюрьмах строгого режима и на секретных военных объектах. Но Федеральное авиационное управление (FAA) идею отвергло, так как, по их мнению, подобные меры оказали бы плохое психологическое воздействие на пассажиров.
Первые принятые меры
Сначала авиакомпании решили, что будет правильным соблюдать все требования угонщиков, чтобы минимизировать насилие после захвата самолетов. Цель состояла в том, чтобы сделать угон как можно более быстрым и безболезненным, но положительного эффекта не было.
Затем FAA решило обратиться к нетрадиционной идее — оценке поведения и внешности человека. Психологи стали ранжировать пассажиров на основе таких характеристик, как рост, неспособность поддерживать зрительный контакт, а также беспокойство о своем багаже. Когда человек вел себя странно, его сопровождали в отдельную комнату для досмотра и проверяли с помощью металлоискателя.
Такой метод кажется не очень надежным, но напрасно. В 1986 году удалось вычислить «живую бомбу» Мэри-Анн Мерфи, которая пронесла на борт взрывчатку. Девушка совершенно не соответствовала стереотипному преставлению о террористах. Но молодая белая беременная ирландка-католичка немного замялась, отвечая на вопрос о багаже и служба безопасности смогла распознать угрозу.
Интересно, что сами пассажиры поддерживали подобные меры и редко возражали против дополнительной проверки. Когда их позже опрашивали, большинство отвечало, что они просто счастливы узнать, что наконец-то что-то делается для предотвращения угонов. Однако со временем внимание проверяющих к деталям ослабло, и этой меры как единственного источника безопасности стало недостаточно.
Ужесточение системы досмотра
Нужно было придумать более действенное решение, и тогда все вспомнили про вариант с металлоискателем и рентгеновским аппаратом. 17 июля 1970 года Международный аэропорт Нового Орлеана в Луизиане стал первым аэропортом, начавшим использовать магнитометры для обнаружения оружия или металлических предметов вместе с обычной проверкой пассажиров.
С 5 января 1973 года был введен всеобщий досмотр пассажиров, и каждый должен был пройти через металлодетекторы, а также предоставить сумку для досмотра. Позже, через год вышел соответствующий Закон о безопасности воздушного транспорта. Угон самолета стал гораздо более рискованным делом, чем 50 лет назад. Меры безопасности значительно сократили количество подобных преступлений, но, увы, не устранили риск полностью.
Дальнейшее «закручивание гаек»
После страшной трагедии над Локкерби в 1988 году, когда теракт унес жизни 270 человек, особенное внимание стало уделяться просвечиванию багажа пассажиров. Дело в том, что бомба в упавшем над Шотландией Boeing 747 находилась в багаже, который прошел через рентген! Но преступная халатность и невнимательность служб безопасности привела к трагедии.
После теракта 11 сентября стала активно проводиться политика закрытых дверей в кабину пилотов, а также ужесточился запрет на острые предметы в ручной клади. А еще позже, после неудачной попытки подрыва самолета жидкой взрывчаткой, были введены ограничения на провоз жидкости в салоне.
Контролирующим органам гораздо проще запретить все, что даже гипотетически может представлять опасность, чем тратить массу времени на тщательную проверку всего и вся. Авиакомпании тоже можно понять, тем более, что помимо безопасности, они стремятся сократить очереди и время прохождения всех проверок.
Всегда остается острым вопрос сохранения баланса между соблюдением мер безопасности и неудобствами для путешественников и сохранением их частной жизни. Нередко люди вынуждены часами сидеть в комнатках ожидания в надежде, что их впустят в страну, или наблюдать, как роются в их личных вещах. Очень унизительная процедура, но сделать в такой ситуации почти ничего нельзя. Особенно обидно, что все эти действия преподносятся как необходимые меры безопасности. Но нам всем нужно мириться с происходящим, ведь именно тотальный контроль делает самолеты самым безопасным видом транспорта в мире.