- 09.06.2020
- /
- Полезное, Читалка
- /
- Евгения Жилина
В военных целях самолеты начали использовать еще во время Первой мировой, с тех пор характер ведения войн изменился навсегда. Они несли разрушение и хаос с воздуха, и обладание наиболее совершенными самолетами давало стороне колоссальное преимущество, а также могло определить ход всей военной кампании. Генерал де Голль предрекал ошеломительный рост значения авиации и оказался прав. Во время Второй Мировой Войны появились по-настоящему совершенные и смертоносные самолеты, и сегодня мы вам расскажем о лучших из них.
Советский союз
Ил-2
Про этот самолет Сталин говорил, что он так же необходим Красной Армии, как воздух или хлеб. Ил-2 — одноместный штурмовик, который был опорой советских ВВС во время Второй мировой войны. Он был разработан гениальным советским конструктором Сергеем Ильюшиным и поступил в производство в 1940 году. Ил-2 считается лучшим штурмовиком, произведенным какой-либо страной во время Второй мировой войны.
Он представлял собой моноплан с низко расположенными крыльями длиной 11,6 м и размахом крыльев 14,6 м. Ранняя версия была вооружена двумя 23-миллиметровыми орудиями и двумя 7,6-миллиметровыми пулеметами, сам самолет также мог нести около полтонны бомб. В более поздних модификациях устанавливались два 37-миллиметровых орудия, а в двухместном варианте предусматривалось наличие хвостового наводчика.
Вся передняя часть самолета состояла из одного бронированного корпуса, который обеспечивал максимальную защиту пилота. Орудия Ил-2 и другое вооружение делали его особенно эффективным при уничтожении танков, а его применение против немецких танковых дивизий в 1941-43 годах помогло переломить ход сражения в пользу Советов. Во время войны было произведено около 36 000 штурмовиков: больше, чем любых других боевых самолетов в истории.
Як-9
Этот массовый советский истребитель (14,5 тыс. штук) был запущен в производство в 1942 г. и вскоре уже участвовал в Сталинградской битве, переломной для хода всей войны.
Стандартное вооружение — 20-миллиметровое орудие плюс один или два тяжелых пулемета. Он использовался главным образом для поддержки наземных войск, защищая их от немецких воздушных атак и обстреливая вражеские войска. Адаптируемые Як-9 также использовались для разведки, сопровождения дальних бомбардировщиков, ночных истребителей, в качестве танковых бомбардировщиков и тд. Всего существовало 22 модификации этого истребителя.
Многие военные специалисты называют Як-9 равным немецкому Bf 109 и FW-190, особенно на более низких высотах, где легкий Як-9, хотя и уступал немцам в вооружении, доказывал свое превосходство в скорости, маневренности и скороподъемности. Он также оказался удивительно прочным, способным переносить серьезные повреждения и все же возвращаться домой.
В начале войны советские войска в воздухе значительно уступали немецким и не могли ничего противопоставить истребителям люфтваффе. Но после активного внедрения новых истребителей, ситуация стала кардинально меняться: Красная армия постепенно добилась «воздушного» паритета, а затем и превосходства в небе.
Самолеты стран ОСИ
Messerschmitt Bf 109, Третий Рейх
Мессершмитт Bf 109 был культовым немецким истребителем Второй мировой войны, который отличался исключительно прочной конструкцией. Немцы стали использовать этот самолет в военных целях в 1937 году во время гражданской войны в Испании, а в 1939 году Bf 109 был единственным истребителем, кроме Spitfire, который был использовался на фронтах.
Цели при разработке Bf 109 можно описать так: максимально компактный планер соединить с очень мощным двигателем. Конструкция имела недостатки: тесная кабина, плохой обзор сзади и узкая ходовая часть, что делало управление опасным для неопытных пилотов. Кроме того, из-за небольших размеров, были ограниченны запасы топлива, что уменьшало дальность и вызывало проблемы. Так, в Битве за Британию, Bf 109 были ограничены 15-минутными боями, после чего были вынуждены лететь домой.
Эрих Хартманн, летчик-ас и лучший пилот Второй мировой войны, одержавший 352 побед, летал на Bf 109. С почти 34 000 аппаратами, произведенных в период между 1936 и 1945 годами, Bf 109 был одним из самых востребованных истребителей в истории.
Messerschmitt Me 262, Третий Рейх
Летая со скоростью 870 км/ч и будучи вооруженным четырьмя 30-мм орудиями, Messerschmitt Ме-262 стал самым быстрым и хорошо вооруженным истребителем Второй мировой войны. Его появление ознаменовало начало эры реактивных самолетов и стало революцией в воздушных боях, но было уже слишком поздно для того, чтобы предотвратить падение нацистов.
Немецкое командование не сразу осознало значение Me-262, и даже Геринг считал, что война будет выиграна с самолетами, которыми Германия уже располагала. Так что инвестиции в такие проекты, как Me 262, долго казались излишними, и в массовое производство этот самолет поступил лишь в 1944.
Эскадрон Me 262 был сформирован в январе 1945 года, но свою мощь все же успел показать. В первой атаке 37 Me 262 сбили двенадцать бомбардировщиков и один истребитель, потеряв только 3 самолета. Конечно, весной 1945-ого это был укол булавкой, но если бы такие истребители c асами за штурвалами стали массово применяться годом ранее, это могло серьезно осложнить положение союзников.
Mitsubishi A6M Zero, Японская Империя
Легкий и проворный самолет Mitsubishi A6M Zero был первым палубным истребителем и главным бомбардировщиком Японии во Второй мировой войне. При создании A6M Zero защита была принесена в жертву скорости, маневренности и дальности полета. А6М стал шоком для пилотов союзников, когда они впервые с ним столкнулись, так как он превосходил все истребители того времени. В первые дни войны на Тихоокеанском фронте японские военно-морские авиаторы, летавшие на Zero, достигли соотношения убитых 12:1!
Несмотря на значительные преимущества в маневренности и скорости, отсутствие защиты у Zero становилось все большим недостатком, поскольку более тяжелые и прочные американские истребители могли уничтожить «японца» одной пулеметной очередью. Гибло огромное количество пилотов, и ряды японских асов становились все прозрачнее. То есть профессионалов, способных по максимум использовать достоинства Zero, просто не хватало, и истребители становились легкой мишенью.
А вот качество американских авиаторов и истребителей росло, что предопределило исход многих воздушных сражений. С момента своего расцвета в начале войны, когда он царствовал в небе Тихого океана, управляемый элитными пилотами, вылазки А6М к концу войны сократились до полетов камикадзе под управлением едва обученных новичков.
Самолеты союзников
P-51 Mustang, США
Изначально эти самолеты проектировались американцами для английских союзников, но первые версии были очень посредственными. Оснащенные маломощным двигателем, ранние «Мустанги» не могли конкурировать на равных с немецкими истребителями на большой высоте. Но в 1943 году ситуация изменилась, и было принято решение усовершенствовать этот самолет.
Главным нововведением стало увеличение дальности полета, которая была так необходима для сопровождения бомбардировщиков вглубь Рейха. Также Мустанг укрепили и хорошо вооружили, так что он смог эффективно отбиваться от немцев, а более мощный двигатель значительно повысил скорость. Они активно использовались во время открытия Второго фронта, а особенно во время налетов на Токио.
Supermarine Spitfire, Соединенное Королевство
Он считался удивительно простым в обращении, что, в сочетании с производительностью, делало его излюбленным самолетом британских ВВС. Большим плюсом была его «гибкость», так что во время войны специалисты постоянно совершенствовали аппарат.
Кроме того, этот самолет был удивительно долговечен. Как потом вспоминал один из пилотов: «сплитфайры падали на землю, пробивали деревья, перерезали телеграфные и высоковольтные провода, сталкивались в воздухе, у них отваливались части крыльев, и все же они совершали безопасные посадки — с колесами или без них».
Spitfire доказал превосходную оборонительную боевую мощь в Битве за Британию с июля по октябрь 1940 года. В то темное лето «Спитфайр» стал символом британского неповиновения, поскольку в тот момент страна почти в одиночку противостояла немецкой военной машине.
Когда командир люфтваффе Герман Геринг отчитывал своих пилотов за низкую эффективность, он спросил, что им необходимо для победы над островами? Ответ был таким: «дайте нам эскадрилью Spitfire».