bagio-winter
Анна Криворучко

5 самых зимних нарушений

Рассказываем, за что зимой водители чаще всего получают штрафы и сколько приходится платить за невнимательность на дороге

По сравнению с промозглой поздней осенью, зимой всё становится прекраснее. Всё, кроме дорог. Снежные заносы, гололёд, сугробы высотой с деревенский домик посреди парковок, непролазные колеи во дворах, миллиарды снежинок, которые так и норовят облепить все стёкла и напрочь примёрзнуть к дворникам. Эти нюансы зачастую не только превращают эксплуатацию машины в непростой квест, но и бьют по карману автовладельцев. Речь сейчас даже не про сезонные траты вроде переобувки или замены аккумулятора, а о штрафах, которые могут стать для водителя настоящей неожиданностью.

В век технологий всё больше постановлений выписывается в автоматическом режиме, и камере совершенно всё равно, что на самом деле стало причиной нарушения: внешние факторы или безалаберность того, кто сидел за рулём. Понятно, что есть опция оспорить несправедливое «письмо счастья», сейчас это можно сделать даже онлайн, но лишний раз тратить на разбирательства время и нервы в любом случае не хочется. Проще и уж точно выгоднее избегать спорных ситуаций и зимних «ловушек», в которые автовладельцы попадаются из года в год.

Мы собрали пять самых распространённых водительских прегрешений и готовы рассказать, как наказывают за эти нарушения и что можно сделать, чтобы их избежать.

Резина не по сезону

Хотя в Техническом регламенте Таможенного союза уже давно есть оговорка о необходимости соблюдения сезонности резины, объявление о штрафах за установленные летние колёса с декабря по февраль для многих прозвучало как гром среди ясного неба.

Сложно спорить с тем, что по сугробам на «лете» лучше не ездить. Даже несмотря на это, каждый год такие «отважные» отыскиваются в больших количествах, устраивая классический «день жестянщика».

Весной этого года случилось то, чего почему-то не происходило раньше: Постановление Правительства №837 наконец внесло дополнительную ясность в условия, запрещающие эксплуатацию транспорта. В их числе и шины не по сезону. За них будут штрафовать по статье 12.5.1 КоАП. Наказание довольно символическое: предупреждение или штраф 500 рублей. Правда, любителям нулевого сцепления рано радоваться. Если слишком упорно пытаться продлить себе лето, от очередного инспектора можно получить предписание на устранение «неисправности». Если его проигнорировать, наказывать нарушителя будут уже по статье 19.3 КоАП. По ней за неисполнение законных требований сотрудника ГИБДД могут оштрафовать на 2-4 тысячи рублей или даже арестовать на 15 суток. Сложно не согласиться с тем, что провести часок на шиномонтаже куда приятнее, чем пару недель в камере.

Избежать подобных санкций проще всего: следите за датой на календаре, прогнозом погоды и температурой за окном. Как только столбик термометра начнёт стабильно показывать среднесуточную температуру на уровне +5°C, самое время записаться на замену колёс. Обычно это происходит ещё в конце октября-начале ноября, так что комфортный запас в целый месяц у вас есть. 

Нарушение разметки

Крылатая фраза про «невидимого» суслика из «ДМБ» как нельзя лучше подходит для дорожной разметки после снегопада. Надёжно скрытые под целиной линии могут дезориентировать даже на изъезженных вдоль и поперёк участках маршрута, не говоря уже о малознакомых направлениях.

Случайно нарушить при этом можно как относительно безобидно, например, перестроившись из ряда в ряд, так и куда более серьёзно, выкатившись на «встречку». К сожалению, вариантов великое множество и все они так или иначе наказуемы. Давайте разбираться по порядку.

Первой в Кодексе об административных правонарушениях нас встречает статья 12.12, а конкретно её пункт 2. По нему накажут на 800 рублей в случае выезда за стоп-линию на светофоре.

Следом за ней есть статья 12.15, которая предусматривает:

  • штраф 1500 рублей в случае, когда обочину спутали с правым рядом;
  • штраф 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев за выезд на встречную полосу.

Есть и отдельная статья за нарушение требований разметки под номером 12.16. По ней водителям грозит:

  • штраф от 1000 до 1500 рублей за поворот налево или разворот в неположенном месте;
  • штраф 500 рублей за пересечение сплошной в остальных случаях.

 Ещё есть статья 12.17, которая карает за выезд на автобусную полосу. По ней в регионах наказывают на 1500 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге — на 3000 рублей.

Избегать санкций за такие нарушения сложнее, но несколько советов у нас всё же есть. В сложных условиях ориентируйтесь на дополнительную табличку «Стоп» на светофорах — она по своему смыслу дублирует линию. За городом обочину помогут распознать соседи по потоку — вряд ли все они дружно решили её «раскатать», а в населённых пунктах выехать на неё, скорее всего, просто не дадут сугробы. Со встречными полосами история тоже не всегда однозначная. Правила говорят о том, что дорогу можно визуально делить пополам, но на улицах, где деление полос происходит по схеме 3-1, это может сыграть злую шутку. Так что мы бы рекомендовали держаться правого ряда, пока линии не появятся из-под завалов. С поворотами и разворотами всё прозрачнее: если есть сомнения, доберитесь до ближайшего перекрёстка, где разметка будет продублирована знаками. Что касается разметки между рядами, остаётся только перестраиваться максимально заранее. Как правило, сплошную рисуют перед пешеходными переходами, перекрёстками и развязками. А автобусную полосу распознать проще всего: над ней с завидной регулярностью красуются соответствующие знаки. Что до габаритов, в большинстве случаев достаточно оставить примерно пятиметровый (лучше даже чуть больше) зазор до края проезжей части — выделенные полосы часто шире обычных.

Нарушение правил парковки

С местами для стоянки после первого уверенного снегопада начинается настоящая беда. Часть из них занята «подснежниками», а на доброй половине оставшихся обычно красуются кучи снега, заботливо сваленные коммунальщиками. Иногда такие ситуации буквально вынуждают вставать не по правилам, после чего нередко приходится разбираться со штрафами, а порой и эвакуацией машины. В большинстве случаев это осознанный риск водителей, но бывает и так, что место для стоянки кажется вполне подходящим, а на деле оказывается, что под кашей из слякоти и реагентов притаилась жёлтая полоска, запрещающая оставлять машину на этом участке дороги.

Вне зависимости от «умышленности» нарушения водителей могут привлечь к ответственности по двум статьям КоАП. В 12.16 прописана ответственность за нарушение требований знаков и разметки при парковке или остановке: нарушителям в столице и Санкт-Петербурге придётся отдать за неосмотрительность 3000 рублей, а жителям других городов — 1500 рублей. А 12.19 говорит уже о наказании для тех, кто, поставив транспорт, создал помехи другим водителям. В такой ситуации автомобилисты получат постановление на 2000 рублей. В Москве и Петербурге «тариф» привычно выше — те же 3000 рублей. В обоих случаях есть риск эвакуации, так что на работу погрузчика и пребывание на закрытой стоянке тоже придётся потратиться.

Избежать наказаний по этим статьям несложно. Достаточно дотошно осмотреться после того, как машина будет припаркована. Не поленитесь пройти вдоль улицы до ближайших знаков или перекрёстка — по пути вы могли просто не заметить запрещающую табличку. Нелишним будет также раскидать снег у бордюра и поискать под ним запрещающую разметку. Обычно для этого требуется пару раз провести ногой, а это точно легче, чем в случае эвакуации мчаться на другой конец города и проводить операцию по вызволению своего «железного коня».

Нечитаемые номера

Этот пункт в КоАП всегда вызывал много споров. Ситуация, когда в метель регистрационные таблички покрываются наледью, вполне рядовая. Понятно, что останавливаться каждые 15 минут и протирать их никто не будет, тем более иногда это просто опасно (например, на скоростных магистралях). В подавляющем большинстве случаев сотрудники ГИБДД принимают в расчёт метеорологические условия и делают выводы с оглядкой на них. С другой стороны, непогода может внезапно кончиться, а маршрут — нет. Тогда при остановке доказать отсутствие злого умысла инспектору будет уже проблематично. Он в подобных обстоятельствах вполне обоснованно предположит, что снег не чистили специально — ради того, чтобы избежать штрафов с камер. Чем в неоднозначных ситуациях закончится диалог с блюстителем правопорядка, зависит от красноречия водителя. Статья 12.2КоАП даёт на выбор два сценария:

  • предупреждение или штраф 500 рублей, если во всех бедах виновата погода;
  • штраф 5000 рублей или лишение ВУ до 3 месяцев, если номер замазан намеренно.

Совет здесь может быть один: протирайте номера перед поездкой и на запланированных остановках.

Прогрев во дворе

Прогревать двигатель современного автомобиля или нет — вопрос, на который никто так и не смог дать однозначного ответа. И если с чисто технической точки зрения можно принять аргументы за и против, то с юридической всё более однозначно: правила запрещают стоянку с работающим мотором в жилых зонах. Причём это касается как тех, кто самостоятельно завёл мотор, так и счастливых обладателей автозапуска. К слову, владельцам предпускового отопителя проще: их система под запрет не попадает, так что «топить» можно хоть сутки. Правда, поворачивать ключ и тут же срываться с места необязательно. По тем же ПДД «стоянка» — это неподвижное положение ТС на протяжении пяти минут и больше (если из транспорта ничего не выгружают и никого в него не сажают). Так что формально погреться всё же можно, правда, недолго.

Тем, кто слишком задержался на месте, грозит штраф по статье 12.28 КоАП: 1500 рублей для большинства жителей РФ, а для москвичей и петербуржцев — 3000 рублей.

Особо бдительные соседи могут вооружиться камерой и секундомером, а потом пожаловаться в ГИБДД, так что и вам неплохо бы следить за временем.

Будьте внимательны и аккуратны на дорогах, особенно зимой. Это поможет не угодить как в снежные, так и в юридические ловушки. 


Анонсирующие фото: freepik.com

bagio-winter