Затейливый узор: всё о видах и значении дорожной разметки
Рассказываем, что значит каждая линия на дороге и где кроме асфальта можно найти разметку
Каждый день на пути водителей встречается буквально бесконечное множество обозначений. Дорожные указатели, адресные таблички, светофоры, знаки и, разумеется, разметка. Постепенно над всеми символами и линиями даже перестаёшь задумываться, научившись анализировать их в «фоновом режиме» и не отвлекаясь от более насущных мыслей. Своеобразный режим автопилота, конечно, удобен, но есть в нём и негативный нюанс: значение специфических обозначений может со временем забыться, а новые типы разметок и вовсе рискуют ускользнуть от не самого внимательного взгляда.
Иногда такие «огрехи» проходят сравнительно безболезненно, но с развитием сети камер автоматической фиксации и введением новых типов разметки автолюбители всё чаще получают штрафы, причём не всегда минимальные.
Похоже, самое время освежить в памяти значение светоотражающих узоров и место их потенциального нанесения, пока весь этот разноцветный «арт» окончательно не скрылся под снегом.
Какие виды разметки бывают
В первую очередь обратимся к ПДД. Правила разделяют разметку на две большие категории: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная наносится на дорожное покрытие, а вертикальная — на сооружения и ограждения вблизи или непосредственно на проезжей части.
Чтобы было посложнее, горизонтальную делят ещё на два вида: временную и постоянную. С постоянной всё понятно — она «направляет» водителей в нормальном режиме движения, а временная приходит на помощь в непростые часы ремонтных работ. Логично, что линии разных «статусов» необходимо как-то различать. И тут очень кстати вспомнить о цвете. Те, что нарисованы не навсегда, делают рыжими (по аналогии со знаками), а для остальных полос и рисунков ГОСТом зарезервировано аж пять цветов. Помимо уже привычных белого и жёлтого, можно увидеть синий — его начали использовать для обозначения мест платной парковки. Два других цвета — красный и зелёный — кажется, «застолбили», чтобы они просто были. И если алый пигмент может пригодиться хотя бы для того, чтобы, например, продублировать на асфальте запрещающий знак, то на зелёный нам фантазии не хватило. К слову, в законе и нормативных документах про его назначение тоже ничего не сказано.
Ещё в ГОСТе фигурирует чёрный, но на самой дороге его не встретить из-за посредственной контрастности — им частично красят только вертикальную разметку.
С общими тезисами, кажется, всё стало понятнее, теперь можно смело переходить к частностям.
Что значат горизонтальные линии и символы на дороге
Если обратиться к ПДД, можно найти 26 разных «рисунков». Разберём их все по очереди.
Разметка 1.1 — стандартная сплошная. Её наносят на двухполосных дорогах, отделяя попутное направление от встречного, между рядами (там, где нельзя перестраиваться) и даже на парковочных местах, обозначая их границы.
Разметка 1.2 — отделяет дорогу от обочины или другой территории, куда не следует заезжать.
Разметка 1.3 — привычная всем двойная сплошная. Её можно встретить на четырёхполосных дорогах, а иногда и на шоссе поуже, если ширина рядов слишком большая.
Разметка 1.4 — чаще всего нанесена вдоль бордюров. Она отмечает зоны, где запрещена остановка транспортных средств.
Разметка 1.5 — её используют в двух случаях: когда нужно обозначить границы полос в попутном направлении и когда необходимо разделить направления (если дорога состоит из двух-трёх полос).
Разметка 1.6 — своеобразное переходное звено между сплошной и прерывистой. Предупреждает о скором появлении разметки 1.1.
Разметка 1.7 — частым пунктиром обозначают траекторию полос на перекрёстке, а с недавнего времени такими же линиями отмечают зону парковки. Синий цвет намекает, что за стоянку нужно заплатить.
Разметка 1.8 — она очень похожа на 1.5, но служит для того, чтобы разделить полосу разгона и основную дорогу.
Разметка 1.9 — эта «клинопись» встречается куда реже. Двойная изредка прерывистая линия выделяет реверсивную полосу.
Разметка 1.10 — жёлтые пунктиры говорят о том, что в указанной зоне запрещена стоянка.
Разметка 1.11 — разрешает пересечь сплошную только со стороны пунктира.
Разметка 1.12 — самая обычная стоп-линия.
Разметка 1.13 — по сути, эти треугольники значат то же, что и знак «Уступи дорогу». «Ажурная» линия, перед которой нужно остановиться, чтобы пропустить тех, кто едет по главной.
Разметка 1.14.1-3 — выделяет разные виды пешеходных переходов. Последний — диагональный.
Разметка 1.15 — наносится там, где дорога для автомобилей пересекается с велосипедной.
Разметка 1.16.1-3 — выделяет островки безопасности, а ещё — отделяет места для стоянки автомобилей от велодорожек.
Разметка 1.17.1-2 — жёлтый зигзаг показывает зону остановки. 1.17.1 — для автобусов и такси, а 1.17.2 — для трамваев.
Разметка 1.18 — разномастные стрелки помогают в навигации на перекрёстках. Как несложно догадаться, они иллюстрируют направление движения по полосам.
Разметка 1.19 — такие стрелки предупреждают о скором сужении ряда.
Разметка 1.20 — предупреждает о приближении к «гирлянде» из треугольников 1.13.
Разметка 1.21 — буквы на ней значат ровно то, что на них написано: скоро придётся притормозить.
Разметка 1.22 — сочетание букв и цифр подсказывает, по какой именно трассе вы движетесь.
Разметка 1.23.1-3 — по большому счёту они просто дублируют знаки, которые находятся рядом с полосами: автобусной, пешеходной и велосипедной.
Разметка 1.24.1-7 — все эти картинки дублируют знаки дорожного движения, которые находятся рядом.
Разметка 1.25 — такие «шашки» рисуют перед лежачими полицейскими.
Разметка 1.26 — «вафельница» наносится на пересечении проезжих частей. На ней нельзя останавливаться из-за того, что здесь транспорт будет создавать помехи тем, кто едет в перпендикулярном направлении.
Требования к линиям и рисункам едины по всей России и регулируются государственным стандартом. К слову, в ПДД всё ещё не появились «галки», которые в качестве пилотного проекта уже нанесли на ряд скоростных магистралей для облегчения оценки дистанции, так что не забывайте периодически заглядывать в приложения к правилам — там иногда можно найти что-то новенькое.
Раз уж с обозначениями на асфальте мы разобрались, давайте перейдём к полосам, которые то и дело мелькают в непосредственной близости от проезжей части.
Зачем нужна вертикальная разметка и как она выглядит
Этот тип «раскраски» всё так же призван помочь в навигации: «подсветить» края дороги, заграждения и другие ограничивающие конструкции. Это даёт возможность лучше считывать не только границы полотна, но и его геометрию, а также рельеф местности.
Видов на сегодняшний день всего семь.
Разметка 2.1.1-3 — так маркируют опоры эстакад, торцы парапетов и прочие массивные вертикальные сооружения, которые в теории могут быть опасны. Наклон полос намекает, с какой стороны от них идёт дорога.
Разметка 2.2 — по ней можно понять, где начинается граница свода, например, тоннеля или моста. С помощью полос проще определить, особенно в темноте, пройдёт автомобиль под «крышей» или нет.
Разметка 2.3 — круглые сооружения между отбойниками или на островках безопасности, по крайней мере в столице, — редкость, но они всё же встречаются. Чтобы выделить их на общем фоне, как раз используют такие полоски.
Разметка 2.4 — колышки и столбики с диагональной линией видели, наверное, все. Такую черту наносят, чтобы небольшое, но жёсткое препятствие не затерялось в окружающем пейзаже.
Разметка 2.5 — такие «штрихи» можно увидеть на ограждениях дорожного полотна в местах, представляющих особую опасность (крутые спуски, слишком узкие повороты и пр.).
Разметка 2.6 — такая схема окраски более привычна, её используют на ограждениях вдоль участков дорог, которые не стремятся отправить водителя в кювет.
Разметка 2.7 — так помечают бордюры в потенциально аварийных местах, а ещё — приподнятые над уровнем земли островки безопасности.
Большинство линий понятны на уровне интуиции, так же как и знаки дорожного движения. Тем не менее не забывайте освежать их значение в памяти. И, конечно, будьте внимательны за рулём.
Анонсирующие фото: somanyhorses.ru