10 самых страшных аварий WRC, в которых гонщики выжили

World Rally Championship — главный чемпионат по гонкам по бездорожью. Невероятные трамплины на асфальте, заносы на снегу, скорость более 200 км/ч в ночное время и в плохую погоду… Пройти испытание успешно удавалось не всем.


Многие пилоты «Формулы-1» признаются, что их пугают две разновидности гонок — это соревнования на овалах, например, NASCAR, и чемпионаты по ралли. Безумные скорости и минимальные меры безопасности — это всегда страшное сочетание, которое тем не менее манит экстремалов со всего мира. Ехать по бездорожью на огромной скорости, слушая подсказки штурмана и успевая реагировать на крутые повороты с заносами над пропастью или вблизи водной преграды — настоящее искусство. Эти гонщики не ведают страха и сомнений, потому что любое промедление, любая ошибка или неуверенность в маневре приводит к печальным последствиям. К сожалению, история знает немало примеров, когда пилоты ралли погибали или долго восстанавливались после полученных травм.

Наглядный пример — пилот «Формулы-1» Роберт Кубица. Перспективный польский гонщик, победитель гран-при, регулярно приезжавший в первой пятерке чемпионата — 6 февраля 2011 года он фактически закончил свою карьеру. Роберт в межсезонье принимал участие на Ралли Андорра за рулем Skoda Fabia. На очередном спецучастке Кубица не справился с управлением, и рельс безопасности пробил машину насквозь. Искусственная кома, 7 часов борьбы за целостность рук и ног польского пилота. Врачи давали 70% вероятность, что правую руку придется ампутировать, но итальянские специалисты сотворили настоящее чудо — в течение года они смогли не только сохранить конечность Кубицы, но и вернуть функциональность путем множества сложных сосудистых операций. Однако о серьезном автоспорте пришлось забыть на многие годы.

Наш сегодняшний рейтинг посвящен не региональным чемпионатам по ралли, а самому главному раллийному состязанию в мире — WRC, где выше и скорости, и риски. Мировой чемпионат по ралли знает много легенд — Вальтер Рёрль, Карлос Сайнс-старший, Колин Макрей, Петер Сольберг, Себастьен Лёб. История помнит и трагедии — например, авария Хенри Тойвонена в 1986 году на Ралли Корсики, когда машина сорвалась в пропасть и взорвалась, унеся жизни всего экипажа. Сегодня мы вспомним 10 леденящих душу аварий, в которых гонщикам повезло выжить.

Ралли Корсики 2000

Колин Макрей — культовая фигура в истории ралли и автоспорта. Чемпион WRC, давший имя самой известной серии компьютерных игр о ралли, он был также известен как «Мистер педаль в пол».

10 самых страшных аварий WRC, в которых гонщики выжили

Яркие победы и яркие аварии — это все о Колине, чья жизнь трагически прервалась 15 сентября 2007 года, когда Макрей рухнул на собственном вертолете вместе со своим сыном. Гонщик прожил яркую жизнь, презирая страх. Штурман Майк Броад вспоминал начало карьеры Колина на Ралли Швеции 1987 года, когда Макрей поставил антирекорд по авариям на единственном зимнем ралли в сезоне. В частности, Майк отмечал, что «задолбался отрываться из сугробов, тогда и представить не мог, что из этого парня что-то получится». Зато первая победа пришла к Колину в 1988 году на Ралли Великобритании, когда штурманом в команде соперников была… его будущая жена Алиса Хэмилтон!

На Ралли Корсики 2000 года Колин как всегда атаковал на полной скорости каждый поворот, и на очередном склоне он задел насыпь, стараясь выбрать самую короткую траекторию. Чудовищный полет в пропасть — экипажу повезло, что деревья смягчили приземление, в итоге машина упала на крышу. И хотя покореженный металл поставил крест на надеждах победить, главное, что и гонщик, и штурман отделались лишь незначительными ушибами.

YouTube-канал roughcutflex

Ралли Финляндии 2000

Петер Сольберг — легенда мирового ралли, единственный чемпион WRC из Норвегии и человек, который невероятным образом популяризировал марку Subaru, в том числе в нашей стране, одержав все свои победы в ралли под синим овалом со звездами.

10 самых страшных аварий WRC, в которых гонщики выжили

Его прозвали «Мистер Голливуд», потому что Сольберг всегда улыбался на камеру, даже когда гонка складывалась скверно. Забавный факт: Петер до сих пор увлекается радиоуправляемыми моделями и выиграл несколько чемпионатов как в молодом, так и в более зрелом возрасте. Неудивительно, что Сольберг выбрал именно такой путь для себя — его родители, папа Терье Сольберг и мама Туве Сольберг были известными гонщиками в Норвегии по автокроссу.

В 2000 году Петер проводил второй сезон в WRC, тогда же он перешел в команду Subaru. Карьера складывалась сверхудачно для молодого гонщика, когда инцидент едва не унес жизнь будущего чемпиона. На Ралли Финляндии 2000 после поворота с небольшим трамплином Петер не справился с управлением и влетел в насыпь рядом с трассой. Машина на чудовищной скорости совершила несколько переворотов вокруг собственной оси, улетела в лесополосу, ударилась об дерево и замерла на крыше рядом с озером. Сам Сольберг оказался запертым в кабине, к тому же в первые секунды потерял сознание.

Болельщики рядом с трассой кинулись на помощь Петеру, подняли машину и помогли выбраться пилоту. Оказалось, дерево пробило кабину в опасной близости рядом с головой Сольберга, к тому же гонщик получил сотрясение мозга. Еще несколько сантиметров в сторону норвежца, и мы могли никогда не увидеть чемпиона Subaru…

YouTube канал amjayes2

Ралли Австралии 2001

Франсуа Делакур — известный раллийный гонщик из Франции, победитель этапов WRC 1993 и 1994 годов.

10 самых страшных аварий WRC, в которых гонщики выжили

Протеже Peugeot, с 1991 года его переманили к себе Ford. В лучшие времена Франсуа Делакур даже навязывал борьбу самому «Матадору» — Карлосу Сайнсу-старшему. К началу XXI века Франсуа уже был ветераном автоспорта, но даже опытным пилотам приходится нелегко в таком виде соревнований.

На Ралли Австралии 2001 Франсуа атаковал в паре со штурманом Даниэлем Граталупом. На двадцать втором километре дистанции Делакур не рассчитал амплитуду заноса, задел задней частью машины насыпь и по инерции влетел напрямую в дерево. Часть тяжелых веток проткнули машину, заключив ее будто в капкан, а деформация кузова и сильный удар нанесли повреждения штурману, Граталупу. В итоге Делакур сначала запросил помощь SOS у Колина Макрея, который ехал следом, а далее уже Колин вызвал медицинское подкрепление, результаты спецучастка были аннулированы. В итоге выяснилось, что Даниэль получил ушиб грудной клетки и сломал несколько ребер, от чего у него возникли проблемы с дыханием. Срочная госпитализация спасла штурмана Делакура, но все могло окончиться гораздо печальнее, если бы дерево пробило машину под другим углом или медицинская помощь подоспела позже.

YouTube канал amjayes2

Ралли Монте-Карло 2002

Чешский пилот Роман Креста за рулем Skoda не прославился победами или грандиозными результатами в WRC, хотя и был победителем Чемпионата Чехии по ралли 2000. Зато стал участником одного из самых ярких и опасных эпизодов в истории ралли.

На этапе открытия сезона, Ралли Монте-Карло 2002 года, Роман не смог в заносе вписаться в поворот и пробил ограждение. Казалось бы, рядовой эпизод для WRC, вот только машина гонщика свесилась наполовину над отвесной пропастью.

10 самых страшных аварий WRC, в которых гонщики выжили

Никто не знает, как закончилось бы выступление Кресты, и закончилось ли оно вообще, если Роман пробил бы стенку еще немного дальше…

YouTube-канал Rallyfan

Ралли Аргентины 2002

Еще одна легенда ралли — четырехкратный чемпион WRC Томми Мяккинен. Финский пилот — обладатель множества рекордов.

10 самых страшных аварий WRC, в которых гонщики выжили

Он первым в истории выиграл четыре титула подряд (впоследствии это достижение повторили Себастьен Лёб и Себастьен Ожье), он делит третье место по числу титулов в истории WRC вместе с соотечественником Юхой Канккуненом (правда, если Томми завоевал все свои трофеи в составе Mitsubishi, то Юха сделал это с тремя командами — Peugeot, Lancia и Toyota). В целом, до гегемонии французских пилотов в WRC считался лучшим гонщиком в истории ралли.

2002 год был последним в большой карьере Томми Мяккинена, он заменил действующего чемпиона Ричарда Бёрнса в команде Subaru. И надо же такому случиться, что одна из самых серьезных аварий в карьере случилась именно в последнем сезоне.

Мяккинен атаковал на Ралли Аргентины, когда на его пути возникла кочка. Авария считается легендарной, потому что некоторые журналисты утверждали, что Мяккинен поставил «антирекорд» по числу сальто машины за один инцидент. Смотрелось это действительно зрелищно, но главное, что никто не пострадал, хотя сначала финский гонщик не мог вспомнить, где находится. Но затем память вернулась к Томми, и на ломаном финско-английском языке он сказал, что это одна из самых глупых аварий в его карьере, потому что он хорошо помнил поворот, но машина почему-то заскользила больше обычного…

YouTube-канал Raul

Ралли Германии 2004

И снова наш старый знакомый Петер Сольберг! Разумеется, снова за рулем Subaru.

10 самых страшных аварий WRC, в которых гонщики выжили

Перед очередным спецучастком на Ралли Германии 2004 гонщик сообщил о сильной недостаточной поворачиваемости, у него возникли подозрения, что с рулевой колонкой не все в порядке. Так ли это было на самом деле, мы уже не узнаем, потому что норвежский гонщик попал в серьезную аварию.

Из-за неудовлетворительной обратной отдачи руля занос в повороте вышел больше, чем планировал экипаж и сам Петер. Произошел удар о препятствие рядом с обочиной, и машина взмыла вверх, чтобы затем несколько раз удариться об землю, превращая автомобиль буквально в «консервную банку». И гонщик, и штурман получили сотрясение мозга, при этом штурман Фил Миллз также получил повреждение шейных позвонков. К счастью, системы безопасности сделали свои дело, и до серьезного инцидента не дошло, хотя в том числе из-за этого эпизода Петер недавно завершил автоспортивную карьеру. В 2017 году Сольберг в очередной раз сломал ключицу, и врачи выявили у него саркоидоз. В данный момент Петер занимается организацией автофестивалей.

YouTube-канал Al Capwell

Ралли Португалии 2009

Яри-Матти Латвала — известный финский гонщик. Чемпионом он так и не стал, но победил на множестве этапов WRC, завоевав репутацию одного из лучших раллийных гонщиков в мире.

10 самых страшных аварий WRC, в которых гонщики выжили

Авария на Ралли Португалии в 2009 году — просто страшная, без лишних описаний. Яри-Матти задел насыпь, машина перевернулась… и вылетела за рельс безопасности в овраг. 17 вращений вокруг своей оси, множество сильных ударов и, наконец, машина замерла на дне пропасти. В аналогичных авариях на 20 лет раньше пилоты в основном погибали, потому что бензобак и системы безопасности не выдерживали подобных инцидентов. В нашем же случае главный итог: экипаж остался жив, несмотря на многочисленные ушибы и травмы. Второй день рождения — такое чувство испытывал каждый раллийный пилот в своей карьере.

YouTube-канал Porsche torri

Ралли Мексики 2015

Отт Тянак — без преувеличения легендарный раллийный гонщик, даже несмотря на то, что ему всего 33 года, и он по-прежнему выступает в чемпионате. А легендарный он, потому что в 2019 году выиграл чемпионат WRC за рулем Toyota, разбив многолетнюю гегемонию французских пилотов по имени Себастьен!

10 самых страшных аварий WRC, в которых гонщики выжили

Отт стал первым гонщиком в истории Эстонии, который выиграл какой-либо чемпионат мира по автоспорту, кроме того, Отт Тянак стал первым представителем Восточной Европы, которому покорился главный раллийный чемпионат планеты. За это достижение он был награжден званием Кавалера эстонского ордена Белой звезды 3 класса, и о нем даже сняли документальный фильм. Герой своей родины и великолепный пилот.

Но путь гонщика был далеко не простой, в частности, на Ралли Мексики 2015 экипаж Отт Тянака… едва не утонул! Эстонский пилот не справился с управлением, и машина рухнула с небольшого обрыва в озеро. Автомобиль мгновенно пошел на дно, и эстонскому дуэту повезло, что двери не заклинило, и они смогли оперативно выплыть на поверхность. В противном случае карьера Отт Тянака в прямом смысле могла пойти ко дну…

YouTube-канал DriveTV10

Ралли Португалии 2016

Еще один эпизод, в котором все чудом остались живы. Новозеландский пилот Хэйден Паддон не справился с управлением в заносе, и на склоне вылетел с трассы. Автомобиль Хэйдена мгновенно загорелся, и следом за ним в том же месте вылетает уже знакомый нам Отт Тянак.

10 самых страшных аварий WRC, в которых гонщики выжили

Экипаж Хэйдена успел среагировать и выбраться из машины, когда пламя перекинулось на близлежащие деревья и траву. Счастливое совпадение, что Паддон и штурман не потеряли сознание и не надышались дыма, как и тот факт, что Отт Тянак вылетел не в них, а рядом, к тому же не попал в центр пламени. Пара неудачных совпадений — если бы Хэйден стоял на том месте, куда вылетел Отт Тянак, или если бы эстонский гонщик врезался в горящее дерево, и расклад мог быть совершенно другим. К тому же повезло, что бригада пожарных находилась недалеко от места инцидента, и все-таки начала тушить пожар до того момента, когда пламя сожгло всю территорию и добралось до машины Отт Тянака.

Официальный YouTube-канал WRC

Ралли Монте-Карло 2020

И последняя авария в нашем списке случилась всего лишь год назад. И — да, в ней опять принимал участие эстонский чемпион Отт Тянак. На скоростном участке ралли-открытия в Монте-Карло пилот слишком оптимистично атаковал поворот на холме, при этом за поворот до этого эстонец зацепил обочину, и машина потеряла сцепление с асфальтом.

10 самых страшных аварий WRC, в которых гонщики выжили

Довернуть руль уже не представлялось возможным, и машина по прямой полетела с обрыва, совершая кульбиты, чтобы в конце… сбить дерево под корень и застыть на холодной земле, скатываясь еще дальше.

Пилоты получили ушибы и сотрясения разной степени тяжести, но все обошлось. Хотя авария и выглядела страшной, системы безопасности, которые становятся все совершеннее, сделали свое дело. Теперь даже вылет на скорости свыше 150 км/ч и прямой удар оставляют шансы гонщикам обойтись без серьезных увечий.

Официальный YouTube-канал WRC

На самом деле, в рейтинг можно было бы легко добавить еще с десяток-другой аварий, потому что почти любой серьезный инцидент в ралли, в отличие от кольцевых гонок, можно отнести к разряду «страшных, в которых выжили гонщики». Не сгореть в пожаре, не утонуть в озере, не сломать шею при падении с оврага, наконец, просто не врезаться в дерево на огромной скорости — это задача на каждом этапе. Ралли — рискованные гонки, к тому же менее освещаемые, чем, например, «Формула-1», поэтому каждый раллийный пилот — настоящий энтузиаст своего дела, человек, который вышел на неравную схватку со скоростью и силами природы. Именно поэтому нас до сих пор восхищает их героизм, именно поэтому мы с замиранием сердца следим за WRC, каждый раз надеясь, что до финиша доберутся все участники.


Вам будет интересно

Случайные материалы