bagio-winter
Роман Кузнецов

10 самых странных происшествий в истории автоспорта

Автоспорт – непредсказуемый и опасный подвид спорта. Множество факторов могут повлиять на конечный результат, но порой даже специалисты разводят руками – иные события можно назвать лишь невероятным совпадением.

Автоспорт – непредсказуемый, опасный и очень коварный подвид спорта. Огромная скорость, множество технических деталей, работа резины, покрытие асфальта – очевидные и не очень факторы могут повлиять на конечный результат, и даже самый строгий расчет не всегда спасает от форс-мажора. Но порой даже специалисты разводят руками – иные события можно назвать лишь совпадением, мистикой или случайностью. Как можно лишиться места в настоящей команде после виртуальной гонки, почему следует опасаться оленей на трассе и могут ли гоночные машины летать. Вашему вниманию – 10 самых странных происшествий в истории автоспорта.

500 миль «Гранжа Виана»: crash-gate

В 2017 году Фелипе Масса сразу после завершения карьеры в «Формуле-1» решил принять участие в картинговой гонке международного уровня «500 миль Гранжа Виана». Заезд довольно популярный – например, в 2002 году другой известный бразилец из «Формулы-1», Рубенс Баррикелло смог одержать победу на этой гонке! Но Фелипе ждал неожиданный и неприятный сюрприз.

В начале заезда Фелипе смог опередить пилота команды Sambaiba Centerbus Racing Тьягу Камилу. Коллектив не смог стерпеть такую обиду и гонщики этой команды стали по очереди таранить Массу! Бедный бразильский «ветеран» еле удерживал машину на трассе, рискуя вылететь в любой момент. Но команда Фелипе возмутилась: что себе позволяют эти выскочки?! И пилоты MDG Matrix… Стали таранить в ответ соперников вокруг себя! В итоге гонка превратилась в массовый краш-тест.

Это самое абсурдное и чудовищное, что я видел в своей автоспортивной карьере.
Фелипе Масса

Бразилец взял вину на себя за свою команду, посетовав, что вместо окончания заезда и дисквалификации тех, кто таранил его, судьи в итоге «поспособствовали» началу «войны» в гонке. «500 миль Гранжа Виана» вызвала немало обсуждений в прессе, а на самой трассе прямо во время гонки устроили драку два пилота – Родриго Дантас и Туко Роки. Надо сказать, поединок вышел на загляденье, почти в лучших традициях UFC.

YouTube-канал Albert Trujillo

Остается надеяться, что гонщики F1 и других мировых серий не будут часто пересматривать этот заезд, а то мало ли какие мысли возникнут при очередной борьбе у Хэмилтона и Феттеля!

Перони и «Формула-3»: полетаем?

Опытные гонщики знают: поребрики надо использовать с особой аккуратностью, потому что уровень сцепления там совсем иной, чем на асфальте. Да и за пределы трассы лучше не заезжать – кочковатое покрытие зачастую вредит днищу машины и болида. Но вот чего точно не ожидает ни один гонщик – это попасть на трамплин в асфальтовой зоне безопасности!

Инцидент произошел на гонке «Формулы-3» в Монце 2019, в том сезоне, когда чемпионом стал российский пилот Роберт Шварцман. Алекс Перони не смог вписаться в поворот, выехал на небольшой «островок» асфальтовой зоны безопасности и… Внезапно небольшой поребрик и несколько кочек превратились в самый настоящий трамплин!

С ровного места Алекс буквально «ракетой» взлетел вверх на высоту до четырех-пяти метров, сделал тройное сальто и приземлился на другой стороне ограждений трассы. Эпизод выглядел чудовищно странно: на горизонтальной поверхности гонщик мгновенно перемещается в вертикальную, становясь пилотом в прямом смысле этого слова.

YouTube-канал Barney Ward

Перони отделался легким испугом и небольшой трещиной в шейном позвонке, не повлиявшей на его дальнейшую карьеру – уже в 2020 году Алекс вновь выступал в «Формуле-3».

Заряди меня полностью!

Как говорится в классическом произведении литературы: а судьи кто? Но в случае с Себастьеном Буэми в чемпионате «электричек», «Формуле E», более уместен вопрос: а зарядка где?

23 марта 2019 года проходил этап ePrix в городке Саньи – тропическом морском курорте на юге острова Хайнань, Китай. После квалификации судьи заподозрили команду Nissan в нарушении регламента, а именно – в нарушении конструкции тормозной системы. Технические инспекторы забрали машину Буэми… И не вернули перед гонкой!

Оказалось, они не рассчитали время проверки, и к тому моменту, когда надо было заряжать болид Себастьена, пит-лейн уже закрылся. Поэтому команда и гонщик вынужденно стартовали из боксов, заряжая болид уже в начале гонки. Самое обидное, что машина была признана легальной, и ошибка инспекторов лишила пилота возможности побороться за победу. Инцидент получился абсурдным и обсуждаемым – Nissan и Буэми заявили о том, что во время проверки болида его необходимо обязательно заряжать. Правда, судьи возразили, что при зарядке проверка не может быть на 100% легальной. «Формула E» продолжает свое развитие, и будем надеяться на то, что в будущем у каждого пилота будет заряжена батарея!

«Дорогой олень!..»

На Гран-при Австрии 2001 года пилоты «Формулы-1 столкнулись с необычной напастью: трассу иногда перебегали олени, которые перепрыгивали ограждения, приходя из близлежащего леса. Инженеры сразу же стали предупреждать своих пилотов, потому что одно дело – сбить хомяка в Канаде, совсем другое – на скорости свыше 300 км/ч въехать в крупное животное, что могло грозить серьезными последствиями уже для человеческой жизни.

В ситуации с пилотом Williams Хуаном-Паблом Монтойей вышла довольно забавная ситуация. Приводим диалог инженера и гонщика с пояснениями:

Инженер: – Хуан, мы видели оленя на трассе. Думаем, он еще где-то рядом. Будь очень осторожен, прошу тебя (прим.ред. — по-английски «олень» – deer).
Монтойя: – О, господи! (прим. ред. — здесь начинается самое веселье: Хуан воскликнул Oh, dear! что также можно перевести как «дорогой», к тому же, слова dear и deer, «дорогой» и «олень» созвучны в английском языке).
Инженер (прим. ред. — думая, что Хуан-Пабло, как колумбиец, плохо знает английский язык): – Нет, ты не понял. Олень! (deer!).
Монтойя: – Дорогой… Олень? (Dear… Deer?).
Инженер: – Олень. Как лошадь с рогами! (Like a horse with horns).
Монтойя, смеясь: – Да понял, я, понял. О, господи! (и Хуан-Пабло опять засмеялся и сказал: «Oh, dear»).

Вот такие языковые барьеры можно встретить в международном автоспорте. Еще никогда знание английского языка не было таким важным для всех оленей в мире!

Чудесное спасение в ралли

Если вы не заплачете после этой истории — у вас нет сердца! Или вы очень сдержанный человек.

Один из самых странных и в то же время чудесных инцидентов случился в 2016 году на Ралли Codasur в Боливии. Никто не останется равнодушным! Вот как случайные совпадения могут спасти чью-то четвероногую жизнь.

На одном из раллийных спецучастков на трассу выбежал молодой пёс, почти что щенок. Несмотря на то, что болельщики пытались его отогнать, никто не рискнул выбежать на покрытие, по которому мчались раллийные «монстры». И вот, из-за поворота на огромной скорости в заносе показалась раллийная машина!

YouTube-канал FDC Multimedios

Гонщик стремительно приближался к собаке, продолжавшей мирно бежать прямо посередине дороги. Увернуться не было никакой возможности, и, казалось, страшное неизбежно. Но в последний момент машина неожиданно взлетела на кочке, и перелетела через голову животного! Пес, даже не поняв, как был близок от смерти, весело побежал дальше, лая вслед машине, которая едва не сравняла его с трассой…

Автоспорт продолжает работать над безопасностью для двуногих зрителей, но надеемся, что и четвероногие участники гонок в будущем перестанут попадать в трагические инциденты.

«Кажется, меня сейчас вырвет…»

Многие люди задаются вопросом, справляют ли естественную нужду гонщики во время заездов. Ведь случиться может всякое! Льюис Хэмилтон несколько лет назад деликатно заметил, что «хотя бы один раз это делал каждый в кокпите». Но бывают более неприятные инциденты – ведь никто не отменял элементарную тошноту и отравление. И самый знаменитый эпизод произошел на Гран-при Японии 2007 года в «Формуле-1».

Марк Уэббер во время трудной дождевой гонки почувствовал… Рвотные позывы. Как говорила моя бабушка: «не держи в себе».

Инженер: – Дружище, у тебя все в порядке?
Уэббер: – Мне плоховато. Кажется, сейчас вырвет.
Инженер: – Ты можешь продолжать?
Уэббер: – Да, я… Сейчас вырвет! Я… Собираюсь… (неприятные звуки изрыгаемых масс). Меня рвет, не могу пилотировать.
Инженер: – Понял, давай в боксы, срочно!
Уэббер: – Меня вырвало и стало немного легче. Давай посмотрим, как пойдет.

Марка можно только пожалеть. <.p>

После того, как Алонсо разбил свой болид, почти лишившись шансов на титул, Уэббер шел на втором месте, а следом оказался Себастьян Феттель, молодой пилот и дебютант Toro Rosso. Марк уже мечтал о подиуме, но на рестарте Себастьян не справился с управлением и выбил Уэббера с трассы, фактически, своего старшего товарища по Red Bull!

И все же отдадим должное героизму Марка. Не каждый гонщик останется на трассе после такого тошнотворного уик-энда. Процесс снятия шлема после гонки, к счастью, остался за кадром.

Индия атакует!

Индия в мире автоспорта – это отдельная вселенная, где есть единственное правило: «никаких правил». Исключения встречаются, но за время своих выступлений индийские пилоты зарекомендовали себя как наиболее безбашенные гонщики, сумев даже превзойти своих японских коллег.

Чего стоит один Махавир Рагунатан, который на Гран-при Франции «Формулы-2» в 2019 году умудрился поставить антирекорд, получив за один заезд 9 штрафных баллов и заодно сразу дисквалификацию на одну гонку.

Однако речь пойдет о другом эпизоде – чрезвычайно странном, опасном, и напрямую связанном с Индией.

На второй гонке «Формулы-3» на Норисринге в 2018 году индийский гонщик Амей Вайдянатан стартовал с задних рядов. Впереди заглох британец Дэн Тиктум, не сумев тронуться с места. Гонщики объезжали Тиктума один за другим, и Вайдянатан к моменту столкновения с Дэном видел чистое пространство перед собой — не заметить британского пилота он не мог, к тому же стюарды отчаянно сигнализировали желтыми флагами об опасности. Амей в течение трех секунд видел машину Дэна! И все равно не изменил направление, буквально протаранив Тиктума.

YouTube-канал CrashRacing

Удивились не только зрители, но и стюарды, которые в тот же день направили запрос в Международную автомобильную федерацию «ФИА» с просьбой рассмотреть профпригодность Вайдянатана. Не менее странным вышло и объяснение индийского гонщика – он заявил, что смотрел влево на соперника, которого собирался обогнать, поэтому не заметил Дэна. Смущает тот факт, что вокруг Амея не было прямых соперников в момент аварии…

Виртуальные гонки — реальная дисквалификация

Один из самых странных и очень громких инцидентов случился в начале 2020 года. Многие помнят весенний «локдаун» во всем мире, когда все ведущие страны объявили режим самоизоляции и карантина. В тот момент пилоты ушли в виртуальное пространство, чтобы осваивать всевозможные гоночные симуляторы. От «Формулы-1» и разработчика Codemasters до iRacing, за исключением нескольких гонщиков ведущих мировых серий, все погрузились в мир симрейсинга.

Даже Себастьян Феттель принял участие на нескольких заездах в симуляторе The Race, хотя и является противником имитации гонок.

Организаторы чемпионата электрических машин «Формула E» тоже не сидели сложа руки и организовали виртуальное соревнование Race at Home Challenge. И, как выяснилось, к своему чемпионату они отнеслись очень серьезно. Настолько, что один гонщик потерял работу.

Пилот Audi Даниэль Абт не блистал в виртуальных гонках (справедливости ради, как и в реальных), но в самом последнем заезде неожиданно приехал на подиум, при этом дав бой одному из лидеров «электрического» чемпионата по обе стороны реальности – бывшему гонщику «Формулы-1» Стоффелю Вандорну. Стоффель заявил, что Даниэль проехал гонку необычайно сильно по сравнению с предыдущими результатами, а организаторов смутил тот факт, что Абт отключил свою веб-камеру и во время гонки странным приглушенным голосом говорил в микрофон.

Обман довольно быстро вскрылся: вместо себя Даниэль посадил профессионального симрейсера, который и ехал настолько быстро. Абт преподнес этот поступок как безобидный «пранк», розыгрыш в виртуальных гонках, пока все сидят на карантине.

Реакция организаторов, мягко говоря, шокировала и Даниэля, и всю автоспортивную общественность: штраф в 10 000 евро (настоящих) и дисквалификация Даниэля Абта из чемпионата «Формулы E» (реального чемпионата).

Коллеги Даниэля удивились подобному абсурдному инциденту.

Это же просто игра! Да, официальное мероприятие, но там некоторые парни творили такие вещи, за которые в реальности у них отобрали бы гоночную лицензию. Никто из нас не думал так серьезно о подобных гонках!

Бывший гонщик «Формулы-1» и участник чемпионата «Формулы E» Жан-Эрик Вернь

Некоторые пилоты «Формулы E» и вовсе после такого инцидента удалили свои аккаунты на YouTube и Twitch, опасаясь, что их могут уволить за какое-либо неаккуратное слово во время стрим-эфиров виртуальных заездов. В итоге удар был нанесен скорее по всей «электрической» серии таким решением, а болельщики задумались в который раз, настанет ли тот день, когда между реальными и виртуальными гонками будет поставлен знак равенства.

Гран-при Китая 2005: самая странная гонка Михаэля Шумахера

К концу своей карьеры в Ferrari Михаэль иногда допускал ошибки. Но самый странный, полный нелепых инцидентов уик-энд, он провел в 2005 году на Гран-при Китая.

Перед гонкой пилоты направлялись к стартовой решетке на своем «инсталляционном», установочном круге. Михаэль ехал вне траектории на длинной прямой, когда сзади оказался голландский пилот команды Minardi (будущая команда Toro Rosso) Кристиан Альберс. И дальше произошел чрезвычайно странный инцидент: возможно, Михаэль «проспал» момент, когда Альберс оказался сзади него, или просто не знал, что его кто-то догоняет, но Шумахер неожиданно резко сместился в сторону Кристиана, точно под его машину.

YouTube-канал MiniFerg1

Пилот Minardi не успел среагировать и сильно разбил свой болид без возможности восстановления. Альберс настолько испугался тарана семикратного чемпиона мира, что оставил своего «коня» прямо на трассе.

А вот Михаэль, сообщив об аварии, помчался в боксы, чтобы начать гонку на запасной машине — тогда это было в порядке вещей. Но и гонку Шумахер провел из рук вон плохо: он часто ошибался, и в итоге под желтыми флагами на низкой скорости, что называется, «сделал» Грожана — вылетел в гравий, где и застрял. Хорошо, что не обвинил Эрикссона в своих злоключениях (известный мем, когда сзади Романа никого нет, но он обвиняет Маркуса в своей аварии).

До сих пор непонятно, что так удивило или привело в шок Шумахера, чтобы он провел такой странный заезд, в котором допускал ошибки уровня ребенка в картинге.

Гонки без правил: лови спойлер!

Последний странный инцидент произошел уже в 2020 году на чемпионате мира по картингу. Пилоты Лука Корбери и Паоло Ипполито боролись за позицию. Паоло слегка переборщил и вытеснил Луку в барьеры – тот в них и закончил свой заезд. Казалось бы, обычный гоночный инцидент, но дальше стали происходить действительно немыслимые вещи.

Лука оторвал бампер от своей машины и пошел обратно к гоночному покрытию. Подождав виновника своего вылета, он изо всех сил метнул бампер на трассу, правда, попал в своего же напарника. Надо ли говорить, какую опасность представлял подобный инцидент, ведь скорости в таком профессиональном картинге довольно серьезные, к тому же пилоты практически ничем не защищены.

YouTube-канал Lamin Sakho3

И вишенка на торте: после гонки завязалась массовая драка как раз представителей двух команд. Корбери особенно усердствовал, забыв об одной важной вещи: его отец – владелец автодрома «Лонато», а он сам принадлежит к Tony Kart, одной из самых уважаемых картинговых и тренерских команд, где тренировался… Сам гонщик «Формулы-1» Себастьян Феттель!

В итоге, Автомобильный клуб Италии потребовал не только пожизненно дисквалифицировать Луку, но и лишить лицензии его отца и автодром «Лонато».

Разбирательство еще не завершено: на момент ноября 2020 года однако уже приостановлена работа всего картодрома и действие полномочий Марко Корбери, что можно считать это серьезнейшим ударом. Даже в случае положительного исхода, репутация семьи Корбери пострадала очень сильно из-за действий непутевого сына.

Сам Лука Корбери опубликовал извинение в социальной сети Facebook и объявил о завершении своей карьеры. Правда, мотивы своего чудовищного и очень странного поступка, связанного с угрозой для жизни, молодой пилот так и не смог объяснить.

История автоспорта знает немало абсурдных, нелепых или просто случайных моментов. Гонщики – тоже люди, и у них случаются плохие и неудачные дни, к тому же им приходится управляться с быстрой, но капризной техникой, которая может в любой момент отказать или преподнести неожиданный «сюрприз». Каждая странность вносит изюминку в привычную жизнь. Будем надеяться, что исключения останутся исключениями, и даже самые странные события на трассе не помешают выявить сильнейшего, а чемпионы будут первыми благодаря своей скорости, а не череде совпадений.

Благодарим Simply Formula за помощь в подготовке материала.
bagio-winter