rdsbanner
Анна Криворучко

10 самых неудачных болидов «Формулы-1», которые смогли выиграть гонки

Подготовили рейтинг худших творений инженеров «Формулы-1», которые смогли одержать победу в гонке вопреки статистике и здравому смыслу.

«Формула-1» — самый престижный и значимый чемпионат в мире кольцевых гонок. За рулём мощных и совершенных болидов мечтают оказаться практически все пилоты, находящиеся в начале своей спортивной карьеры. Но ожидания зачастую очень сильно расходятся с реальностью. Когда именитые и талантливые инженеры допускают просчёты, «в свет» выходит нечто, ужасающее своей крайне посредственной скоростью. По закону жанра, «неудавшиеся» машины сдобрены ещё и невнятной управляемостью. Это лишает команду возможности бороться за очки в гонках и практически обрекает пилота на откровенно провальный сезон. Но иногда чудеса случаются вопреки всему: тыква превращается в карету, и гонщик за рулём откровенно слабого болида видит клетчатый флаг первым. Именно о таких случаях мы вам и расскажем.

10 место: Ferrari F60 2009 года

2007 и 2008 годы были крайне удачными для команды из Маранелло, поэтому и болельщики, и руководство команды с оптимизмом готовились к предстоящему сезону 2009 года — шестидесятому для Ferrari. Перед инженерами стояла задача доработать машину, чтобы защитить чемпионский титул в командном зачёте. В их активе были все необходимые ресурсы, а также опытная и сильная пара пилотов: Филиппе Масса и Кими Райкконен. Надежды итальянцев начали рушиться ещё на предсезонных тестах, а с началом чемпионата стало ясно, что скорости у F60 нет — в первых трёх гонках команда не набрала ни одного очка. С четвёртого этапа ситуация перестала быть настолько удручающей, но финиша в топ-3 не было до девятого этапа. В Германии Филиппе Масса смог совладать с очень сложным болидом и финишировал третьим. Но уже на следующем этапе в Венгрии бразилец чуть не погиб в страшной аварии, которая, хоть и не имела никакого отношения к форме Ferrari в этом сезоне, нанесла серьёзный удар по команде. Найти равнозначную замену посреди сезона практически невозможно, и теперь вся надежда была на Райкконена. Кими оправдал ожидания, «заехав» на подиум в злополучной Венгрии и на следующем Гран-при Европы. Подиумы — не то, за что привыкла бороться Scuderia Ferrari, но откровенно слабая форма не позволяла рассчитывать на большее. Однако «ледяной» Кими считал иначе.

Этап в Бельгии на его любимой трассе Спа-Франкоршам начался с привычного места в середине пелетона — на стартовой решётке он оказался шестым. Хэмилтон и Баттон столкнулись в первом же повороте, это позволило Райкконену выйти на второе место. На пятом круге фин смог пройти Джанкарло Физикеллу, стартовавшего с поул-позиции на Force India. После волны пит-стопов и непродолжительной борьбы с Себастьяном Феттелем Кими Райкконен вернул лидерство и закончил гонку на первом месте. Эта победа стала единственной в сезоне 2009 года для Ferrari F60.

9 место: Shadow DN8 1977 года

Болиды британской команды-середняка «Формулы-1» никогда не отличались выдающейся скоростью на трассе, а вдобавок тяжело настраивались и не блистали надёжностью. Даже на фоне регулярных технических сходов конкурентов Shadow ломалась слишком часто и в некоторых сезонах финишировала только в четверти всех этапов.

Автомобиль DN8 дебютировал на Гран-при Аргентины в 1977 году. Первый этап закончился сходом обоих пилотов. На втором Гран-при Том Прайс снова сошёл, а его напарник Ренцо Дзордзи смог финишировать шестым, заработав одно очко. После этого «Формула-1» отправилась в ЮАР, где случился самый трагичный эпизод в истории команды Shadow. Машина Ренцо остановилась на обочине и загорелась, а Том Прайс сбил маршала, перебегавшего трассу с огнетушителем в руках. Баллон попал Тому в голову, травма оказалась фатальной — пилот умер. Дзордзи не смог продолжать карьеру после этого и покинул команду.

Новый состав гонщиков — дебютант чемпионата Риккардо Патрезе и Алан Джонс, проводящий свой третий сезон в Королевских гонках. Результаты Патрезе не поражали воображение, а вот Джонс был чуть более удачлив: уже в Монако он смог финишировать шестым, на следующем этапе в Бельгии — пятым. Но настоящей сенсацией стала его гонка в Австрии. Алан квалифицировался лишь на 14 месте, но погода дала австралийцу шанс. Утром перед стартом прошёл дождь, и дорожное полотно не успело высохнуть. Однако Джонс рискнул и стартовал на «сликах». Такая стратегия позволила избежать лишней остановки. К 11 кругу австралиец шёл пятым, в этот момент у лидера гонки Марио Андретти отказывает мотор. В лидеры выходит Джеймс Хант, но его McLaren вскоре замирает на обочине по той же причине. Джонс сумел пройти двоих соперников и остался лидером до конца гонки. Эта победа стала первой в его карьере и единственной для команды Shadow.

8 место: Toro Rosso STR3 2008 года

Бывшая Minardi, а затем дочерняя команда Red Bull Scuderia Toro Rosso никогда не была откровенным аутсайдером. Но и о том, чтобы навязать борьбу лидерам чемпионата, речи никогда не шло. Уделом гонщиков оставалась борьба за очковую зону.

Всё резко изменилось на Гран-при Италии 2008 года. «Храм скорости» в Монце всегда благоволил самым быстрым болидам, но дождь внёс свои коррективы. Серьёзные осадки ближе к концу второго сегмента квалификации не позволили лидерам чемпионата улучшить время, и роль «первой скрипки» неожиданно примерил на себя молодой Себастьян Феттель. Он сумел показать блестящее время в тяжёлых погодных условиях и обеспечил себе первую стартовую позицию, заодно став самым молодым обладателем «поула».

Старт гонки прошёл так же под дождём, это помогло Феттелю сохранить лидерство. Когда стихия немного утихла и полотно начало подсыхать, команда выбрала верную шинную стратегию и сэкономила время за счёт перехода на «слики» вместо промежуточной резины. Задела времени хватило для комфортного финиша практически в одиночестве. Себастьян одержал первую победу как своей карьере, так и в истории Toro Rosso. На момент триумфа немецкому гонщику был 21 год, он стал самым молодым победителем Гран-При «Форму-лы-1».

7 место: Tyrrell 011B 1983 года

Уникальная частная «конюшня», созданная Кеном Тирреллом в самом конце 50-х годов. Команда Tyrrell начала свой путь с младших серий и за десятилетие добралась до Королевских гонок. В партнёрстве с французским Matra и американским Ford удалось построить по-настоящему конкурентный болид. За рулём оказался талантливый дебютант Джеки Стюарт, который смог принести коллективу победу уже во втором сезоне.

70-е годы начались с трудностей — партнёрство с Matra пришлось разорвать, а новой «платформы» не было. Однако двигатели Crosworth удалось сохранить. Несмотря на трудности, в 1971 году команда разработала достаточно удачное шасси и смогла выиграть титул. На следующие 8 лет Tyrrell стали серьёзным соперником и ни разу не опустились ниже 5 места в кубке конструкторов.

В 1977 году на смену атмосферным двигателям начали приходить турбированные агрегаты. Проверенный временем V8 от Ford больше не мог серьёзно соперничать с конкурентами. Результаты начали ухудшаться, хотя на некоторых автодромах Tyrrell всё ещё мог бороться за высокие позиции.

Помимо дефицита мощности, машина 1983 года получилась ещё и очень ненадёжной. Из семи первых Гран-при оба болида добрались до финиша лишь дважды и оба раза вне очковой зоны. На фоне слабых выступлений никто не ждал никаких чудес, но на трассе в Детройте у команды всё же был шанс на борьбу. Микеле Альборето смог квалифицироваться шестым. Оставалось надеяться на ошибки и проблемы соперников. В гонке Рене Арну сошёл из-за проблем с электрикой, а Кеке Росберг стал жертвой собственной команды — дозаправка и смена покрышек прошли очень медленно. Остальное оказалось делом стратегии — Tyrrell выиграл гонку. Этот неожиданный триумф оказался последним для атмосферных двигателей Ford и самой команды.

6 место: Ferrari 126CK 1981 год

Провальный сезон 1980 года заставил Ferrari бросить все силы на разработку новых решений для гоночных болидов. Глубокую модернизацию шасси решили отложить, а вот с двигателем наоборот поработали крайне серьёзно. На смену атмосферному V12 был разработан абсолютно новый блок V6. Потенциал скорости был огромный, а вот с надёжностью у итальянцев возникли проблемы. Первые три этапа закончились двойным сходом, но в Сан-Марино и Бельгии всё же случились проблески — Дидье Пирони финишировал пятым в Имоле, а Жиль Вильнёв закончил гонку в Спа на четвёртой позиции. Несмотря на это никто не рассматривал Ferrari в качестве реальных конкурентов, но Вильнёв старший одержал две сенсационные победы на следующих двух этапах — в Монако и в Испании. На территории Монегасков Жиль проехал невероятный круг в квалификации и стартовал вторым. Из-за проблем с перегревом резины ближе к середине гонки темп пришлось сбросить. Ален Джонс догнал Вильнёва и занял вторую позицию и устремился в погоню за лидером — Нельсоном Пике. С 43 до 53 круга они боролись, но Пике ошибся при прохождении кругового и выбыл из гонки. Джонс должен был просто довезти машину до финиша, но в борьбе он потратил слишком много топлива. Запаса бензина не хватало, так что ему пришлось заехать на дозаправку. Это позволило Вильнёву выйти в лидеры и финишировать первым с солидным преимуществом. В Испанию красная «конюшня» ехала не в числе лидеров. Настройки позволили добиться впечатляющей скорости на прямых, но в поворотах Ferrari проигрывала целую пропасть.

Вильнёв квалифицировался седьмым и на стартовой прямой смог прорваться до третьего места. Затем в борьбе смог отвоевать ещё одну позицию, но конкурировать с Аленом Джонсом было невозможно. Лидер сам подарил канадцу шанс: на 13 круге Джонса развернуло после ошибки на торможении, таким образом Жиль возглавил гонку. Отстоять первую строчку было непросто. Вильнёва нагнали ещё трое соперников и последние круги прошли в режиме постоянной обороны. В борьбу за победу вмешался круговой спортсмен Элизеу Салазар. Лидер удачно «проскочил» медленный болид Ensign, а преследователи немного замешкались. В итоге на финише четыре машины «уместились» в 1 секунду. Жиль Вильнёв не упустил вторую подряд победу. На оставшихся восьми этапах команда ни разу не финишировала в полном составе, а взойти на подиум удалось лишь ещё раз — на родной трассе Вильнёва в Канаде. Там он занял третью ступень пьедестала.

5 место: Ligier JS43 1996 год

Французская команда «Лижье» впервые вышла на старт в 1976 году и оказалась на удивление конкурентоспособной. Вплоть до 1982 года коллектив боролся за самые высокие позиции и даже занял второе место в командном зачёте 1980 года. Затем в истории команды настала настоящая чёрная полоса. Череда сходов и дефицит бюджета не давали шанса побороться даже за место в середине пелетона. Дела пошли «в гору» только в 1993, тогда пилоты трижды в сезоне смогли подняться на подиум. Решить вопрос с недостатком мощности не получалось несмотря на регулярную смену поставщиков моторов, но инженеры смогли создать достаточно сбалансированное шасси, «срисовав» его с Benetton — один владелец на две команды может иногда позволять коллективам такие вольности. Бороться за победы на таком автомобиле было невозможно, болид был только седьмым в пелетоне по показателям абсолютной скорости. Но шанс «блеснуть» всё же представился. Это случилось в последний год существования команды на Гран-при Монако 1996 года.

Этот этап стал одним из самых непредсказуемых в истории. В субботу всё шло по плану, кроме, пожалуй, отказа мотора у пилота Ligier Оливье Паниса. Поломка не позволила ему квалифицироваться выше 14 места. Его напарник по команде изначально был значительно медленнее и стартовал семнадцатым. Шумахер должен был легко победить с «поула», но в воскресенье над княжеством разверзлось небо и трассу начало заливать потоками воды. В условиях сильнейшего дождя Вильнёв, Шумахер, Брандал и Баррикелло по очереди разбили машины, Сало и Хаккинен столкнулись. Алези и Хилл сошли из-за технических отказов. Оливье же не только смог сохранить свой болид невредимым, но и внёс свои коррективы в тактику на гонку. Он стартовал с полными баками и на раннем пит-стопе ему ещё раз долили горючего. Дозаправка получилась короткой, это позволило отыграть много времени. По расчётам инженеров Ligier и идущего на втором месте Кулхардта, Панису не должно было хватить бензина до финиша. Но француз экономил последние капли в баках как мог, чтобы не терять время на второй дозаправке. Дождь кончился, трасса высохла, и дождевую резину сменили на «слики». Но даже на сухом асфальте он не раскручивал двигатель выше пятой передачи и очень аккуратно работал с педалью газа. Казус в том, что гонщик решил не сообщать о своих планах команде и когда его гоночный инженер Паоло Катоне начал звать пилота в боксы — Панис отказался. Дошло до настоящей истерики, когда в радио гонщика были слышны только ругательства на всех известных команде языках мира. Совладелец команды Флавио Бриатторе не смог остаться в стороне от этого фарса, но лишь иронично поинтересовался, на чём же едет его гонщик. Возможно, на дождевой воде, которая попала в баки? Ведь к этому моменту бензин уже точно должен был закончиться. Как не удивительно, план Оливье сработал. Гонку остановили по истечении 2 часов после 75 круга. Клетчатый флаг увидело только три автомобиля, ещё 4 были классифицированы. Пока этот результат остаётся своеобразным антирекордом в «Формуле-1». Эта красивая победа стала первой и единственной в карьере талантливого Оливье Паниса, а для «Лижье» — первой за 14 лет и последней в истории команды.

4 место: Williams FW09 1984 год

История любой чемпионской команды состоит из бесконечной череды взлётов и падений. В погоне за лучшим результатом Williams стремились выжать из болида своего максимум. Постоянные доработки шасси увенчались успехом, и когда «база» была доведена практически до идеала, стало очевидно, что двигатель не может раскрыть весь потенциал машины. Команда рискнула и поставила силовой агрегат от Honda, доработав болид специально под него. Искомая прибавка мощности была в кармане. Дополнительные 300 лошадиных сил должны были облегчить борьбу в чемпионате, но всё вышло с точностью до наоборот. Новое шасси оказалось к этому не готово — машина напрочь лишилась стабильности и утратила баланс. Но эти проблемы меркли на фоне беды с надёжностью. Из шестнадцати этапов команда в полном составе закончила лишь три. Ещё два раз до финиша доехал Жак-Анри Лаффит, а Кеке Росберг — трижды. Силами Росберга в своём провальном сезоне команда дважды поднялась на подиум. В Бразилии финский гонщик занял вторую ступень пьедестала, а на Гран-при Далласа ему удалось выиграть. Гонка проходила при сорокаградусной жаре на достаточно медленной трассе. Перед стартом команда позаботилась об охлаждаемых подшлемниках для пилотов, а также собрала машину Кеке вокруг запасного шасси. По сути это был монокок прошлого года. Такое решение чудесным образом позволило решить часть проблем с управляемостью.

Жара внесла коррективы в работу резины и, как оказалось, Goodyear дал Williams некоторое преимущество. Из 25 стартовавших почти половина (12 человек) потеряли сцепление с покрытием и разбили свои болиды. Борьбу Williams могли навязать Ferrari и Lotus, но Рене Арну и Элио де Анджелису пришлось заезжать за новым комплектом покрышек, а Найджел Мэнсел, обладатель поула и главный соперник Росберга по этой гонке, был вынужден собственноручно толкать заглохшую машину к финишу — своим ходом болид пересечь черту не смог. Кеке Росберг одержал сенсационную победу на единственном в истории Гран-при Далласа.

3 место: Lotus H34 1966 год

Изменение регламента в «Формуле-1» часто сопряжено со сменой доминирующей командой. Такая участь постигла и Lotus. Переход с полутора на трёхлитровые моторы оказался болезненным и к началу сезона «изящного» решения не было. Болид в итоге укомплектовали крайне необычным двигателем от BRM. Силовая установка была создана из двух старых V8. Цилиндрам добавили угла развала, по сути превратив в оппозитные, расположили блоки один над другим и связали два коленвала с помощью дополнительной шестерни. В итоге болид приводился в движение с помощью 16 цилиндров H-образной компоновки. Нетривиальное решение повлекло за собой проблемы с весом. Lotus оказался второй самой тяжёлой машиной на стартовой прямой. Мощность при этом оказалась существенно ниже, чем планировалось. С надёжностью, конечно, тоже были проблемы. Lotus H34 не финишировал в четырёх этапах из девяти. Все сходы пришлись на первые гонки чемпионата. Но талант Джима Кларка позволил принести коллективу победу. Это случилось на предпоследнем этапе сезона в США.

Кларк квалифицировался вторым, но перед стартом с машиной возникли проблемы. Сначала двигатель немного «капризничал», а когда все проблемы, казалось, были решены и болид оказался на стартовой решётке, из него ручьём потекло масло. К счастью, дело оказалось в одном плохо закрученном болте, и механики устранили проблему прямо на месте. Кларк смог удержать второе место на старте, но тяжеловесный Lotus не позволял бороться на длинной дистанции. К концу десятого круга Джим был только четвёртым. Но вскоре у лидеров начались проблемы. Сначала борьба с круговым приводит к повреждениям на машине Сертиза, он едет в боксы и возвращается лишь на 13 позиции. Затем отказывает двигатель Ferrari и Лоренцо Бандини сходит с дистанции. Последним из гонки выбывает лидер Джек Брэбем. Проблема та же, что и у Ferrari — отказ силовой установки. Так Джим Кларк вышел в лидеры гонки примерно на половине дистанции. Как таковых соперников не было и гонщик спокойно довёл машину до финиша. Отрыв от ближайших преследователей был целый круг.

2 место: Ferrari 625 1955 год

2 года подряд Scuderia вчистую проигрывала болидам Mercedes, а также уступала в скорости и мощности Lancia и Maserati. За это время команда смогла одержать лишь две победы. Одну — в 1954 году, а другую — в 1955. Самой яркой гонкой из этих двух стало Гран-при Монако 1955. Пилоты Mercedes Хуан Мануэль Фанхио и Стирлинг Мосс привычно расположились на первых двух позициях, а Scuderia довольствовалась 5 и 6 местом. В ходе гонки было множество небольших контактов и повреждений автомобилей — гонщики регулярно заезжали в боксы для устранения поломок. В это время двое лидеров ожесточённо боролись между собой, Стирлинг Мосс пытался выйти на первую позицию, но Фанхио отбивал атаки до тех пор, пока его автомобиль не замер на обочине — поломка.

Британец должен был без проблем выиграть гонку, но на 80-м круге его мотор просто сгорел. Таким образом, в лидеры вышел Альберто Аскари на Lancia, за ним — Жан Мари Бера на Maseratti, Ferrari держались позади на почтительном отдалении. Двукратный чемпион мира допустил совершенно необязательную ошибку в шикане, и она закончилась зрелищной аварией. Болид пробил ограждение и перевернувшись упал в воду. Maseratti выходит в лидеры, но пилот тоже ошибается. Результатом разворота становится оторванное колесо. Шанс на победу получил Морис Трентиньян. Гонщик Ferrari воспользовался подарком соперников и пришёл к финишу первым с преимуществом в 20 секунд над финишировавшей второй Lancia.

1 место: Jordan EJ13 2003 год

Одна из самых харизматичных команд в «Формуле-1» блистала недолго, но запомнилась многим фанатам. Расцвет коллектива пришёлся на период с 1994 по 2002, сильнее всего болиды Jordan выглядели с моторами Honda. Но к 2003 году сотрудничество закончилось. Команде пришлось адаптировать болид к новым двигателям Ford и, как это часто бывает, инженеры пошли по худшему из возможных путей. Серьёзные просчёты в аэродинамике практически не позволяли бороться за топ-10, да и финишей в полном составе насчиталось всего два при шестнадцати этапах. Объективно Jordan не имел ни единого шанса даже на финиш в топ-5, но дождь на Гран-при Бразилии спутал все карты. Гонки на Интерлагосе обычно проходят без единого намёка на осадки, но в 2003 году на автодром обрушился настоящий ливень. В таких условиях многие не справились с управлением и разбили свои болиды. Одним из них был Марк Уэббер, потерявший контроль над автомобилем на 55 круге гонки. Фернандо Алонсо, находившийся на третьем месте, должен был догнать соперников и машину безопасности. Но он не заметил обломок, проехал по нему и проколол колесо. Из-за этого машина потеряла управление на стартовой прямой.

От удара барьеры безопасности сильно пострадали, выкатившиеся из-за ограждений покрышки практически перекрыли трассу. Гран-при остановили красными флагами: в этот момент впереди находились двое — Джанкарло Физикелла на Jordan и Кими Райкконен на McLaren. В момент остановки гонки оба ждали свой пит-стоп, этим и объясняются их высокие позиции. Гран-при решили не возобновлять и, по действующим на тот момент правилам, результаты должны были посчитать по расстановке пилотов за 2 круга до красных флагов. Их вывесили на 55 круге. В таком случае победителем становился Кими. Однако руководство Jordan было не согласно с таким положением дел. По данным телеметрии команды, Физикелла не только прошёл Райкконена на 54-ом круге, но и успел начать 56-ой. Так, FIA проанализировали данные и пересмотрели результаты. Джанкарло Физикелла был признан победителем Гран-при. Свой кубок он получил из рук Кими Райкконена перед следующим этапом.

rdsbanner