Чопперы: как возникли эти мотоциклы и почему на них появилась «обезьянья вешалка»
Вокруг чопперов всегда было много споров и мнений. Кто-то говорит, что эти мотоциклы — отдельная культура, другие утверждают, что это — дух, третьи считают, что чопперы — это чувство свободы и независимости. Что же на самом деле скрывается за названием «чоппер»? Давайте разбираться вместе.
Для начала скажем, что если откинуть все лирические эпитеты, то чоппер — это мотоцикл, как ни крути. Невероятный, удивительный, яркий и харизматичный мотоцикл. Отметим, что в немалой степени формированию облика чоппера способствовали так называемые калифорнийские «бобберы» — мотоциклы, которые переделывали в 30-е годы специально под гонки и использовали также для езды по городу. Иметь сразу два мотоцикла для разных целей на тот момент мало кто мог себе позволить, так и возникли «бобберы» или «коротко стриженные» (название появилось из-за подрезанных крыльев).
Сами же чопперы появились сразу после Второй мировой войны, когда американские солдаты, вернувшиеся домой, как это часто бывает, не находили себе места в мирном обществе. Привыкшие во время войны к постоянному адреналину, они пытались найти его дома, переделывая свои Harley Davidson и Indian в гаражах и гоняя на них. Так появилось и название для мотоцикла, ведь chop – означает «рубить», «откалывать» на английском. Хотя есть и другие версии названия, но самой логичной считается эта. В итоге, чоппер — мотоцикл с мощным мотором, который лишили всего, что не имеет отношения к движению. Зеркала, крылья, фары, сумки, задняя подвеска, переднее крыло и часть заднего, тахометр, большой бензобак — от всего этого отказались, получив в итоге легкий и изящный мотоцикл с легкой рамой.
Вполне логично, что Калифорния 40-х годов просто била все рекорды по количеству мотоциклов на душу населения. Этот штат и сегодня является отличным местом для байкеров: сезон круглый год и большое количество единомышленников. Так было и во времена появления первых чопперов. Парни, участвующие в гонках, на этих же байках перемещались и между городами, поэтому мотоциклы стали «подгоняться» под шоссе. Появились, например, такие детали, как высокий изогнутый руль — ape hangers, что в переводе означает «обезьянья вешалка». Задумка была в том, чтобы сила сопротивления воздуха была параллельна линии плеча человека и его кисти, управляющей рулем. Парень на чоппере с максимально вытянутыми руками и правда похож на обезьяну. Но удобство такого руля на длительных расстояниях — бесспорно, так как, таким образом равномерно распределена нагрузка на мышцы.
Позднее на чопперах заменили переднее колесо на более узкое, а заднее стало тем самым широким «катком». Также изменили диаметр: 21 дюйм — переднее колесо, и 16 — заднее. Примерно в это же время появляется легендарная задняя спинка - Sissy bar. Временами высота этой спинки взлетала до небес и власти даже ввели ограничение на её размер. Также на чопперах стали появляться трубы с раструбами в виде рыбьих хвостов. Выхлопное отверстие было очень узким, а его загнутость помогала на правых поворотах — чопперы больше не «чиркали» трубами об асфальт. Зачем байкеры удлиняли и наклоняли вилку, что шина оказывалась вынесенной перед байком, точно неизвестно. Есть мнение, что так мотоцикл начинал вести себя увереннее на дороге и, опять-таки, во время длительных путешествий такая посадка была гораздо удобнее. Отметим, что и дополнительные очки к дерзкому внешнему облику такая вилка тоже прибавляла.
А одним из самых популярных первых примеров чопперостроения, несомненно, считается модифицированный Harley Davidson FL, 1951 года, известный, как «Капитан Америка». Данный чоппер был впервые представлен миру в фильме «Беспечный ездок» в 1969 году, где на нем курсировал Питер Фонда. После выхода картины популярность чопперов резко взлетела. А культовый чоппер из фильма позднее продали на аукционе за 1,35 миллиона долларов.
Семидесятые становятся золотой порой чопперов, ведь это было время новой свободы, хиппи и другой философии. Этим мотоциклом хотели обладать многие, он стал неким символом свободы, вольного духа, независимости, бунтарства и яркой индивидуальности. Курсируя по американскому шоссе на чоппере, не было смысла «гнать» со скоростью, нужно было просто наслаждаться неспешным путешествием, ловить прикованные к себе взгляды, впечатленные хромом и ревом двигателя, и наслаждаться путешествием, свободой и особым духом чоппера.
Есть мнение, что именно с чопперами, по сути, рождалась та самая культура байкеров: татуировки, косухи, звук двигателя, уверенные в себе молодые люди. Ведь и байкерами раньше называли только тех, кто ездит исключительно на чоппере.
Итак, что же отличает чоппер от других байков:
- длинная вилка, расположенная под большим углом
- узкое переднее колесо и широкое заднее
- двигатель каплевидной формы
- высокий руль – ape hanger
- вынесенные вперед подножки водителя
- опционально могут отсутствовать зеркала, поворотники, переднее крыло и передний тормоз
Конечно, как и во времена, когда чопперы только появились и их просто нельзя было купить в магазине, так и сейчас считается, что свой «идеальный» мотоцикл вы должны собрать сами, доводя каждую деталь мотоцикла до совершенства в тесном гараже. И потом с гордостью заявлять: «Я посадил дерево, вырастил сына, собрал чоппер». А если, сконструировав свой первый чоппер, вы поймете, что можете собрать еще десяток таких, то откроете свою мастерскую по кастомайзингу чопперов и будете зарабатывать на этом хорошие деньги.
В завершении отметим, что чопперы не выбирают для скоростных перемещений — они все же предназначены для длительных и неспешных прогулок. Причем чаще всего — для одиночных поездок, когда знаешь, что тебя ждет время наедине с собой, дорогой и мыслями. Похоже, что те, кто выбирает чопперы — это уже состоявшиеся люди, которые не гонятся за скоростью. Им нужно нечто совершенно другое — только то необъяснимое ощущение свободы, которое может дать чоппер.