bagio-winter
Евгения Жилина

«Жестяная Лиззи»: автомобиль, изменивший индустрию

Несмотря на скромный внешний вид, Модель T стала самым значимым автомобилем 20-го века, ведь именно она стала первым многосерийным автомобилем в истории.

Модель Т, выпускаемая Ford Motor Company с 1908 по 1927 год, стала самой ранней попыткой сделать личный автомобиль общедоступным. Вообще машины в современном понимании были впервые построены в 1885 году в Германии Карлом Бенцем, а первые американские автомобили – в 1893 году в Спрингфилде, штат Массачусетс, Чарльзом и Фрэнком Дюрие. Но тот факт, что они сошли с конвейера, не сделал их доступными простым американцам.

Model Т была действительно доступна по цене, и в какой-то момент она стала настолько популярной, что ее приобрели большинство американцев. Это было большим прорывом и в социальном отношении, ведь Америка по сути своей «одноэтажная» – большая часть населения проживала в небольших городках в частных домах, так что машина становилась связующим звеном с остальной частью страны.

Рождение Model Т

Днем он был главным инженером «Эдисон Иллюминэйтинг Компани» в Детройте, а по ночам Генри Форд трудился над бензиновым двигателем. Он успешно испытал один из них в канун Рождества 1893 года, не без помощи своей жены Клары. Двигатель работал целых 30 секунд, то есть достаточно долго для того, чтобы Форд понял, что он на правильном пути.

Три года спустя он разработал самоходное транспортное средство, и после двух неудачных попыток, летом 1903 года, родилась компания Ford Motor Company.

«Жестяная Лиззи» появилась далеко не сразу: ей предшествовали восемь других моделей, на которых Форд тестировал свои наработки и нововведения, и, в конечном итоге, объединил результаты в Model T.

Официальная разработка Model Т началась в январе 1907 года, когда Форд собрал команду, состоящую из инженера Чайлда Гарольда Уиллса, машиниста К. Дж.Смита и чертежника Джозефа Галамба, на своей маленькой Детройтской фабрике.

Продажа Model Т

Выпущенный 1 октября 1908 года Ford Model T представлял собой самоходный автомобиль с левосторонним рулем, оснащенный закрытым четырехцилиндровым двигателем со съемной головкой блока и цельным блоком цилиндров. Сделанный из легированной ванадием стали, он обладал превосходной прочностью, несмотря на небольшой вес. Автомобиль также отличался значительным дорожным просветом, который позволял ездить по ухабистым дорогам, что делало его объектом любви всех сельских водителей.

Изначальная цена на Ford Model T составляла 850 долларов, что было не слишком высоко, но все же несколько превышало доход среднестатистического американского рабочего. Целью Форда было сделать цены максимально доступными.

Выход на британские рынки

Порой ради увеличения продаж Форд шел на громкие маркетинговые компании, чтобы его автомобили чаще упоминались в британских газетах. В 1911 году шотландский дилер предложил своему сыну Генри Александеру-мл. прокатиться на автомобиле Model T до вершины Бен-Невиса, самой высокой горы на Британских островах высотой 4 411 футов.

Стартовав в соседнем Форт-Уильяме, Model T ехала пять дней по скалам, болотам и снегу и поднялась-таки на вершину по зигзагообразной схеме движения. После своего спуска Александр был встречен ликующей толпой, после чего он сделал регулировку тормозов и поехал обратно в дилерский центр своего отца в Эдинбурге. После рекламной кампании в Великобритании было продано более 14 000 Model T.

Ускорение сборки

К 1913 году в Хайленд-Парке была построена новая фабрика площадью 60 акров для производства Model T. На тот момент она была самым крупным заводом в мире, а число сотрудников Ford выросло вдвое.

Для этого завода Форд работал над усовершенствованием сборочной линии производственного процесса. Были впервые применены движущиеся сборочные линии, использующие конвейерные ленты. Интересно, что вдохновение Форд черпал у чикагских мясокомбинатов.

За шесть месяцев время на постройку Model T сократилось с девяти часов и пятидесяти четырех минут для одного двигателя до пяти часов и пятидесяти шести минут. Завод был разделен на секции, каждая из которых собирала определенную часть автомобиля. Завод в Хайленд-Парке в итоге включил 500 таких отделов в свою сборочную линию.

Откуда пошло прозвище «Жестяная Лиззи»

В начале прошлого века лошадиная кличка «Лиззи» была одной из самых распространенных, а Форд, по сути, создал нового доступного железного коня. Но откуда взялось прилагательное «жестяная»? Один дилер из Сан-Антонио жаловался на проблемы при транспортировке машин, предложив поставлять их без дверей, чтобы потом покупатели устанавливали их самостоятельно. Для этого он даже предложил специальный набор инструментов, которые очень напоминали консервные ножи, а главным материалом для консервных банок была жесть. Вот и получалось, что машина как будто жестяная.

Есть и другая версия происхождения названия. Во время гонки 1922 года в Пайкс-Пик, штат Колорадо, участник Ноэль Буллок назвал свою Model T «Старой Лиз», но ее состояние было таким плаченым, что зрители сравнили ее с консервной банкой, окрестив «Жестяной Лиз». Неожиданно для всех старушка победила в состязании, а прозвище прилипло ко всем Model T.

Лиззи уходит в закат

Технический процесс не стоял на месте, требования покупателей росли. Model T уже не могла конкурировать с более современными автомобилями: продажи упали, «Лиззи» стала считаться старомодной, превращаясь в предмет для шуток.

После долгих колебаний Форда в 1927 году было объявлено, что модель Ts больше не будет выпускаться. Новый Ford под названием Model A дебютировал в декабре после того, как ему пришлось утилизировать 40 тысяч инструментов, которые можно было использовать только для сборки Model Ts.

Значение для всей авто индустрии

Автомобили Генри Форда Model Т буквально открыли дорогу американскому среднему классу. Цена на машину была доступной благодаря усовершенствованию сборочной линии Ford, что значительно повысило производительность и, соответственно, позволило снизить цену с 850 долларов в 1908 году до 300 долларов к 1925 году.

Model Т была названа самым влиятельным автомобилем ХХ века, так как она стала символом модернизации Америки. Ford построил 15 миллионов таких автомобилей в период с 1918 и 1927 годами, что, в зависимости от года, составляло до 40% всех продаж автомобилей в Соединенных Штатах.

Единственный цвет, в котором была доступна «Лиззи» с 1913 по 1925 год – черный, хотя у более ранних покупателей выбор был побогаче: серый, синий, зеленый или красный.

В первую очередь, «Жестяная Лиззи» по-прежнему ассоциируется с Model T, но сегодня этот термин используется в разговорной речи для описания небольшой дешевой машинки в потрепанном состоянии.

bagio-winter