bagio-winter
Игорь Титов

Женщины в «Формуле-1»

С 1958 года женщины доказывают, что «Формула-1» – это не только мужской спорт. За всю историю «королевских гонок» было 5 пилотесс, которые смогли выйти на старт хотя бы одного Гран-при. Чем это закончилось? Рассказываем в материале.

Бывший гонщик, а затем и руководитель F1, Берни Экклстоун, как-то сказал: «Бог миловал «Формулу-1» от трех вещей – темнокожих мужчин, женщин за рулем и быстрых немцев». К сожалению, он не знал, что в 2008 году чернокожий Льюис Хэмилтон впервые станет чемпионом мира, а потом будет выигрывать титул еще три раза (в 2014, 2015 и 2017 годах). Не предполагал Берни также и о то, что самым титулованным гонщиком «Формулы-1» на сегодняшний день станет немецкий автогонщик Михаэль Шумахер, семикратный чемпион мира в серии «Формула-1». Ну и конечно же, не знал бывший гонщик и руководитель Ф1, что с 1958 года пять пилотесс в разные года все-таки смогут поучаствовать в «королевских гонках».

Мария Тереза де Филиппис (Scuderia Centro Sud, Dr Ing F Porsche KG)

Всего Мария Тереза де Филиппис участвовала в двух сезонах «Формулы-1», в 1958 и 1959 годах. К сожалению, ее результаты вряд ли можно назвать выдающимися. В своем первом Гран-при, которое прошло в Монако, девушка не смогла квалифициоваться, но смогла обогнать, например, того же самого Берни Экклстоуна, который утверждал, что девушкам не место в F1.

За оба сезона Мария не набрала ни одного очка, а самая результативная для нее гонка прошла в 1958 в Бельгии. На финише она оказалась десятой, последней из тех, кто сумел доехать до финиша. В 1959 году, уже в другой команде, она во второй раз не смогла квалифицироваться в Гран-при Монако. В этом же году погиб владелец команды и близкий друг Марии, Жан Бера, после чего она решила уйти из гонок.

Мария Грация Ломбарди (March, RAM, Williams)

Более известная как Лелла Ломбарди, эта женщина первая и единственная на сегодняшний день, кто смог набрать очки в зачет чемпионата мира «Формулы-1».

Лелла принимала участие в гонках с 1974 по 1976 год. Самым результативным для нее оказалось Гран-при Испании 1975 года. В той гонке лидер Рольф Штомеллен вылетел с трассы на гоночную трибуну и убил 5 зрителей. Спустя 4 круга гонку остановили, а так как Мария в этот момент была на шестом месте, ей присудили 0,5 балла. Известно, что после завершения карьеры в «Формуле-1», гонщица не бросила автоспорт и стала участвовать в гонках серии NASCAR в Америке.

Дивина Галика (Surtees, Hesketh)

Дивина Галика впервые села за руль болида в рамках участия в шоу-гонке знаменитостей. Стоит отметить, что она была четырехкратной участницей Олимпийских игр и ее основным родом деятельности был лыжный спорт.

Но лыжи стали не единственным спортивным увлечением Дивины. Британская гонщица участвовала в двух чемпионатах мира «Формулы-1». Первый, в 1976 году, окончился для нее, так и не начавшись, Дивина не смогла пройти квалификацию. Во втором чемпионате, 1978 года, гонщица также не смогла пройти квалификацию и после этого не стала продолжать карьеру в F1. Интересным фактом является то, что Дивина выступала на болиде под номером 13, чем будоражила сознание своих соперников.

Дезире Рэндалл Уилсон (Brands Hatch Racing)

Несмотря на то, что в мировом чемпионате F1 Дезире не удалось пройти квалификацию, она участвовала в британском чемпионате «Формулы-1» «Аврора». Пилотесса даже смогла выиграть одну гонку. Это произошло на трассе Брэндс Хэтч в 1980 году. После этого главная трибуна на автодроме стала носить ее имя.

Джованна Амати (Brabham)

В 1992 году гоночная команда Brabham оказалась на грани банкротства. Руководство компании пришло к выводу, что возможным решением их проблем может стать успешная рекламная акция. Так за рулем гоночного болида появилась Джованна Амати. Гонщица участвовала в трех Гран-при и ни в одном из них ей не прошла квалификацию. Джованна получила свою известность не за достижения в этом виде спорта, а за скандальный роман с трехкратным чемпионом мира Ники Лаудой.

Мария де Вильота Комба (Marussia)

Хотя Мария и не была боевой гонщицей команды, ее история заслуживает особого внимания. Пилотесса участвовала в чемпионатах WTCC, Евросерии 3000, Суперлиге «Формулы» и многих других. Также, гонщица участвовала в гонке на выносливость «24 часа Дайтоны». После небольших, но весомых для девушки успехов в автоспорте, в 2012 году Мария стала тест-пилотом команды Marussia.

Роковой датой для пилотессы стало 3 июля того же года. Во время аэродинамических испытания на автодроме Даксфорда гонщица врезалась в грузовик в конце прямой. Несмотря на то, что было проведено расследование, до сих пор неизвестно, что конкретно стало причиной аварии. Спустя час после катастрофы гонщицу смогли извлечь из болида и отправить в госпиталь. В результате аварии девушка лишилась глаза и получила черепно-мозговую травму. В конце концов, гонщице удалось выздороветь, но неожиданно для всех она скончалась почти через 1,5 года, 11 октября 2013 года. По заключению экспертизы, Мария умерла от кровоизлияния в мозг, причиной которого стала та самая травма, которую пилотесса получила в результате столкновения.

bagio-winter