Запас хода электромобиля: как его измеряют в разных странах
Электромобили в некоторых странах уже постепенно вытесняют с рынка автомобили с традиционными ДВС. Производители во всем мире стараются удивить внушительными цифрами пробегов на одной зарядке. В реальности, цифры пройденных километров различаются даже на одной машине. Разберемся почему возникают такие различия в показаниях и как измеряют запас хода электромобилей автопроизводители.
В 2019 году количество электромобилей и подзаряжаемых гибридов в мире увеличилось на 2,3 млн по сравнению с 2018 годом, и составило 7,9 млн штук.
Цифра небольшая, по сравнению с машинами с традиционными ДВС, но игнорировать электромобили уже не получается. Массовому распространению таких машин мешает несколько причин. Пока они слишком дорого обходятся карману, для них не развита инфраструктура и, самое главное, они имеют малый запас хода.
Производители указывают довольно внушительные цифры, которые можно преодолеть на одной зарядке. Однако в реальности эти цифры обычно меньше заявленных.
На сегодняшний день действуют три варианта измерения запаса хода электромобилей. В скором времени к ним добавится четвертый, но его параметры сейчас находятся в процессе доработки.
После замеров запаса хода на одном и том же автомобиле, показания, полученные по различным вариантам измерений, могут отличаться на 20-25%. К примеру, Nissan Leaf проезжал по европейскому циклу измерений 175 км, 200 км по японскому и 160 по американскому. Так какому из них можно верить и почему получается такая разница в полученных результатах?
JC08
Начнем с японского цикла измерений под названием JC08. Он вступил в действие сравнительно недавно, в 2011 году. Этот цикл описывает езду в плотном городском потоке, с пробками, остановками, динамичными разгонами на перекрестке, рваным ритмом городского движения. В цифрах время измерения составляет 1 205 секунд — за это время машина проезжает 8,17 км. Средняя скорость 24,4 км/ч, максимальная скорость достигает 81,6 км/ч.
В целом, японский цикл измерений чересчур идеалистичен. В этом цикле не учитывается режим движения по трассе и в холодное время года.
NEDC (New European Driving Cycle)
В Европе цикл испытаний начали использовать гораздо раньше, чем в Японии, в 80-х годах прошлого века. Этот цикл уже учитывает движение по загородным шоссе, ну и город, само собой. В цикле NEDC нужно пройти 11 км за 20 минут. Средняя скорость должна быть 33,6 км/ч. За поездку нужно сделать 12 разгонов и остановок.
В реальности на него тоже рассчитывать нельзя. В движении выключены дворники, фары, аудиосистема, и другие потребители энергии. Также предлагается неторопливо разгоняться и двигаться по трассе с невысокой скоростью. На данный момент этот цикл испытаний устарел и будет скоро заменен циклом WLTC.
ЕPA FTP-75 (Federal Test Procedure 75)
За океаном, в Америке, был разработан собственный алгоритм измерения запаса хода. По его условиям время тестирования составляет 31 минуту и машина должна пробежать 17,8 км. Во время этого автомобиль делает 22 остановки, а затем разгоняется. Средняя скорость составляет 35 км/ч, а максимальная 91,2 км/ч. Также добавлен забег по трассе с максимальной скоростью почти 78 км/ч.
Этот ездовой цикл ближе к реальным условиям и показывает более точные цифры пробега на одной зарядке. Также это единственный цикл, при котором должен быть включен кондиционер (американцы не готовы отказать себе в комфорте). Автопроизводители не любят показывать цифры, полученные по методу ЕPA, потому что они получаются самыми скромными.
WLTC (Worldwide Harmonised Light Vehicles Test Cycle)
Наиболее перспективным и современным выглядит Мировой цикл испытаний WLTC. Чем же он отличается от региональных методов измерений?
Начнем с того, что он самый свежий. Измерения практикуются с 2017 года. Также условия тестирования по WLTC самые жесткие. Тестовая дистанция превышает 23 км, а продолжительность 30 минут. В городе скорости уже выше 56,5 км/ч и до 76,6 км/ч. А по трассе и того больше — 97,4 км/ч и даже 131,6 км/ч. Это уже намного ближе к реальности!
В этом же цикле разделили гибриды и «чистые» электромобили. Для последних испытания усложнили.
По итогу, цикл WLTC в большей мере отражает реальные условия эксплуатации и запаса хода электромобилей. Однако и к нему есть немало вопросов.
Итак, теперь можно уверенно ориентироваться в том, что скрывается за аббревиатурами ездовых циклов различных частей света. К примеру, большинство китайских компаний указывают запас хода по методике измерений NEDC. Мы уже знаем, что это устаревший европейский цикл испытаний. Реальный пробег, замеренный по этому циклу, будет меньше.
Ждем когда появится российский цикл испытаний. С прогревами зимой, отрицательными температурами и редкостью зарядных станций.