bagio-winter
Оля Лукьянова

Зачем мы постоянно возвращаемся в Северную Осетию?

Наш редактор Оля Лукьянова отправилась в очередное путешествие в Северную Осетию. Рассказываем, чем ее так привлекает эта республика и почему вам непременно нужно там побывать.

Осетинский пирог

Тот день, когда я впервые попробовала осетинский пирог, разделил мою жизнь на «до» и «после». Мы с подругой купили его в придорожной палатке на пути из Владикавказа к горным вершинам. Автомобиль наполнился сладковатым ароматом свежей выпечки, сыра и топленого масла, и мы решили попробовать по маленькому кусочку. Через пять минут после принятого решения, мы обнаружили себя по локти измазанными в сыре, но не обнаружили пирога. Две московские «чикули» слопали целый пирог без тарелки, вилки и ножа, и не заметили этого. И даже сейчас я не могу подобрать слов, чтобы передать вам то, насколько это было вкусно и незабываемо.

Вступление

Вообще, все самое лучшее в жизни происходит внезапно. Сколько бы мы ни искали свою любовь на сайтах знакомств, сколько бы мы ни наряжались вечером в пятницу, отправляясь в дорогой ресторан, в надежде познакомиться, свою половинку чаще всего мы встречаем случайно, выходя из подъезда с грязной головой, чтобы добежать до ближайшего магазина. Я, конечно, утрирую, но суть, как мне кажется, понятна. Так случилось и с Северной Осетией. Впервые мы отправились туда на съемки нашего влога, не зная чего от нее ожидать, но горная республика просто разбила наши сердца.

Скажу честно, в первый раз было страшно. Нам мерещились бородатые мужчины в папахах и с огромными ножами на поясе. Хотя с последним мы не ошиблись, говорят, что каждый уважающий себя осетин должен носить с собой нож. Но, несмотря на эту суровую традицию, в республике хорошо и спокойно. Люди улыбчивые и гостеприимные, так что бояться нечего.

Дорога

В этот раз мы отправились в путешествие на автомобиле и из всего разнообразия отдали предпочтение новенькому Subaru Forester. Экономная, практичная, комфортная, надежная и проходимая машина — разве это не совокупность качеств, необходимых автомобилю путешественника? Мы, кстати, остались очень довольны выбором, потому что помимо всех перечисленных качеств, у Subaru оказались очень удобные сидения, и даже после одной тысячи восьмисот километров, которые разделяют Москву и Владикавказ, наши спины и пятые точки совсем не устали и не просились на массаж.

Дорога в спокойном режиме заняла у нас двадцать два часа. Неровности и кочки мы встречали только пару раз, в районе Армавира — на протяжении остального пути дорожное покрытие было практически идеальным. Subaru «кушал», в среднем, девять литров на сто километров, что нас очень радовало.

Владикавказ

Под утро мы добрались до сердца Северной Осетии, города Владикавказа. Это уютный городок, спрятанный среди гор, в котором легко уживаются православные храмы и мусульманские мечети. Утром нас будила молитва, она же намаз, которую мусульмане совершают пять раз в сутки. Первое время она меня тоже пугала, а потом начала завораживать и пробирать до мурашек и, признаюсь, я даже ждала, когда улица вновь наполнится этими звуками.

Владикавказ и заповедные горные пейзажи разделяют двадцать минут дороги. По пути вы встретите небольшие киоски (или «комки», на местном диалекте), в которых продается выпечка и те самые осетинские пироги. Обязательно попробуйте их именно в придорожных кафе. Кстати, о кафе. Такую концентрацию ресторанчиков на один квадратный метр я не встречала даже в Москве. В Северной Осетии — культ еды. И каждый ресторан пытается вас чем-то удивить. Из тех мест, что мы успели оценить и которые пришлись нам по вкусу: ресторан «Ветерок», ресторан «Dendrarium» и ресторан «Не горюй». Рекомендуем к посещению!

Даргавский некрополь

Первым делом мы отправились в Даргавский некрополь или «Городок мертвых», как его называют местные жители. И даже если вы не любитель зрелищ в виде груд человеческих костей, туда стоит отправиться просто ради живописных пейзажей, не только в самом Даргавсе, но и по пути к нему. Мы постоянно останавливались, чтобы сделать фотографии, и, в какой-то момент я почувствовала что-то влажное на моих щеках, я поднесла руки к глазам и поняла, что из глаз водопадом льются слезы. Меня настолько переполняли эмоции от окружающей меня красоты, что слезы стали своего родом проявлением безмолвного восторга. Стоя на краю обрыва, я как зачарованная переводила взгляд с вершин могущественных гор вниз, к шумной горной реке. Хотелось стать птицей. Хотелось летать над этой красотой. Хотелось впитать все, что я вижу, каждой клеточкой тела. Чарующая тишина, лишь иногда прерывающаяся звуками дикой природы. В этих местах не хочется разговаривать, там хочется молчать, погружаясь в свои мысли. И это очень хорошо получается.

Сам Даргавский некрополь раскинулся в Даргавском ущелье, на склоне горы. Это девяносто пять (мы не пересчитывали, но так говорят) небольших домиков с черепичными крышами, в которых захоронены местные жители. У каждой семьи была своя фамильная усыпальница: раньше умерших не закапывали в землю, а укладывали в склеп через небольшое отверстие в стене. В каждом из домиков захоронено около ста человек. Особенно активно некрополь использовался в XVIII и XIX века. Тогда на этих территориях была страшная эпидемия чумы и люди целыми семьями уходили умирать в свои фамильные склепы, чтобы не заражать тех, кого избежала эта страшная зараза.

Но не спешите закидывать руки к небу и кричать о том, что там можно заразиться чумой. В 1967 году учеными было установлено, что возбудители чумы в «Мертвом городке» отсутствуют, так что можете без страха отправляться в Даргав, ну, во всяком случае, без страха привезти оттуда в виде сувенира чуму. По поводу боязни приведений - ничем утешить не можем, местные жители предпочитают обходить «город Мертвых» стороной после захода солнца.

Цейское ущелье

Между двумя мощными горными хребтами раскинулось Цейское ущелье: снежные вершины, горные реки, ледники, водопады и дремучие леса. Мне захотелось тут остаться, может не навсегда, но точно надолго. Сюда стекаются альпинисты и любители горных лыж и сноубордов со всей России. Удивительно, но температура здесь редко опускается ниже отметки в восемь градусов (хотя, надо признаться, что нам с погодой не очень повезло, временами шел дождь и был сильный ветер). Но при этом и летом тут достаточно прохладно, примерно тринадцать — пятнадцать градусов тепла. Вообще, тут достаточно много развлечений. Есть свои отели и рестораны, мы были проездом, поэтому не успели изучить все досконально, но это всего лишь лишний повод вернуться в это место неземной красоты.

Аланский Успенский Монастырь

Это архитектурное творение удивительно гармонично вписалось в горную местность в селе Хидикус. Мы несколько раз проезжали мимо, и каждый раз меня посещала мысль, что монастырь выглядит так, словно его создал не человек, а как-будто бы все так и задумано природой, хотя его построили только в двухтысячном году.

Кармадонское ущелье

Еще одно прославленное место — Кармадонское ущелье. Раньше оно славилось своими могучими, величественными горами, бескрайними долинами и множеством минеральных источников. Но в 2002 году, когда селевой поток на огромной скорости спустился с гор и снес все на своем пути, Кармадонское ущелье приобрело печальную известность. Тогда было стерто с лица земли несколько поселков, в которых погибло сто тридцать пять человек, в том числе, съемочная группа Сергея Бодрова, которая на тот момент находились там, на съемках фильма «Связной». Но ущелье и прилегающие территории остаются невероятно красивыми. Узкие туннели сквозь горы, мощные скалы, извилистые дороги – мне кажется, стоит там побывать, и, отбросив печальные мысли, просто насладиться этим невероятным творением природы.

Финал

Покатайтесь по всем горным дорожкам, которые сможете встретить. Рекомендуем взять проходимый автомобиль, чтобы свести к нулю ваши шансы остаться где-то в горах до приезда помощи. Вам встретятся пещерные крепости, остатки сторожевых башен и много других достопримечательностей необъятной Северной Осетии. Мы не успели добраться до Мадаграбинских водопадов, говорят, это одно из самых невероятных мест этой республики. Но мы обязательно сделаем это в следующий раз. Ведь мы сюда еще не раз вернемся!