bagio-winter
Анна Криворучко

Выбираем моторное масло правильно: что значит маркировка

Рассказываем, как выбрать подходящее моторное масло, какие его классификации бывают и как расшифровать обозначения на этикетках.

Замена масла — обязательный ритуал для всех владельцев автомобилей, и чем чаще проводить эту процедуру, тем исправнее будет работать мотор четырехколесного друга. Но не все ГСМ одинаково полезны. То, что «по вкусу» одним двигателям, может напрочь загубить другие агрегаты, так что мы решили разобраться, какое вообще существует масло и как не «заблудиться» в его разнообразии.

Фото: zlavomat.sgcdn.cz

Зачем нужно масло в двигателе

Для начала давайте ответим на этот простой вопрос. Очевидное предназначение этой технической жидкости — уменьшение трения между подвижными элементами двигателя или даже предотвращение их прямого контакта — так называемый «масляный клин», а значит, и снижение уровня износа деталей. Но это еще не все. Масло обладает неплохой теплопроводностью, следовательно может отводить излишки тепла, облегчая работу системе охлаждения. Кроме того, оно циркулирует по системе, поэтому способно по дороге «прихватить» с собой «отходы» от работы ДВС. К ним относится и микроскопическая металлическая стружка, и побочные продукты сгорания топлива, которые могут оседать на рабочих поверхностях. Весь этот неприятный «груз» затем аккумулируется в фильтре и масляном поддоне.

И, пожалуй, самая неочевидная функция — защита от коррозии. Не стоит забывать, что все самые ответственные элементы конструкции отлиты из металла, а он, при всех своих плюсах, имеет одну уязвимость — склонность к окислению и ржавлению. Причем им подвержены как черные металлы (к ним относятся чугун и так любимые всеми «вечные» блоки), так и цветные (яркий представитель — алюминий). Конечно, для каждого из них процесс выглядит по-разному, но итог всегда один — рытвины на поверхности и деградация прочностных характеристик «пораженного» участка.

Фото: avtouniversal142.ru

Коррозия возникает как из-за контакта с водой, так и из-за внутренних химических реакций, но практически всегда протекает с участием кислорода. Он служит своеобразным катализатором, а масляная пленка «консервирует» металл, надежно предохраняя его от подобной нежелательной встречи.

Какие моторные масла бывают

Все смазочные материалы для двигателей делятся на три большие группы: минеральные, полусинтетические и полностью синтетические. Как несложно догадаться из названия, отличаются они основой, а как следствие, и стоимостью.

Минеральные перегоняют напрямую из нефти. Издержки такого производства минимальны, а значит, и ценник конечного продукта ниже. С «синтетикой» ситуация обратная — оно производится из более сложных компонентов, и прайс на такие масла существенно выше.

Фото: nopoint.ru

Но отталкиваться от одной только стоимости при выборе не стоит. Дело в том, что за счет разных химических составов смазочные субстанции ведут себя абсолютно по-разному в идентичных условиях. Самый наглядный пример — толщина образуемой масляной пленки при рабочей температуре двигателя. У минерального слой будет более внушительным, но для современных моторов это губительно — благодаря высокоточному производству штатные зазоры между деталями микроскопические. Так что ориентироваться нужно исключительно на рекомендации завода изготовителя и инструкцию к автомобилю. Как правило, минеральное масло подходит для крайне «возрастных» машин. Если производитель не рассчитывал конструкцию агрегатов под «синтетику», заливать ее не стоит — это так же вредно, как и обратная ситуация. «Полусинтетика» — некий промежуточный этап между двумя крайностями, но все же имеет менее стабильную минеральную основу, однако уже снабжена присадками, которые корректируют ее свойства. Для самых современных двигателей она вряд ли подойдет, а уплотнительные элементы раритетов рискуют отвергнуть слишком агрессивную химию, так что эти составы чаще всего выбирают обладатели уже далеко не новых, но и не винтажных моделей. Опять же только с «разрешения» изготовителей.

Подавляющее большинство современной техники работает именно на «синтетике». Она стабильнее и может удовлетворить потребности самых «капризных» моторов благодаря хитрому «коктейлю» из абсолютно разных компонентов — от стабилизирующих до моющих.

Как расшифровать маркировку на масле

SAE

Самые заметные обозначения на упаковке обычно имеют вид 5W-30, 10W-40 и т. д. Это обозначение международное и введено заокеанской Ассоциацией автомобильных инженеров (SAE). Оно довольно емкое и короткое, но содержит в себе ключевые характеристики масла, а именно его вязкость и текучесть при разных температурах.

В целом по системе SAE ГСМ могут маркироваться тремя разными способами: от 0 до 25 с буквой W, просто числом от 20 до 50 и их комбинацией (0-25)W-(20-50).

Первая часть символики отвечает за опцию использовать масло зимой и обозначает температуру, при которой состав сможет циркулировать по системе. Чтобы понять, в какой мороз масло останется достаточно текучим, нужно вычесть из 35 первую цифру кода. Так 0W останется достаточно текучем при -35 градусах, а 25W загустеет уже при -10. Такие составы исключительно зимние и не рассчитаны на плюсовую температуру окружающей среды.

Фото: block-mitsubishi.ru

С исключительно числовой маркировкой ситуация противоположная. Зимой такое масло просто загустеет и превратится в вязкую субстанцию, зато в жару оно более стабильно, и чем выше значение, тем гуще будет масло, когда достигнет рабочей температуры. Самое «жидкое» — 20 (его кинематическая вязкость — 5,6-3,9 cSt). Самое густое — 50 (16,3-21,9 cSt).

Но сегодня нет никакого смысла разделять масла по сезонам. Благодаря чудесам химии повсеместно распространены именно универсальные составы, сочетающие в себе «зимние» и «летние» характеристики. То есть одно из самых популярных 5W-30 можно использовать и в холод, и в жару.

API

Но одной классификации показалось недостаточно, поэтому параллельно с SAE существуют еще несколько маркировок. Нередко можно встретить обозначения по API. Здесь обошлось без особых изысков: все двигатели разделены на две категории — бензиновые (S) и дизельные (C). Одна из этих букв будет первой частью маркировки. А буква рядом укажет на «эпоху» мотора. A — до 30-х годов, B — до 50-х и так далее по алфавиту. На сегодняшний день для бензиновых моделей актуальны буквы от J (1998-2000 годы) до P (с середины 2020 года). С дизелем все вышло чуть сложнее, и к букве в конце начали приписывать цифры, которые отвечают за особые свойства масла. Актуальные на сегодняшний день — H, I, J. Чаще всего они имеют дополнительный индекс -2 или -4.

Современное масло редко делится на «бензиновое» и «дизельное», поэтому надписи CI-4/SN означают, что состав подходит и для одного, и для другого типа ДВС.

ACEA

Этой классификации придерживается Европейская ассоциация производителей автомобилей. В ней выделены четыре класса машин: A (бензиновые), B (обычные дизельные), C («легкие» дизеля с системой TWC) и E (нагруженные дизельные агрегаты). Кроме «принадлежности», в маркировке цифрами дополнительно указан класс требований, которому соответствует конкретный состав. Чаще всего это не имеет ничего общего с «качеством» масла. В относительно современных A5/B5, C5 через дефис может появиться еще одно число, оно будет означать год редакции стандарта, к которому относится продукт.

Фото: drive2.ru/APSRC

ILSAC

Эту классификацию совместно приняли ассоциации японских и американских автопроизводителей. По своей философии она схожа с API и ACEA. В системе ILSAC используют префикс GF, а через дефис указывают класс, требованиям которого соответствует масло. На данный момент новейшие категории — 5 и 6. Последнюю впервые разделили на подгруппы — 6А и 6В. 6В крайне специфична, и сейчас ее практически не встретить.

Что такое допуск автопроизводителя

Автомобильным концернам оказалось мало сразу нескольких принятых классификаций, но это и неудивительно — уникальные технологии каждого производителя требуют от ГСМ определенных характеристик, «заточенных» под технические решения, применимые в том или ином силовом агрегате. Поэтому сегодня каждый бренд отдельно омологирует определенное масло под конкретную модель.

Фото: onlinetrade.ru

Стопроцентная совместимость должна быть подтверждена по итогам многочисленных тестов, проводимых, естественно, за счет изготовителя смазочного материала. Если экспертиза доказала возможность безопасного применения и соответствие всем предъявленным критериям, продукт может беспрепятственно применяться, в том числе в рамках обслуживания сертифицированными дилерскими центрами. Разумеется, подобная информация будет размещена на этикетке как гарант качества для определенных марок автомобиля.

Обслуживание автомобиля — не лучшая сфера для проявления креативности, поэтому лучшее, что можно сделать для своей машины — следовать рекомендациям ее изготовителя и подбирать межсервисные интервалы исходя из условий эксплуатации. Заботьтесь о своем транспорте, и он обязательно ответит вам взаимностью.


Анонсирующие фото: aam-oils.ru, somanyhorses.ru

bagio-winter