Водительское удостоверение: как возникли права
Как мы помним, после изобретения первого автомобиля темпы развития промышленности начали ускоряться довольно быстро, и автомобили начали заполонять улицы городов и поселений. Однако вместе с тем стали возникать и аварии, в том числе с жертвами, и необходимо было разрешать или запрещать людям право управления транспортным средством, а также осуществлять обучение водителей. Ходит легенда о том, что у водительского удостоверения есть две родины — Германия и Франция, и у каждой из них есть своя версия происхождения документов.
Версия из Франции
Данная легенда гласит, что первое водительское удостоверение было выдано по распоряжению префекта полиции Парижа Луи Лапина в августе 1893 года, однако оно тогда называлось так: «Справка о способности управлять транспортным средством с механическим мотором».
Версия из Германии
Немецкие товарищи утверждают, что всё было не так. Карл Бенц, который усовершенствовал свой автомобиль, долгое время убеждал людей и городские власти в том, что его автомобиль безопасен, и получил согласие от великого герцога министерства внутренних дел 30 ноября 1893 года, где содержались следующие правила, которые необходимо было соблюдать, передвигаясь по городским улицам:
- Скорость вне населенных пунктов не должна быть более 12 км/ч, а в пределах населенного пункта и на крутых поворотах — – не более 6 км/ч.
- Скорость необходимо снижать при встрече с другим транспортом, всадниками и вьючными животными.
Водительское удостоверение в России
Первый отечественный документ, который можно считать водительским удостоверением, пусть и условно, был выдан в 1895 году. Петербургский градоначальник, генерал-лейтенант барон фон Валь, выдал разрешение двум горожанам на передвижение по городу на моторных велосипедах. 25 июня 1900 года городской думой Санкт-Петербурга было утверждено постановление, регламентирующее передвижение по городу легковых и грузовых автомобилей. На его основании в городе вводился возрастной ценз на право управлять транспортными средствами – от 17 лет, и устанавливалась максимальная скорость езды в 12 вёрст в час.
Водителям же выдавалось специальное удостоверение, при этом, до революции права уже имели фотографию владельца, а также содержали сведения о человеке. Для того, чтобы получить документ, приходилось сдавать экзамены, на которых полицейские чины проверяли не только навыки управления транспортным средством, но и уровень знания будущим водителем географии города.
В 1909 году Россия стала участником международной «Конвенции о передвижении автомобилей», в результате чего в стране было принято удостоверение международного образца, а возраст, с которого было разрешено управлять автомобилем, был повышен до 18 лет. Также появились первые дорожные знаки и штрафные санкции. Так, за первое нарушение правил грозил штраф в 100 рублей, за второе – арест на 14 дней, а иногда и больше, а за третье нарушение лишали прав. Автомобили же делились только на 2 класса: «А» (двигатель внутреннего сгорания) и «Б» (электрический двигатель). После того, как в государстве произошла революция, долгое время вопросы автомобильного движения практически никак не регулировались. Связано это было с гражданской войной и воцарившейся в России «разрухой».
Второе рождение документов
После революции и смены власти Совет народных коммисаров утвердил «Свидетельство на право управления экипажем». Данный документ содержал 3 категории, причем высшая присваивалась только тем водителям, которые имели стаж вождения автомобиля не менее шести лет и могли самостоятельно его ремонтировать. Кстати, данные документы не были стандартизированы и выдавались в свободной форме местными властями, не имея силы в другом городе. Только в 1936 году права получили единую общесоюзную форму и название «удостоверение шофёра». Выдавать их начали органы внутренних дел, а в 1956 году ГАИ Управления милиции МВД РСФСР получило право изымать такие удостоверения.
В дальнейшем, с присоединением СССР к международной Венской конвенции об автомобильном движении в 1968 году, появилось понятие водительского удостоверения международного образца, а в 70-х годах в них начали указывать категории управления транспортными средствами, обозначенные латинскими буквами: A, B, C, D и E. Помимо этого, существовали талоны предупреждений к водительскому удостоверению, выполняющие две функции: накопительную (учет баллов за нарушения ПДД) и заместительную (при изъятии удостоверения талон использовался как временный документ).
Удостоверения нового образца появились в 1992 году уже в новой стране – Российской Федерации. Первоначально они представляли собой бумажную книжку, а с 2009 года и по нынешнее время они выдаются в виде пластиковой карты размером 75x105 мм.
А про обучение?
Документ — это, безусловно, хорошо, но вот учиться тоже нужно было. Курсы для обучения водителей впервые были открыты А.М. Фокиным в 1908 году. Там, кстати обучали и ремонту автомобилей.
В 1910 году появилась первая школа шоферов в Санкт-Петербурге, а в 1917 году число школ достигло шести. В дальнейшем, с увеличением числа машин в большой стране Советов, автошколы были уже доступны практически всем и готовили шофёров для личных автомобилей, а также для городского транспорта.
Водительское удостоверение сегодня
Действующие на сегодняшний день водительские права с 2014 года имеют таблицу с 16 новыми категориями и подкатегориями всех видов транспорта. Удостоверение выдается на 10 лет, по истечении которых подлежит обязательной замене.
Но кроме внутреннего удостоверения есть ещё и удостоверение для управления автомобилем за границей. Дополнительно никакого обучения для получения такого удостоверения проходить не нужно, но нужно помнить, что оно необходимо во всех 68 странах, которые приняли Венскую Конвенцию.
Итог
Маленькая карточка может открыть вам новый мир удивительных транспортных средств, главное – пройти это обучение честно и добровольно. Лучше один раз хорошо выучить, чем каждый раз с удивлением смотреть на непонятные значки на дороге или на загадочные жесты регулировщика. Камера в любом случае пришлёт вам красивую фотографию вашей машины, причем в Instagram вы её вряд ли выложите, а вот за работу такому фотографу заплатить придётся.