- 24.11.2015
- /
- Автоспорт, Автоспорт
- /
- SMH agency
Расскажи, почему машина мечты М3, а не М4, например?
Да они не сильно отличаются, раньше это была одна машина и называлась она М3, сейчас сделали M4, а разница только в количестве дверей. М3 - супермощный, но при этом вполне себе семейный автомобиль.
То есть, ты предпочитаешь более удобные автомобили?
Да, более комфортабельные. У меня уже есть спортивный автомобиль, тоже BMW, тоже М, только первой серии. Он безумно жесткий и даже на какой-то незначительной кочке у тебя зубы начинают болеть. А на M3 нового поколения - адаптивная подвеска.
А почему ты отдал предпочтение именно BMW?
Не знаю. Как-то всегда душа к этой марке лежала, всегда очень нравились BMW, их ангельские глазки, как у них внутри все сделано, просто, но со вкусом. Я не понимаю, зачем делать какие-то навороты в машине. Если можно сделать просто машину для того, чтобы ездить и наслаждаться вождением, управлением.
Расскажи, как у тебя появилась KIA CEED.
Я считаю, что в KIA – это идеальное сочетание цена-качество, они сейчас делают очень качественные машины, круче не придумаешь. У BMW, Mersedes, Audi - переплата за бренд, а тут тебе гарантия 5 лет на все почти, и машина внутри нашпигована по полной. У меня есть даже подрулевые лепестки.
И часто тебе в КИА нужны подрулевые лепестки?
Нет, но функция прикольная. Там есть даже активное рулевое управление, притом, что машина стоит, по сравнению с BMW, относительно недорого. Но при этом она реально классная.
Так хочется узнать, какие у нее минусы, какие плюсы?
Минусы – это мотор. И расход. Мотор не мощный, но при этом она ест очень много бензина. Где-то десять литров на сто километров у меня получается. Это при том, что я почти качусь, не нажимаю на газ. Я думаю, если на ней ездить активно, то там будет 14-15 литров на сотню. Ну, а в остальном сплошные плюсы – рулится она классно, там даже есть лимитатор скорости, круиз-контроль.
C KIA все понятно, машиной ты доволен ,и это хорошо. Расскажи, как ты пришел к тому, что стал заниматься ралли?
У меня папа занимался гонками, тоже ралли. Чемпион России 2001 года. Но я до 14 лет, до переходного периода, боялся всего на свете. Папа заводил какую-нибудь свою тренировочную машину – я тут же бежал домой. Я реально этого очень боялся, этих звуков, даже когда меня папа пытался в детстве на картинг посадить, я сделал один круг, очень-очень медленно, усыпил внимание родителей и убежал в лес. Меня, помнится, потом долго искали. Больше в картинг я не ходил.
Странно, обычно те, кто занимается профессионально автоспортом, лет с 6 сидят в картах…
Это не мой случай. У меня было позднее зажигание, мне все это начало нравится лет в 14. Игры, связанные с гонками на компьютере, на приставках, кольцевые гонки, мотоциклетные. Целыми днями сидел играл. И смотрел видео: у папы было много кассет, на которых были записи с гонками заводских пилотов, топ-гонщиков. Я их пересматривал по сто раз. Но тогда я мечтал заниматься именно мотоспортом, кольцевыми мотогонками. Так сложилось, что в 16 лет я попал в сильную аварию на мопеде: открытый перелом ноги левой! Когда вышел из больницы, понял, что мотоцикл – это, наверное, не мое. И тогда папа мне предложил сделать из меня профессионального пилота, но уже на машине. Мне очень хотелось гонять, желание было просто невероятно сильным. И я, конечно, согласился. И с того момента у меня началась очень плотная работа над собой.
Сколько по времени ты тренировался перед тем, как выехать на первую гонку?
Где-то месяца 4. И это были очень суровые тренировки, за месяц я бывал дома не больше недели, все остальное время я тренировался.
С папой все понятно, а как мама отнеслась к такому увлечению?
Мама очень переживает. За меня, за брата, за папу. Хотя, может ,сейчас уже привыкла, что у нее в семье одни сумасшедшие. Но после ситуации, которая случилась со мной, она стала переживать в два раза больше.
Расскажи, что произошло?
Я попал в аварию, когда ехал на соревнования, на обычной, гражданской машине. Это было по пути из Латвии в Эстонию. На горочке, где дорогу впереди не было видно, парень вылетел на встречку, обгоняя фуру. В итоге лобовое столкновение, обе ноги переломаны, на правой ноге 3 операции уже было, на левой еще предстоит одна или две.
Наверное, когда такое происходит на обычной трассе, у гонщика появляются мысли, что это не случайность...
Любая ситуация, которая происходит с человеком, дает переосмыслить какие-то вещи. Как ты живешь, что ты делаешь. Эта ситуация дала мне очень много.
Сколько тебе было лет, когда ты в первый раз стал чемпионом?
17 лет. Это был 2012 год, я тогда боролся за Чемпионство в Латвии и Чемпионство России. Чемпионат России я проиграл на финальном спецучастке. По чистой случайности, я не был виноват. Парень пробил колесо и вклинился между нами. Это и повлияло на очки в Чемпионате. Меня сразу отбросило на вторую строчку. Но я долгое время был лидером. Я очень рад, что стал чемпионом Латвии ,так как там выше уровень раллийных соревнований и конкуренция больше.
Насколько я знаю, твой брат Николай тоже автогонщик. Вы гоняете в одном Чемпионате?
Нет, брат у меня до этого года ездил в кольцевых гонках, а я всю жизнь езжу в раллийных.
То есть, вы никогда не пересекались?
Пару раз ехали одну кольцевую гонку вместе. Конкуренция между нами всегда на трассе. Даже когда зимой тренируешься, приезжает брат на тренировочной машине. Мы с ним начинаем гонять и все – не видим никого вокруг. Тренеры приезжают, говорят вот здесь так нужно сделать, а здесь так. Мы им хором отвечаем: «Мы сами! У нас тут свои разборки!». За долю секунды рубимся. В этом году Коляпересел в ралли и мы с ним встречались в одном чемпионате раза два.
Нет такого: «Это мой брат, я ему уступлю!»?
Ни в коем случае. В жизни мой брат – мой лучший друг, я его безумно люблю. Но на трассе мы конкуренты. У нас как-то была гонка, 24 часа в Дубае. Мы ехали ее с Колей. Перед стартом нам сказали, что гонка длинная, надо сохранить машину. Нас отвел наш тренер-отец и сказал: «Ребят, мне по фигу на машину, давайте, кто из вас будет быстрее, тот от меня «мороженку» получит!» И мы с братом все 24 часа пытались установить лучшее время. Я его обогнал на десятую долю секунды. Или чуть меньше. После этой гонки с ним неделю не разговаривали. Просто вернулись в Москву, разъехались по домам – и все, тишина. Но потом само по себе отпустило, и словно ничего и не было.
«В жизни мой брат – мой лучший друг, я его безумно люблю. Но на трассе мы конкуренты».
Какой коварный папа…
Это его метод тренировки. Если ты начинаешь бороться с братом за «мороженку», это реально очень сильно стимулирует и тренирует.
Мороженка-то хоть вкусная была?
Мороженка классная была, это факт (смеется). На самом деле, если ты ездишь по трассе, и команда сказала тебя сохранить машину, то хочешь или не хочешь, но ты будешь ездить плавно, без аварий. А тут, когда папа сказал эту фразу, - понеслась! Полная свобода действий! Непередаваемые эмоции.
Сколько всего за 24 часа ты был за рулем?
У нас в команде было 4 пилота, мы менялись каждый 4 часа.
Это было самое серьезное испытание для тебя?
Это было серьезное испытание, но было и другое, куда более сложное – я ехал 24-часовую гонку на картинге. Прокатный картинг в тц «Вегас», который на МКАДе. И если на гонке в Дубае я хотя бы спал, то здесь наша команда была из любителей, и большинство из них вечером уехало домой спать. И остались только трое: я, мой брат и еще один парень. Колю я отправил спать, чтобы утром смог поспать я. А сам c третьим товарищем гонял всю ночь. Это было невероятно сложно, я выпил все возможные энергетические напитки, запивая их кофе.
Как в те моменты, когда тебе становится очень тяжело, ты себя стимулируешь? Что ты говоришь себе? Как себя настраиваешь?
Никак. Это моя жизнь. Я люблю это. Я просто сажусь и еду. Сажусь и начинаю наворачивать круги.
Почему, кстати, ралли, почему не кольцевые гонки? Ралли намного опаснее.
Так это и круто! Опасность меня сильно привлекает. Не ездишь по одной трассе кругами, не запоминаешь ее, тут каждый участок разный. И это реально очень интересно: ты едешь гонку, у тебя есть штурман, который тебе говорит дорогу, потому что ты ее не знаешь. Тебе штурман говорит какой-нибудь поворот за трамплином, там ни леса, ничего, просто голое поле. Ты едешь по дороге и думаешь: «Ну сейчас поверну, если попаду хорошо, если не попаду – все, это, как минимум, больница». Поворачиваешь, и раз – попал обратно на дорогу. Ух, классно! «Это постоянный адреналин. Намного больше эмоций, чем в кольцевых гонках. И за эти ощущения я готов сделать многое.
В гонках ты такой рисковый. В жизни ты тоже рискуешь?
Нет, кстати. В связи с последними событиями, я по городу езжу медленно и стараюсь не рисковать. По настроению, на самом деле. Я вообще достаточно спокойный, по характеру и по всему. Эмоций мне хватает в гонках.
Чтобы быть профессиональным пилотом нужна специальная физическая подготовка?
Да, конечно, нужно много времени уделять физической подготовке в спортивном зале, что я ужасно не люблю. И еще бег в обязательном порядке. Быстро худеешь, и выносливость повышается.
А нужно как-то специально качать руки? Чтобы управлять спортивным автомобилем наверняка должны быть очень сильные руки.
Вот, кстати, руки можно качать, в зал нужно ходить, но не переусердствовать. Не так, чтобы у твои руки были размером с ноги. Это затормаживает движение на руле. Пилоту очень важно рулить четко, особенно в ралли. В ралли, если ты где-нибудь чуть-чуть затормозил c поворотом руля, то можно спокойно влететь, например, в дерево, а машина, завязанная вокруг дерева, поверь, смотрится не очень.
И напоследок какое-то доброе напутствие людям, которые связаны с миром автоспорта и вообще с автомобилями.
Не гоняйте по городу! А гонщикам – тренируйтесь! И пусть у всех все будет очень хорошо!
Фотограф: @markmorra