rdsbanner
Юлия Кожевникова

Уличная трасса «Формулы-1»: культовый автодром Circuit de Monaco

Жемчужина чемпионата мира и одна из самых любимых трасс гонщиков не так проста, как кажется. В чём же заключается сложность автодрома в Монте-Карло, почему он манит пилотов и тысячи зрителей со всего света?

Есть мнение, что гоночная трасса в княжестве Монако уже давно не отвечает современным требованиям, а еще считается достаточно «скучной» для высшего эшелона гонщиков. Но поверьте, когда спортсмен смотрит на дату в календаре, отведенную для гонки в Монте-Карло, он думает не о простой спортивной необходимости, а скорее о самой престижной и старейшей награде в «Формуле-1».

Трасса в Монако закрепилась в календаре «Формулы-1» с 1950 года, хотя в автогонках она использовалась еще с 1929 года. По сути, автодром проходит по обычным дорогам княжества, которые во время Гран-При перекрываются. А местные жители получают отличный шанс заработать на сдаче в аренду квартиры или балкона на время гонки. Ведь данный этап «Формулы-1» до сих пор привлекает к себе внимание, и настоящие поклонники чемпионата стремятся увидеть всё своими глазами.

Конфигурация и длина трассы в течение многих лет постоянно корректировалась и немного увеличивалась, и на данный момент состоит из 19 поворотов и достигает 3337 метров. Автодром в Монако считается самым медленным в чемпионате — некоторые повороты гонщики вынуждены проходить на второй передаче и на скорости в 65 км/ч. Вдобавок, трасса в Монте-Карло считается и невероятно узкой, что в значительной степени осложняет обгоны, так как на некоторых участках ширина дорожного полотна едва позволяет разъехаться двум болидам. Знаменитый гонщик Нельсон Пике отмечал, что гонка в Монте-Карло — это «как езда на велосипеде в собственной гостиной». Из-за близости отбойников любая мелкая ошибка на автодроме может стать для одного роковой, а для другого — возможностью резко вырваться вперед. Поэтому-то гонки в Монако и считаются по-настоящему зрелищными и напряженными.

Что касается ключевых поворотов трассы, то стоит сказать о таком, как Grand Hotel Hairpin. Поворот представляет собой узкую 180-градусную «шпильку», огороженную металлическими отбойниками с большим перепадом высот, который нужно преодолеть при повороте. Именно на этом участке гонки часто случаются столкновения, когда спортсмены пытаются совершить обгон, но из-за ширины трассы ошибаются и попадают в аварию. Именно на этом повороте произошла необычная история: в 2004 году болид Jaguar был украшен бриллиантом стоимостью 250 тысяч долларов (это была промо-кампания фильма «12 друзей Оушена»). Гонщик Кристиан Клин, который управлял таким интересным болидом, на первом же круге попал в аварию и повредил автомобиль. Причем всё случилось в самом медленном повороте чемпионата. Но самое интересное, что осмотрев трассу сразу после аварии, никто так и не смог найти драгоценный камень. Совпадение?

После «шпильки» идет сектор «Портье», который выводит трассу прямо к морю и в туннель, дальше извилистый проход вблизи порта. И потом еще один знаковый для гонщиков участок трассы в Монако — так, называемый сектор Piscine (бассейн), резкий вираж направо вокруг ресторана и еще один поворот Антони Ноэса. На этих участках автодрома скорости значительно выше, чем на знаменитой «шпильке», и поэтому наблюдать прохождение этого этапа трассы очень интересно. Гонщики отмечают, что для победы в Монако не так важна физическая форма или смелость, а скорее концентрация и самодисциплина. Крошечные сантиметры определяют, сумеешь ли ты пройти по линии вдоль стены или бесповоротно сойдешь с дистанции.

Автодром в княжестве Монако может и не имеет просторных боксов, и многие команды всё еще жалуются там на тесный паддок, но он всё еще притягателен, как для гонщиков, так и для зрителей. Одна из старейших трасс «Формулы-1» сохранила свою индивидуальность и считается одной из немногих, где присуствует именно «человеческий фактор» — когда мастерство пилота может сыграть ключевую роль и полностью изменить ход гонки. Айртон Сенна побеждал тут 6 раз, что является рекордом, Михаэль Шумахер триумфально покорял повороты княжества 5 раз и еще множество других талантливейших и великих спортсменов одерживали победу на Гран-При Монако. Поэтому и сегодня, несмотря на отсутствие возможности полноценно разогнаться, невозможность обгонов и несовременность трассы, гонщики неустанно признаются ей в любви и желают попасть в княжескую ложу во время награждения намного больше, чем на другие пьедесталы мира.

rdsbanner