- 12.10.2018
- /
- За рулем, Автоистория
- /
- Яков Фрудгарт
Итак, пока в остальном мире шла борьба за каждую секунду при разгоне, за управляемость и поворачиваемость, мы перенесёмся на 1/6 часть суши, где автомобиль был не только средством передвижения, но и роскошью. Купить автомобиль по примеру других стран, просто заработав, было достаточно сложно, но, впрочем, давайте по порядку.
Почему доводка автомобилей в стране Советов была очень популярна, спросите вы? Да потому, что запчасти на свой автомобиль было достать сложнее всего. Люди были вынуждены проявлять пытливый инженерный ум, мастерить всякие вещи, чтоб автомобиль, на который копили годами, просто был на ходу. От других моделей приспосабливали узлы, убирали лишнее, резали. Никогда и не у кого не вызывали удивления Москвичи 401 с мостами от Москвича 407, чудовищно задранные к небесам, трофейные BMW с приваренным багажником от ГАЗ-21 и Победы с фарами от ГАЗ 24. Но это всё-таки тюнинг поневоле. Нам ближе тюнинг «для души». Пусть этот тюнинг вызовет лишь улыбку у вас, кто каждый день может видеть в новостях ультра- и гиперкары. Пусть этот тюнинг в сравнении с остальным миром немного «отстаёт», но, по крайней мере, это часть автомобильной истории, которую нужно немножко узнать.
Советские аксессуары
Товары для автолюбителей в советские годы производились, но полезного было мало. Самый редкий пример таких полезных аксессуаров – созданный в 1963 году на Ставровском заводе автотракторного оборудования комплект универсальных омывателей лобового стекла, чтобы водитель самостоятельно мог установить на автомобиль, если с завода его не было – то есть для всех автомобилей, кроме Волги. Широко продавались только противотуманные фары. Пользовались спросом, конечно же, фары производства ГДР (Германской Демократической Республики) – красивые, стильные, блестящие. Однако блестящими могли быть и отечественные фары. На любом заводе, буквально за «поллитру» можно было отхромировать любую деталь: корпус фары, воздухоочистителя, клапанную крышку мотора – в общем, любой каприз.
Колпаки и флипперы
Хром был везде: колесные колпаки всех типов гуляли по всем произведениям отечественного автопрома, включая УАЗы и грузовики, которым хрома с рождения не давали.
Занятный факт: на рубеже 70-80 годов появилась мода ездить без колпаков, как раллисты, по-спортивному.
В некоторых регионах с такими явлениями боролись подразделения ГАИ, а к середине 1980-х годов от производства колпаков отказались и автозаводы ВАЗ, АЗЛК и «Ижмаш». Но, с другой стороны, в 70-80 годы в стране были считанные модели нестандартных колпаков. Пара моделей откровенно напоминала «мерседесовские» той поры, ещё пара – с выпуклыми спицами-секторами серебристого цвета на чёрном фоне.
Колеса, конечно, получали ещё одно украшение, которое становится популярным и сейчас. Флипперы (белая боковина для шины) продавались в обычных магазинах. Конечно, ездить по суровым дорогам СССР могли лишь эстеты с подобными полосками. Как обычно и бывало, резина для флипперов отличалась по качеству. Некоторые желтели, другие чернели, впитывая сажу из резины покрышек.
Внешние дополнительные обвесы даже не были знакомы гражданам, ведь даже замена поворотников на аналоги от родственной модели оговаривалась в ПДД. Максимумом стайлинга были капроновые клипсы-накладки на торцы дверей с катафотиками. Эта вещь могла защитить краску от повреждений на парковке.
Тюнинг: главное
Отдельным этапом самостоятельного тюнинга были разварки. Так называются колесные диски, сваренные из двух обычных. Впрочем, широкой резины для таких дисков не было (да и неширокой особо тоже), поэтому на разварки натягивали стандартную резину. От этой манипуляции машина могла потерять управляемость и собирала разные «печальные» последствия.
После подобных этапов тюнинга весьма безобидно будут выглядеть обычные брызговики. Их украшали катафотами и оленями, оковывали нержавейкой, подвешивали цепочками к кузову, увеличивали в размере. Единственное – их нельзя было снимать. Согласно ПДД, брызговики полагались каждому автомобилю, и их наличие проверялось на ежегодном техосмотре.
Ещё одним безобидным примером тюнинга будет служить ручка рычага КПП. Если когда-нибудь вы сами, либо ваши друзья, захотят восстановить ретро-автомобиль страны советов – вы удивитесь, какое разнообразие этих «шариков» можно найти сейчас из тех времён. И откровенные лагерные розочки из плексигласа, и фабричные с микромодельками под стеклом, и деревянные, и выпуклые, и удлинённые. И только родной, штатный шарик найти сложнее всего. Также салон любили украшать оплётками руля. Понимая, что толстый обод руля удобнее стандартного тонкого, водители одевали свои баранки в чехлы. Ошибочно думать, что для этого требовался тонкий изолированный провод и умелые руки – отнюдь, в магазинах продавались готовые чехлы, которые нужно было лишь «зашнуровать» по инструкции. Чуть позже плетеных появились «кожаные» чехлы на кнопках – тоже заводские, но более эстетичные. Куда реже в «брежневские» времена можно было встретить меховые рули, не говоря о сиденьях – и организовать, и оплатить такой тюнинг мог уже не каждый. Да не каждый и хотел.
В общем, таким и была часть тюнинга страны советов из прошлого. Пусть это было бесхитростно, наивно и доступно для всех, но оно приносило счастье людям. Эти автолюбители были счастливее, чем многие современные, которые бегут за обвесом/шильдиком/наклейкой и переживают за лишнюю секунду со светофора.
Но это уже совсем другая история.