bagio-winter
Яков Фрудгарт

Тюнинг: из автоспорта в массы

Многие из нас считают тюнингом замену ковриков, тонировку фар и синие брызговики Sparco. Но это далеко не так. Давайте разбираться, откуда пришёл в нашу жизнь тюнинг, почему он очень тесно переплетён с автоспортом, и как он сформировался в мире.

Каждый человек хоть раз в своей жизни сталкивался с тюнингованным автомобилем. Кто-то старательно устанавливал обвесы на машину в играх серии Need For Speed, кто-то часами выбирал на свою реальную «ласточку» новые колёса, бампера или спойлер. Кто-то в очередной раз выбрасывает Garret, который даёт слишком мало воздуха в мотор.

Давайте разбираться в этом понятии.

Тюнинг (настройка, доработка) – это усовершенствование или изменение любого параметра в автомобиле без ухудшения существующего. Данным определением можно охарактеризовать любое изменение в авто, вплоть до замены ковриков в салоне.

Конечно, замена ковриков не будет являться настоящим, серьёзным тюнингом. Профессионалы тюнинга занимаются внесением измерений в двигатели, трансмиссии и все другие части и агрегаты автомобиля, вплоть до значительных изменений в конструкции. Самым популярным примером в России является увеличение мощности отечественного мотора от Калины (1117) с 90 до 200 л.с.

С чего же начался тюнинг?

История утверждает, что первое применение тюнинга в автомобиле было в 19 веке. Сперва автомобиль старались сделать быстрее, затем появилось желание ставить рекорды скорости, из которых возник современный автоспорт. Для спорта нужно было строить специальные автомобили, но это было очень дорого и доступно далеко не всем, а вот усовершенствовать свой автомобиль мог почти каждый. С этого и началась история тюнинга, который сперва ограничивался отдельными доработками, но потом перерос в полные переделки автомобиля. В итоге, начиная с доработок двигателя, заканчивая настройкой зеркал, со стапеля сходил абсолютно новый автомобиль.

Производители автомобилей, которых сильно сковывало соотношение «цена/качество», готовили хорошую площадку для мастеров тех лет, которые могли оставить от автомобиля только кузов, а начинку заменить полностью в соответствии с открытиями и разработками науки тех лет.

Самым главным направлением тюнинга тех лет, конечно, был автоспорт. Все достижения того времени были только ради автоспорта и благодаря ему. Рассветом «тюнинга» принято считать послевоенное время, в 50-х годах 20 века. В это время с конвейеров автозаводов «посыпались» одинаковые машины. Соответственно, молодёжь, которая была склонна к индивидуальности, начала активно изменять автомобили. Для тюнинга начался золотой век. Компании-производители модифицированных агрегатов росли как на дрожжах. Кто-то делал ставку на индивидуальный подход и развитие, кто-то рисковал, опережая время.

Первой идеей гражданского тюнинга были Американские гонки по прямой – Drag race. Этот вид гонок вынес аксиому скоростного автомобиля. Чтоб ускоряться, нужно быть лёгким. После лёгкости начали изучать аэродинамику, устанавливая разные спойлеры и обвесы. Но это уже будет совсем другая история.

Вторую идею гражданского тюнинга в мир принесли Японцы. После гонок в Америке, где очень много длинных трасс, японцы придумали новое развлечение – Drifting. Это определённая техника прохождения поворотов, требующая идеальной ходовой части и подвески. Там зародились азы нынешнего тюнинга подвески.

Параллельно с этим, тюнинг переместился в Европу, вернее в Германию. Именно тут с полной мерой воплотились идеи Америки и Японии. Мода тех лет требовала полностью менять дизайн автомобилей до желаемого совершенства. Новый двигатель, ходовая часть, аэродинамические обвесы, накладки и все остальные части дали жизнь тому, что мы сейчас знаем как современный тюнинг.

Европейские усовершенствованные машины отдали «дань» первому тюнингу ради спорта. Такие доработанные автомобили «создали» кузовные чемпионаты. После первых соревнований возросли заказы у фирм-декораторов машин.

Из тех лет до нас «дожили» такие компании «монстры», как «AMG», «Alpina» и многие другие.

На текущий же момент рынок тюнинга – это многомиллиардная индустрия, которая может удовлетворить каждый каприз своего клиента.

bagio-winter