WhatsApp Image 2023-08-11 at 09.29.32
Евгения Жилина

Троллейбусы: история возникновения и главные достоинства

Тренд на экологичность постепенно распространяется на все прогрессивные страны, поэтому растет внимание к «зеленому» транспорту, в том числе и общественному.

Возникновение троллейбусов

После изобретения электрического двигателя потребовалось не так уж много времени для того, чтобы придумать, как его применить в общественном транспорте. Для этого требовался довольно длинный удлинитель для подачи питания, но проблема была решена путем размещения пары проводов под напряжением параллельно пути движения. С транспортом они соединялись подвижными или скользящими контактами. Очевидно, оголенные высоковольтные провода — штука опасная, поэтому нельзя было размещать их там, где к ним могли бы прикоснуться люди, поэтому их было решено поместить над головой для того, что было безопасно.

Основной пик распространения троллейбусов пришелся на период между 30-ми и 60-ми годами прошлого века, но потом популярность пошла на спад, и на это было несколько причин. Во-первых, автобусы — более маневренный вид транспорта. Во-вторых, для троллейбусов необходима система воздушных кабелей. Мы же обожаем беспроводные технологии, и все эти кабели на общественном транспорте могут показаться нелепыми пережитками прошлого. Но реальности дела обстоят не совсем так, и троллейбусы имеют массу достоинств и преимуществ.

Главные плюсы троллейбусов:

Экологичность

Это экологически чистый вид транспорта. Если транспортное управление принимает решение заменить один троллейбус на один автобус, работающий на дизеле, то каждый год в атмосферу города будет выбрасываться на 1,5 тонны угарного газа и 0,5 тонны оксидов серы больше.

Тишина и комфорт

Троллейбусы создают гораздо меньше шума, что очень важно для тех, кто живет недалеко от оживленных дорог. Салон не греется из-за двигателя в теплое время года, а также внутри нет запаха горючего.

Относительная дешевизна

Троллейбус имеет ряд преимуществ перед другими видами электрического общественного транспорта. В отличие от поезда или трамвая, троллейбус не нуждается в железнодорожной инфраструктуре: не нужна массивная и дорогостоящая система рельсов, что означает колоссальную экономию средств и времени, а также большого количества энергии. Установка троллейбусных систем, конечно, дороже, чем запуск обычной автобусной линии, но эта дополнительная стоимость возмещается из-за более низких затрат на топливо и техническое обслуживание.

Этот вид транспорта постоянно совершенствуется

Начиная с 1990-х годов все чаще на дорогах стали появляться гибридные троллейбусы: у них установлены аккумуляторные батареи или небольшие дизельные двигатели. Это позволяет в случае необходимости отсоединяться от системы воздушных кабелей и объезжать, например, дорожные работы или преодолевать сложные места маршрута.

Немного истории

Первый троллейбус был сконструирован в 1882 году Эрнстом Вернером, который продемонстрировал свое детище в пригороде Берлина. Эксперимент продолжался пару месяцев, но широкого распространения в Старом свете не получил, хотя попытки были даже в США. В 1899 году в Берлине был продемонстрирован еще один вид электрического транспорта, который мог передвигаться как по рельсам, так и по дороге.

Следующей значительной вехой в истории троллейбусов стал запуск экспериментальной линии на Парижской выставке 1900 года с круговым маршрутом вокруг озера Домесниль. Маршруты пролегали через Эберсвальд и Фонтенбло.

Постепенно новый вид транспорта набирал популярность в Англии, особенно в Лондоне, и в Соединенных Штатах было сделано несколько троллейбусных линий, но со временем их заменили автобусы. Троллейбусы продолжали широко использоваться в Советском Союзе, странах Восточной Европы, Китае, Швейцарии и Италии. К концу XX века троллейбусы оставались основной формой общественного транспорта во многих российских городах, но, к сожалению, их постепенно вытесняют автобусы.

Кстати, самый длинный троллейбусный маршрут находится в Крыму, там же можно найти самые старые рабочие троллейбусы. Самая же обширная троллейбусная система располагается в Москве, хотя в последние году власти взяли курс на сокращение этого безвредного для окружающей среды транспорта.

Как обстоят дела сегодня

В настоящее время троллейбусы есть только в пяти американских городах: Бостоне, Дейтоне, Филадельфии, Сан-Франциско и Сиэтле. Также они сохранились в канадских Эдмонтоне и Ванкувере, и двух городах Мексики — Мехико и Гвадалахаре. На пике своей популярности в начале 1950-х годов троллейбусы составляли около 10 процентов транзитной деятельности в Соединенных Штатах; сегодня они вмещают менее 1 процента от общего числа пассажиров в стране.

В Европе картина более радужная, и троллейбусы активно используются в крупных городах, таких как Афины, Белград, Братислава, Бухарест, Будапешт, Кишинев, Киев, Лион, Милан, Минск, Москва, Рига, София, Таллин, Варна. В швейцарской Женеве не так давно стали использоваться беспроводные троллейбусы, которые работают от аккумуляторов. Они держат заряд достаточно долго, а на остановках за очень короткий срок могут подзарядиться.

WhatsApp Image 2023-08-11 at 09.29.32