Трейд-ин: маркетинговый трюк или реально работающий инструмент?
Споры о том, продавать ли свой автомобиль на свободном рынке или сдать его в трейд-ин, не утихают со времен внедрения этой услуги дилерами. Давайте разберемся со всеми плюсами и минусами данной услуги, а главное выясним — выгодно ли ей пользоваться.
Немного теории
Что вообще такое трейд-ин (trade-in)? По сути, это обмен вашего автомобиля на новую машину, с последующей доплатой недостающей разницы. Другими словами, вы сдаете ваш автомобиль дилеру, который после проверки оценивается в определенную сумму и эта сумма зачтется в цене выбранной модели машины у этого дилера.
На словах звучит просто, но в этом деле есть столько нюансов, что у человека, незнакомого с автобизнесом, может пойти кругом голова. Разобрать все, в рамках одной статьи, невозможно, поэтому остановимся на основных моментах и ответим на главный вопрос: что выгоднее, продать машину самому или сдать ее в трейд-ин?
Начнем с плюсов данной процедуры.
Одной из главных положительных сторон услуги трейд-ин является экономия времени при продаже машины. Вся процедура оценки и оформления может уложиться в один день, на практике же это происходит гораздо быстрее. Также нет необходимости посещать ГИБДД и снимать машину с учета. Что немаловажно, исключается процесс встреч и торгов с потенциальными покупателями, что тоже требует немало времени и нервных клеток. Уже после третьей встречи, устав рассказывать о своей «ласточке» одно и то же, вы будете рады приехать туда, где не будут спрашивать какое масло вы заливали и рассказывать причину возникновения каждой царапины на бампере.
Однако минусами трейд-ин являются логические продолжения плюсов этой услуги. Если мы экономим время и нервы, то должны будем смириться с тем, что цена, озвученная после осмотра и оценки вашей машины, будет ниже среднерыночной. К минусам отнесем ограниченность в выборе новой машины после оценки вашей. Есть автосалоны, которые предлагают выкупить ваш автомобиль и не настаивают на покупке нового автомобиля у них. Но в этом случае стоимость вашей машины будет запредельно низкая и риск нарваться на мошенников возрастает. Также следует помнить, что автосалон берет вашу машину с целью последующей перепродажи, поэтому оформлять автомобиль на себя будет уже следующий владелец.
От теории к практике
Давайте рассмотрим на реальном примере, как происходит процедура трейд-ин. Допустим, у нас есть автовладелец, назовем его Павел. У Павла в собственности пятилетний Kia Rio с честным пробегом почти сто тысяч километров. Машина ездила все пять лет по обычному маршруту городского жителя, периодически выбираясь на дачу, а иногда и к родственникам в дальнюю губернию. Были два небольших ДТП, пострадали бампер и крыло, которые были отремонтированы по КАСКО у официального дилера. Также при переезде потерялся второй ключ от машины. По технической части нареканий не было, все что говорил дилер менялось вовремя и обслуживание происходило только на специализированных СТО. Павел захотел поменять машину на более новую, а так как марка устраивала его полностью, то следующей машиной может вполне быть Kia.
Но сначала нужно продать Rio. Беглый осмотр сайтов по продажам автомобилей выявил значительный разброс цен на похожие автомобили. От трехсот тысяч за заезженные автомобили из под такси, до практически семисот тысяч за ухоженные машины с минимальными пробегами. Машину хотелось поменять быстро, поэтому было принято решение разместить объявление в интернете с суммой продажи в 600 тысяч рублей. Психологически Павел был готов продать свой автомобиль за 550 тысяч.
Однако подобных машин на рынке огромное количество, покупатели звонили вяло, в основном интересовались возможностью купить Rio здесь и сейчас, но за четыреста тысяч. Павла подобные предложения не устраивали и после нескольких встреч с потенциальными, как ему казалось, клиентами, было принято решение отправится к дилеру Kia.
Встретил его менеджер отдела подержанных автомобилей, заполнил документы и указал клиентскую зону, где можно подождать вердикт относительно цены машины. Перед этим этапом вас могут попросить заплатить за диагностику машины некоторую сумму. Обычно это несколько тысяч рублей. Сделано это с целью избежать бесплатной дилерской диагностики машины. Часто бывали случаи, что после проведенной комплексной диагностики, клиенты уезжали из автосалона со списком неисправностей или слабых мест машины, на которые нужно обратить внимание. Дабы исключить «халявщиков», дилеры стали брать деньги за услугу диагностики, но если будете покупать у них машину, их добавят к озвученной стоимости вашего авто. Наш Павел об этом не знал и, обескураженный, оставил в кассе автосалона несколько тысяч рублей за диагностику.
Спустя пару часов, тот же менеджер вынес вердикт. Дилер готов выкупить автомобиль Павла за 430 тысяч. Задохнувшись от возмущения, наш автовладелец хотел высказать менеджеру все, что он о нем думает, но вовремя сдержался. Озвученная цифра оказалась гораздо меньше, чем рассчитывал получить за машину Павел. Давайте разбираться, как так получилось.
Раскрываем карты
Автодилер не будет работать себе в убыток. На подержанной машине нужно тоже что-то заработать. Оплатить услуги механиков, диагностирующих машины, менеджеров, занимающихся трейд-ин, оплату аренды помещения, амортизацию и т.д… Дилер оценивает эти затраты в 7–10%, которые отнимаем от среднерыночной стоимости машины. Сюда же плюсуем два зафиксированных ДТП с окрасами кузовных деталей, многочисленные сколы и царапины, присущие городской машине и утерянный второй ключ.
Конечно, указанный расчет усредненный. Колебания цены за оценку в трейд-ин могут быть как в большую, так и в меньшую сторону. Как таковой зависимости нет, но общие черты проследить можно. Дилеры не очень любят связываться с неликвидными машинами. Если у вас Buick Rendezvous, который вы купили за непроизносимое название, то будьте готовы, что дилер откажется принимать автомобиль. Также бессмысленно скрывать аварии и повреждения — все это будет обнаружено и может повлиять на оценку негативным образом. Приветствуется полный комплект документов и ключей. В целом, нужно понимать, что дилерская оценка в большинстве случаев будет ниже рыночной.
Делимся лайфхаком как самостоятельно оценить свою машину до визита к дилеру. Открываем сайт продажи подержанных автомобилей, вбиваем марку, модель, год выпуска, пробег. Сортируем объявления по цене от самой дешевой. Далее отбрасываем первые несколько объявлений и смотрим на минимальную цену. После чего, отнимаем от этой цифры десять процентов, и в большинстве случаев не ошибетесь.
Нелегкий выбор
Так выгодно ли сдавать машину в трейд-ин? Если у вас есть время и желание встречаться с покупателями, торговаться, повторять одну и ту же историю каждому приехавшему, то продавать самому имеет смысл. Вы выиграете в деньгах и сможете купить любой автомобиль, не обязательно той марки, которая представлена в автосалоне. На этом плюсы заканчиваются. Минусов тоже хватает. Потери времени на показы, длительный срок размещения объявления, риски напороться на мошенников всех мастей отпугивают многих от самостоятельной продажи.
Не все так гладко и с трейд-ин. Это и меньшая стоимость оценки и ограниченность в выборе новой машины. Но и плюсов гораздо больше. Время продажи сокращается до одного дня, можно не готовить машину для каждого покупателя, юридическая прозрачность сделки и, очень часто, скидка на новый автомобиль.
Что выгоднее для вас — можете посчитать сами, но если потерю денег посчитать можно, то потери времени и риски при самостоятельной продаже практически нереально.
P.S. А что же сделал наш Павел? После безуспешных попыток продать автомобиль самостоятельно, было принято решение согласиться на цену, озвученную дилером. Машина была продана в тот же день, получена скидка в размере 30 тысяч рублей, и наш герой уехал из автосалона на новой машине.