Транспорт Древнего Египта: как передвигались в эпоху фараонов
Древнеегипетская цивилизация была одной из наиболее развитых для своего времени. Ее история продолжалась более 40 веков и была насыщена событиями, о которых мы знаем благодаря многочисленным сохранившимся документам и свидетельствам. Развитие египтологии, расцвет которой пришелся на XIX, стало возможным после невероятного открытия Франсуа Шампольона — он смог расшифровать иероглифы древнего народа. Достижение французского ученого позволило потомкам основательно изучить жизнь Древнего Египта: нравы, быт, религию, язык. Мы знаем не только о достижениях фараонов, но и том, как жили простые люди, во что они одевались, что ели, во что верили и как передвигались.
Хотя Египетское царство отличалось размерами, его жители не могли похвастаться мобильностью, что неудивительно — с транспортом тогда были проблемы, и доступнее всего было ходить пешком. Животные и колесные транспортные средства использовались для передвижения не широко, так как большинство товаров и людей перемещались по великой реке Нил, которой, кстати, египетское государство обязано своим возникновением. Скот, камень, зерно и кедр из Ливана доставлялись в египетские города на нильских кораблях. Египтяне строили каналы и ирригационные системы, но не прокладывали дороги из-за отсутствия необходимости.
Лошади появились в Египте около 1700 года до нашей эры, когда в царство вторглись гиксосы (так называли конгломерат семитских народов, завоевавших часть Древнего Египта, которые даже основали новую династию). Постепенно лошадей стали использовать в упряжках, так как волы, которые традиционно служили тягловыми животными, были слишком медлительными.
И хотя самым важным, наиболее изученным и хорошо задокументированным средством перемещения в Египте был водный транспорт, у знати оставалась привычка использовать для передвижения спины и плечи своих подчиненных. Сохранилась масса изображений аристократов эпохи фараонов в паланкинах и в креслах, установленных на носилки. Некоторые такие сиденья, исключительно дорогие и замысловатые, были найдены в гробницах местных элит. Чаще всего таким способом предпочитали перемещаться мужчины.
В период Нового Царства в паланкинах перемещались только фараон и его родственники, так как все популярнее становилась колесница. Хотя изредка крупные чиновники катались на креслах, которые носили слуги, но это было больше связано с желанием подчеркнуть высокий социальный статус. Колесный транспорт же постоянно совершенствовался, так, египетская колесница, весившая меньше 9 кг, могла легко достигать скорости в 32 км/час. Она была красивой и маневренной, а ее компактность была обусловлена нехваткой древесины. Колесницы использовались в военных действиях, для охоты, в спортивных состязаниях. На стенах гробниц остались рисунки сцен царской охоты, изображающие фараонов на колесницах.
Ранние письменные свидетельства о колесницах датируются XVII династией. Самая древняя колесница, найденная в Египте, сейчас находится в Музее Флоренции, имеет общий вес 24 кг, при этом ширина протектора ее колес составляет всего 2 сантиметра.
Интересно, что верховая езда не пользовалась популярностью в Египте, что имеет ряд объяснений. Во-первых, колесницы казались более безопасными: не очень хорошо прирученные кони так и норовили сбросить всадников. Во-вторых, египтяне не умели делать хорошую сбрую, особенно седла и стремена. В-третьих, сами кони, которые достаточно поздно появились в Египте, не обладали необходимой мускулатурой для того, чтобы долгое время возить всадника и снаряжение, в отличие от упряжки, где нагрузка на животное была не такой большой.
Колесница стала средством передвижения знати в частных и общественных целях и важным символом статуса в Новом Царстве. Их использовали для визитов и инспекций фараоны, например, Аменхотеп II, Тутмос IV и Эхнатон, а также высокопоставленные чиновники. Но возлагать большие надежды на колесницы в дальних путешествиях не приходилось, так как хрупкие колеса со спицами нуждались в ровной почве — они не были способны двигаться по пересеченной местности, по кочкам, песчаной или каменистой земле, особенно на высоких скоростях. Но по неровной или холмистой местности колесницу можно было нести на плечах: из-за малого веса ее не нужно было разбирать.
Иногда с некоторыми ухищрениями колесницы все же использовались в дальних путешествиях, если была подходящая дорога. Вади-Хаммамат — как раз такая дорога, а точнее торговый путь, который проходил в одном из пересохших притоков Нила. Он был чем-то вроде древней трассы протяжённостью почти 200 км. Это место примечательно огромным числом рисунков, которыми испещрены породы вдоль русла. Не всем путешественникам удавалось пересечь Вади-Хаммамат, который по значимости можно сравнить с Великим шелковым путем. Когда солнце высушило приток, то оставило путешественникам лишь выжженную дорогу без растений и воды, богатую горными породами и, соответственно, каменоломнями. Рамсес IV снарядил для исследования этого места целую экспедицию из более чем 8 тысяч человек, каждый седьмой из которых не вернулся.
Колесница была самым быстрым, но и самым дорогим средством передвижения. Кроме самой повозки, нужно было купить и содержать лошадей, а также нанять людей для обслуживания и ухода. Поэтому в начале XVIII династии только фараон и несколько высокопоставленных чиновников могли себе позволить такой транспорт. Но уже через три сотни лет при XIX-й династии, во время правления Рамсеса II, одного из самых выдающихся фараонов в истории, насчитывалось около 2000 колесниц, правда, неизвестно, сколько еще находилось в частной собственности. Именно при Рамсесе II произошло самое масштабное колесничное сражение Древнего мира — битва при Кадеше, окончившаяся разгромом хеттов подданными фараона. Легкие и маневренные египетские колесницы, конструкция которых уменьшала нагрузку на лошадь, позволяла лучникам быстрее передвигаться по полю боя. Но история боевых колесниц — очень интересная и обширная тема, которая заслуживает отдельного рассказа.