bagio-winter
Анна Криворучко

Транспондер для платных дорог: экономия и удобство в одном флаконе

Что такое транспондер? Как он работает, зачем нужен и как правильно его выбрать? Подробная инструкция в этой статье.

Каждый слышал о том, что в России есть две беды. И если с первой всё итак понятно, то вторая потихоньку начинает эволюционировать. Наши дороги никогда не были образцовыми. Если по их подобию не строить полосу препятствий, конечно. Но с тех пор, как европейскую часть нашей необъятной потихоньку стали опутывать щупальца платных магистралей, жить автолюбителям стало чуть легче. Покрытие дорожного полотна, чаще всего, на порядок лучше, а ограничение скорости выше. Нет населённых пунктов и пешеходных переходов, так что дорогой можно в полной мере наслаждаться. Да, дополнительные затраты — это всегда неприятно, однако, в случае с платными дорогами, их использование всегда остаётся на ваше усмотрение. И если вы всё-таки отдаёте предпочтение «платкам», то точно слышали про транспондеры. Что это за зверь, с чем его едят? Рассказываем, как выбрать подходящий транспондер.

Что такое транспондер и как он работает?

Транспондер — это небольшое устройство, которое сочетает в себе возможности радиоприёмника и передатчика. На пунктах оплаты установлены антенны — они передают сигнал, который и принимает транспондер. Ваша «коробочка» отвечает на «позывной». От ответа зависит, сможете ли вы проехать через пункт оплаты. Всё «общение» занимает считанные секунды и существенно снижает время, проведённое на пунктах оплаты.

К транспондеру привязан лицевой счёт, так что помимо трансляции радиосигналов, он ещё и выполняет функции бесконтактной банковской карты. При въезде на платный участок дороги, остаток средств на вашем лицевом счёте проверяется. Стоимость проезда спишется сразу, или при съезде на бесплатную дорогу.

На всех платных участках дороги, снабжённых шлагбаумами и классическими постами оплаты, есть выделенные полосы для проезда машин с транспондерами. Это позволяет сэкономить немало времени. Особенно с учётом того, что посты проезжают без остановки на скорости до 30 км/ч.

Устройство клеится на лобовое стекло автомобиля. Обычно транспондер располагают за зеркалом заднего вида. Такое расположение обусловлено не только эстетикой и сохранением обзорности. Многие лобовые стёкла имеют обогрев или дополнительно заламинированы — эти покрытия «отзеркаливают» как сигнал антенны на пункте оплаты, так и сигнал самого транспондера. При этом автопроизводители предусматривают «чистые» зоны на лобовом стекле и расположить прибор желательно напротив них.

Какие траспондеры на каких трассах действуют?

Сегодня платных дорог совсем немного:

  • Участок М1, построенный для объезда Одинцово;
  • Участок М3;
  • Участок М4;
  • Трасса М11;
  • ЦКАД;
  • ЗСД;

Но даже при сравнительно небольшом количестве участков, транспондеров существует целых 4 вида. Это связано с тем, что у участков разные владельцы и у каждого из них свой собственный транспондер.

  • Росавтодору принадлежат платные участки М3, М4, ЦКАД и М11 с 58 по 684 километр. Их транспондер называется T-Pass.
  • Новое качество дорог — оператор платного участка М1, их транспондер называется Главная дорога.
  • Участок М11 с 15 по 58 километр принадлежит Северо-Западной концессионной компании. Транспондеры для этого участка называются незатейливо — «15-58», а отвечает за их реализацию ООО «Объединенные Системы Сбора Платы» (ООО «ОССП»).
  • За эксплуатацию ЗСД ответственна компания ООО «Магистраль северной столицы», и в названии своего транспондера ее представители решили не мудрить — «ЗСД».

До 15 января 2018 года эти системы были не связаны друг с другом и оплатить, например, М1 транспондером T-Pass было невозможно. В начале 2018 года всё изменилось и теперь проезд по платной магистрали можно оплатить любой «коробочкой». Для этого даже придумали красивый термин — интероперабельность.

Сколько можно сэкономить?

Помимо экономии времени, транспондеры помогают экономить и деньги. Проезд для обладателей таких передатчиков стоит дешевле, но не везде и не всегда. Несмотря на кооперацию «платёжных систем», владельцы платных участков дорог неохотно предоставляют скидки владельцам транспондеров, предназначенных для других магистралей.

М-1

Давайте посчитаем, сколько можно сэкономить на проезде по платному участку трассы М-1 «Северный объезд Одинцово»: едем на работу в Москву. Передвигаемся на легковушке и подъезжаем к пунктам оплаты в 8 утра.

С транспондером «Главная дорога» на ПВП (пункт взимания платы) 17,7 км отдаём 127 руб. и на ПВП 6,9 км ещё 200 руб. Итого: 327 руб.

Без транспондера: на ПВП 6,9 км 250 руб. + на ПВП 17,7 км 200 руб. = 450 руб.

Скидки предоставляются только владельцам «родных» транспондеров. Все остальные расплачиваются по стандартному тарифу.

М-3

Отправляемся на платный участок М-3. Он совсем небольшой — со 124 до 194 километра.

Без транспондера днём платный участок можно проехать за 150 руб, а ночью — за 110 руб.

С T-Pass проезд будет стоить меньше — 135 руб. днём и 99 руб. ночью.

Скидок владельцем других транспондеров можно не ждать.

М-4

На платном участке М-4 со скидками дела обстоят так же, как на М-3.

Для счастливых обладателей T-Pass проезд от МКАД до Краснодара будет стоить 1584 руб., в то время как без T-Pass прокатиться на юг будет стоить уже 1760 руб.

М-11

С трассой М-11 всё не так однозначно. Большую часть дороги, с 58 километра и до Санкт-Петербурга, курирует ГК «Автодор», а самый «рыбный» загруженный участок с 15 по 58 км на котором расположен аэропорт и два крупных города — ООО «ОССП». Начнём с участка 15-58 км: 43 километра тарифицируются очень нескромно. Проезд из Солнечногорска в Москву в утром в будний день будет стоить 550 руб. с транспондером и 700 руб. без него. На обратной дороге заплатить больше придётся только в пятницу — 650-700 руб. с транспондером и 800-850 руб. без него в период с 14:00 до 22:00.

Для сравнения, если жить в Зеленограде и каждый день ездить в Москву:

Утром: 350 руб. с транспондером, 400 руб. без него.

Вечером: 350-460 руб. с транспондером, 400-550 руб. без него.

Скидок владельцам транспондеров других магистралей и здесь, к сожалению, тоже нет.

На Автодоровских километрах всё более лояльно и демократично.

Пройти весь участок длиной 621 км вы можете по цене 1790 руб. без транспондера T-Pass и 1349 руб. с ним.

Если вы обладатель другой «коробочки», то на участке 208-668 км и 208-684 можете расчитывать на скидку 15%, а на участках 543-646 км, 543-668 км, 543-684 км, 646-668 км, 646-684 км, 668-684 км — 10%. На остальных участках дисконт не предусмотрен.

ЦКАД

ЦКАД - одна из самых демократичных платных дорог. Отличительной особенностью центрального кольца является свободный проезд. Никаких пунктов взимания платы и шлагбаумов, а это значит и никаких пробок на въезд. С помощью камер на въездах и съездах фиксируют пройденный вами километраж. Исходя из этого рассчитывается стоимость поездки. Здесь есть скидки для всех обладателей транспондеров — 10% для «сторонних» пользователей.

А для обладателей T-Pass на ЦКАД предусмотрена очень интересная прогрессивная система скидок. Если поездка стоила до 200 рублей по базовому тарифу, обладатель «домашнего» транспондера получит такую же скидку, как и владелец любого другого передатчика. Если поездка стоит от 200 до 500 рублей, то скидка по T-Pass — уже 25%. Если ехать по ЦКАД далеко и маршрут оценён дороже 500 руб. в базовом тарифе, то владельцы T-Pass сэкономят уже 40% от стоимости поездки.

КАД

Магистраль Северной столицы — так называют КАД в Санкт-Петербурге. Эта дорога даёт ощутимую скидку по транспондеру «ЗСД» — проезд будет дешевле более чем на 50%. К «понаехавшим» КАД так же лоялен, как и к местным — размер дисконта не отличается.

Важные нюансы

Выбирая транспондер, изучите свои ежедневные маршруты и выберите устройство именно от того оператора, чьими дорогами вы пользуетесь чаще всего. А для разовых поездок, например, на море, транспондер можно арендовать. Росавтодор сдаёт T-Pass в посуточную аренду сроком от двух дней по цене 5 руб./сутки. Стоит устройство около 1000 рублей, а приобрести его можно на пунктах оплаты проезда, в офисах продаж, или в любой партнёрской сети. Некоторые транспондеры можно заказать и с доставкой.

Но устройство недостаточно просто купить, его нужно ещё и зарегистрировать. Это делается в личном кабинете в приложении или на сайте оператора. После регистрации вы можете проверить и пополнить баланс лицевого счёта устройства и посмотреть истории поездок. Также зарегистрированные пользователи получают доступ к программам лояльности и могут пользоваться «пакетными» предложениями для регулярных поездок. Чуть больше манипуляций придётся произвести владельцам T-Pass. Интероперабельность по умолчанию отключена. Если вы планируете ездить не только по дорогам Росавтодора, не забудьте эту опцию подключить — действие бесплатное.

Все транспондеры продаются с нулевым балансом, а время на зачисление средств на лицевой счёт может затянуться до суток. Так что, во избежание неприятных сюрпризов на постах оплаты, проверять свой баланс лучше ещё до начала поездки. Или просто подключите автоплатёж — это тоже можно сделать в приложении. У каждого оператора свои нижние пороговые значения остатка средств на лицевом счёте, их можно посмотреть на сайте. Ещё стоит обратить внимание на абонентскую плату. Оператор будет списывать с вашего счёта по 50 рублей за каждый месяц, в котором использовался транспондер.

Несмотря на сопутствующие затраты, если вы частый гость платных дорог, покупка транспондера поможет вам сэкономить и сделает дорогу ещё быстрее и приятнее.

bagio-winter