bagio-winter
Евгения Жилина

Пять самых страшных крушений поездов

Ранее мы уже знакомили вас с самыми страшными авиакатастрофами. Теперь расскажем, о самом безопасном виде наземного транспорта – поездах.

Согласно статистике за 2018 год, составленной на основе международных исследований, поезда считаются самым безопасным видом наземного транспорта. Однако не все согласятся с данным тезисом, так как история знает случаи ужасных трагедий, произошедших во время путешествий по железным дорогам.

Версальская железнодорожная катастрофа

В далеком 1842 году, 8 мая, случилась одна из первых в мире железнодорожных катастроф, унесшая жизни более 50 человек. Направлявшийся из Версаля в Париж поезд, забитый людьми, ехал после торжества в честь короля Луи-Филиппа I, когда передний состав сошел с рельсов.

Инцидент спровоцировал крушение остальных вагонов, которые свалились в кучу. Сзади колонны шел толкач (специальный локомотив, призванный увеличить мощность поезда за счет поддержки общей силы тяги локомотивов), и он, не успев остановиться, наехал на перевернувшиеся деревянные вагоны. Это спровоцировало возгорание, тем более что за несколько дней до катастрофы, в преддверии праздника, вагоны были окрашены свежей краской. Начался пожар и последующая паника. Почти никто из пассажиров так и не смог выбраться из состава на улицу – заживо сгорели 55 человек.

Причиной трагедии оказалось явление, мало знакомое в то время инженерам – так называемая усталость металла (процесс, при котором за счет износа в металле появляются многочисленные трещины, а свойства материала меняются). Это послужило тому, что состав сошел с рельсов.

В поезде со своей семьей ехал контр-адмирал Жюль-Сезар Себастьен Дюмон-Дюрвиль, и, чтобы опознать их тела, во Франции была проведена первая в истории страны судебно-медицинская экспертиза. После этой ужасной трагедии людей перестали запирать в поездах на время выполнения маршрута.

Крушение на вокзале Монпарнас

Одна из самых известных в мире железнодорожных катастроф произошла в Париже 22 октября 1895 года. Несмотря на то, что погиб только 1 человек, эта история полна драматизма, и сейчас вы узнаете почему: пассажирский поезд, подъезжая к платформе, не успел затормозить и выехал на перрон, после чего врезался в стену, пробил ее насквозь и упал с высоты на улицу. Именно фотографии, на которых состав «вывалился» со второго этажа вокзала на улицу, принесли этой катастрофе такую популярность.

Как ни странно, среди пассажиров погибших не оказалось – лишь 5 человек получили травмы. Единственной погибшей стала женщина, которая сидела в газетном киоске на улице: поезд и часть стены обрушились буквально ей на голову.

В тот злополучный день она подменяла на работе мужа, и тихонько сидела в киоске, занимаясь вышивкой. Невозможно представить горе супруга, который остался один с двумя маленькими сыновьями. В память об этой трагедии, в Бразилии, в музее паровых двигателей муниципалитета Канела была воссоздана реплика катастрофы в натуральную величину.

Кукуевская железнодорожная трагедия

Еще одна трагедия 19 века, связанная с крушением поезда и унесшая жизни 42 человек, произошла ночью 30 июня 1882 года неподалеку от деревни Кукуевки (сейчас это Чернский район Тульской области). Основной причиной бедствия стала ужасная погода: сильнейший ливень с грозой размыл дорогу под рельсами, и они буквально повисли в воздухе. Разумеется, когда по ним стал проезжать состав, железная дорога не выдержала.

В результате несколько вагонов провалились под землю и были засыпаны мокрым грунтом. Что примечательно, проезжавший незадолго до трагедии по этому маршруту машинист другого поезда заметил, что существует риск размытия дороги, и передал сообщение диспетчерам на станции Чернь, однако все это оказалось бесполезным – из-за непогоды телеграф просто не работал.

Среди погибших оказался племянник русского писателя Тургенева – Тургенев Николай Николаевич. Когда Иван Сергеевич узнал о смерти родственника, у него случился паралич. Раскопки и поиск тел затянулись на полмесяца в связи с непрекращающимся ливнем и нескончаемым потоком воды. Во время спасательной операции на месте трагедии работал известный писатель В. А. Гиляровский, который хотел придать максимальной огласке случившееся, так как, по его мнению, чиновники не желали освещения данных событий. По словам писателя, после окончания раскопок он на полгода утратил обоняние и не мог есть мясо.

Крушение поезда в Сен-Мишель-де-Морьен

Самая крупная железнодорожная катастрофа в истории Франции и за весь XX век произошла ночью 13 декабря 1917 года. Число погибших в трагедии сравнимо с количеством жертв авиакрушения – 800 человек.

Воинский эшелон №612, в котором ехали 1000 солдат, во время спуска в альпийскую долину Мерьен разогнался так сильно, что сошел с рельсов. Вагоны стали врезаться друг в друга с огромной силой, ведь состав достиг на спуске максимальной скорости – 135 км/ч. Позже эксперты установили, что у состава были проблемы с тормозной системой.

Так как в качестве освещения в поезде использовали свечи, а сами вагоны были деревянными, разгорелся пожар, который длился более суток. Ситуацию усугубляло то, что некоторые солдаты незаконно провозили с собой гранаты, оружие и патроны к нему, что только усиливало возгорание.

Первое время правительство старалось скрыть информацию об ужасной трагедии, прикрываясь военной тайной. Однако позже издание Le Figaro поведало миру о кошмарной катастрофе, и люди наконец узнали правду.

Крушение поездов у станции Harrow & Wealdstone

Участниками этой катастрофы стали сразу три поезда, а число погибших составило 112 человек. Еще 340 получили ранения разной тяжести. Все началось с того, что ночной экспресс врезался в пригородный поезд, который стоял на платформе. Удар получился настолько сильным, что несколько вагонов были выброшены на соседние пути, где на высокой скорости (почти 100 км/ч) их протаранил экспресс, в составе которого было два локомотива для увеличения мощности.

Следователям удалось установить, что виновником трагедии стал машинист ночного экспресса, врезавшегося в пригородный поезд: по каким-то причинам он проехал без остановки мимо трех запрещающих сигналов, регулировавших движение поездов.

Больше всего погибших было из пригородного поезда (64 человека). Также выяснилось, что среди жертв были люди, стоявшие на платформе: их задавило перевернувшимися вагонами.

После данной трагедии в мировой железнодорожной практике резко ускорился процесс внедрения так называемой автоматической системы оповещения AWS, благодаря которой управление торможением поездов осуществляется в автоматическом режиме.

bagio-winter