footer
Анна Криворучко

Топ-5 мифов про электромобили

Разбираемся в предрассудках об «электричках» и выясняем, что из мифов на самом деле правда, а что сказки

Люди в большинстве своём очень забавные существа. Вы когда-нибудь замечали, что сначала мы пытаемся создать что-то новое и уникальное, а потом, когда кому-то это удаётся, всячески открещиваемся от этого изобретения? Особенно часто стадия отрицания встречается в сфере высоких технологий, и электромобили — ярчайшее тому подтверждение.

Если быть совсем честными, то сама идея электрической тяги для колёсных транспортных средств не нова. Настолько, что она даже старше более привычных всем нам ДВС. Объяснение здесь простое: электричество раньше стало массово доступным, а вот по-настоящему сложные и точные механизмы в середине XIX века только развивались. Первая «электричка», больше похожая на фаэтон, питалась от одноразовой батареи, а к концу столетия появились даже подзаряжаемые аккумуляторы.

Несмотря на весь достигнутый прогресс, машины с двигателями внутреннего сгорания совсем скоро потеснили «собратьев» на батарейках. С тех самых пор бензиновые и дизельные моторы оказались главной и практически единственной движущей силой мирового автопрома. Они становились компактнее, эффективнее и, конечно, мощнее. Возможно, так бы и продолжалось, если бы однажды люди не вспомнили про экологию. Угарный газ, щедро выделяемый при сгорании топлива, мягко говоря, не самое дружелюбное для атмосферы и человека летучее соединение. Но помимо проблем с концентрацией СО2 не стоит забывать о самом топливе, вернее о способах его добычи и производства. Оба процесса довольно «грязные», что тоже не добавляет оптимизма.

В поисках альтернативного источника топлива мировое автомобильное сообщество решило вернуться практически к истокам и попробовать обуздать непокорное электричество. Гениальная в своей простоте идея тут же споткнулась о реализацию. Если «в гибриды» многие уже умели, то с полноценными «электричками» всё оказалось не так гладко. Главным препятствием, как и пару веков назад, стали батареи, которым по-прежнему не хватало ёмкости и неприхотливости. А ещё они потребовали новой инфраструктуры и, о ужас, изменения привычного уклада жизни рядовых автолюбителей. Да и внутреннее устройство транспорта, если уж совсем на чистоту, выглядит довольно сложным. Взять хотя бы аккумулятор, который пока не поддаётся даже лёгкому ремонту, а стоит почти как вся машина. По совокупности факторов, которых на самом деле куда больше, что в начале своего пути, что сейчас электрокары не особо вызывают доверие у большинства водителей нашей страны. Какие-то опасения вполне оправданы, но EV обросли таким количеством страшилок и легенд, что все они, конечно, не могут быть правдой. Мы собрали пять самых популярных стереотипов и попробуем в них разобраться.

Маленький запас хода

Ёмкость батарей до сих пор одна из главных проблем электрокаров. Но если оглянуться даже на пару-тройку лет назад, вы увидите поразительный прогресс. Сегодня запасом хода в 500 километров уже никого не удивить, к слову, я на полном баке проезжаю по городу чуть меньше. С точностью прогнозирования, конечно, есть нюансы, о них мы поговорим дальше, но в абсолютных величинах цифры выглядят более чем вменяемо. Да, относительно быстро и беспроблемно проехать на чистой электрической тяге пару тысяч километров всё ещё нельзя (здесь любителям путешествий на выручку придут разве что последовательные гибриды), но давайте задумаемся, как часто вы отправляетесь в «тур», например, из Москвы в Мурманск? Вряд ли я ошибусь, если скажу, что максимум пару раз в год. Тогда не логичнее ли просто арендовать машину для таких целей на пару недель?

Понятно, что, если вы буквально живёте в дороге, сегодняшние «электрички» — не самый рациональный выбор. Но если «дальней» для вас считается вылазка на дачу в паре сотен километров от города, а всё остальное время автомобиль колесит по улицам мегаполиса, вряд ли за сутки вы проедете больше 60 километров, а значит, зарядки с лихвой хватит примерно на неделю.

К слову, инфраструктура зарядных станций тоже развивается. Их всё ещё немного, а «быстрых» (которыми не стоит злоупотреблять) ещё меньше, что накладывает некоторые ограничения и заставляет подстраивать свой распорядок и маршруты под нужды автомобиля. Это не плюс и не минус, а просто нюанс владения электрокаром, о котором стоит помнить, если вы всё ещё в раздумьях.

Быстрый разряд батареи в мороз

Современные EV чаще всего имеют под днищем литий-ионный аккумулятор. Аналогичные по своей «начинке» батареи прячутся, например, в корпусах смартфонов и ноутбуков. По своим ТТХ они не идеальны, но практика показала, что по соотношению текущего КПД, размера и стоимости это оптимальный выбор. Однако один нюанс Li-Ion особенно раздражает, а именно разряд на холоде, причём довольно ощутимый.

Молниеносная потеря запаса хода при отрицательных температурах была настоящей головной болью владельцев первых электромобилей, и проблема никуда не делась, хотя и стала менее критичной. Здесь всё дело в химических процессах, которые протекают внутри ячеек батареи. Из-за низких температур реакции замедляются, способность отдавать накопленную энергию падает: машина трактует это как уменьшение заряда, а значит, и доступный пробег стремится к нулю быстрее обычного.

Сегодня с этим недостатком научились бороться скорее не принципиально, а методом «костыля». Автомобили повально оснащают отдельной системой подогрева батареи. Она может работать автономно всё от того же аккумулятора или от электрической сети (это особенно удобно тем, у кого есть зарядка на парковочном месте). Такой «отопитель» позволяет поддерживать элемент питания в рабочем диапазоне температур и избежать не только внезапных изменений цифр на приборном щитке, но и поддержать «здоровье» самого дорогого узла — он не любит резких перепадов температуры. Полностью «обогреватель» проблему не решил, но эксплуатировать машину с ним стало куда проще.

Самовозгорание

Сравнительно недавно полыхающие за океаном «Теслы» буквально взорвали мировое интернет-сообщество. Машины начинали дымиться прямо на ходу, воспламенялись после ДТП и, конечно, превращались в пепел прямо на зарядке. Печальные ролики быстро наводнили Сеть, поэтому стало казаться, что проблема носит по-настоящему глобальный характер. Но на деле всё обстоит несколько иначе.

Процент сгоревших «электричек» куда меньше, чем уничтоженных огнём машин с классическим ДВС. Просто резонанс от факела из гаджета оказался больше. Но даже несмотря на преувеличения, забывать о факторах риска нельзя. Среди них всё тот же аккумулятор.

Его внутренняя архитектура зависит от фантазии инженеров каждого концерна, но принципы работы от геометрии блоков в целом не меняются. Наибольшую опасность представляет перегрев, который можно получить как раз на зарядке. Выделение тепла — побочный процесс накопления заряда. Современные девайсы на колёсах научились точно определять, когда им становится жарко, и купировать симптомы, принудительно отключая потребителя от источника, но всё это будет работать только при исправной проводке в штатном исполнении (пламенный привет любителям кустарных переделок). Понятно, что любая неисправность в электронике или помутнение «рассудка» бортовой системы может привести к тому, что критический момент будет упущен, поэтому диагностировать автомобиль нужно довольно дотошно.

Истории с возгораниями на ходу или на парковке в подавляющем большинстве случаев связаны с повреждением токоведущих элементов (преимущественно проводов), а от этого, к сожалению, не застрахован никто. А вот с ДТП всё уже не так однозначно.

Ещё раз напомним, у полноценных EV аккумуляторный блок прячется под днищем, а значит, он теоретически уязвим при ударах с любой стороны. На самом деле батареи довольно надёжно защищены, вокруг них иногда даже возводят усиливающие каркасы, которые должны спасти их в случае аварии. Но это, естественно, не панацея. В случае, если ударная волна дошла до ячеек, их может замкнуть. Результат может быть примерно таким же, как и у обычной бытовой проводки — пожар. Конечно, уже придуманы десятки систем, которые молниеносно изолируют повреждённый участок, однако при критических повреждениях они тоже могут дать сбой.

Единственное, что способно спасти ситуацию, — обесточивание всей машины: «тревожные» клеммы периодически выводят в относительно быстрый доступ. Но если огонь уже появился, что-то сделать вряд ли удастся. Аккумуляторы горят задорно и очень настойчиво, выделяя помимо непосредственно «горючего» ещё и главный катализатор процесса — кислород. А в качестве вишенки на торте не стесняются выбрасывать в атмосферу токсичный газ, которым особо бравые владельцы рискуют отравиться. Поэтому лучшее, что можно сделать, — вызвать пожарных и отойти на безопасное расстояние.

100%-я экологичность

Это, пожалуй, самый спорный момент. Выхлопных газов от электромобилей нет, это факт, но СО2 из системы выпуска — не единственная причина таяния ледников от бесконечного парникового эффекта. Практически все производства, связанные с постройкой машины, «грязные». Это касается и кузовных панелей, и элементов интерьера, и, конечно, аккумуляторов. Последние, к слову, надо как-то утилизировать, а делать это без ущерба для экосистемы планеты ещё не научились, хотя стараются. Так что, рассуждая о безвредности этого вида транспорта, делите все маркетинговые слоганы минимум на два.

Риск поражения электрическим током в дождь

Батареи электромобилей выдают огромное напряжение, а зарядные станции иногда поражают своей мощностью. В то же время ни для кого не секрет, что электричество и вода — не лучшие соседи. Так как же быть с этим диссонансом? Для начала напомним, что все обладатели батареек вместо бензобака преспокойно колесят по дорогам в дождь, форсируют лужи и иногда даже броды. Все токоведущие части отлично заизолированы, а разъёмы, как и в обычной машине, защищены от брызг. Зарядные станции, кабели, их вилки и розетки тоже рассчитаны на всепогодную эксплуатацию, так что бояться здесь нечего. Главное — сохранять здравый рассудок и не пытаться собственноручно замыкать контакты медной проволочкой или латать перебитый провод всеми любимыми скруткой и синей изолентой.

Покупать или нет электромобиль в текущих реалиях — решение за вами. Мы лишь хотим немного сместить фокус внимания и дать ещё один повод задуматься о том, что предрассудки искусственно ограничивают ваш выбор и могут встать на пути к исполнению автомобильной мечты. Подходите к приобретению транспорта с умом, но не забывайте слушать сердце.


Анонсирующие фото: freepik.com

footer