Тест-драйв Opel Crossland: возвращение легенды или оживший мертвец?
В течение долгих лет Opel боролся за свою репутацию и наращивал силу бренда. Из спорных экземпляров, собранных из того, что списывалось на свалку, автомобили эволюционировали в бесспорно легендарные Omega, Cadet, Zafira, Frontera и Vectra. Безусловно, шлейф плоских как поднос шуток про то, что «после смерти все машины превращаются в Opel» тянулся за маркой ещё несуразно долго, но конец всем насмешкам положило невероятное преображение моделей, пришедшееся на 2006 год. Фантастически красивые, удобные и богато оснащённые для своего времени автомобили практически взорвали рынок. Они уложили конкурентов на лопатки, предложив продуманную эргономику, надёжность и качество в обмен на сравнительно небольшие деньги, тем самым завоевав признание и любовь покупателей.
Каюсь, Opel головного мозга не обошёл меня стороной. Невозможно не прикипеть всей душой к машине, рядом с которой прошло 7 долгих и определённо счастливых лет. Вопреки некоторым нюансам, я была твёрдо уверена в том, что в среднеценовом сегменте эти автомобили были лучшими из представленных на нашем рынке. И тем больнее я восприняла реверанс GM и последовавший за ним «внезапный» уход марки Opel из России в 2015 году. Все банальные стадии типа отрицания, торга, отчаяния и принятия уместились в полгода и давно прошли. Мы все привыкли жить без новых Опелей, довольствуясь тем, что осталось на вторичном рынке. Благо, выбор пока обширный. Освободившуюся нишу интересных «середнячков с претензиями» моментально заняли вовремя эволюционировавшие корейские бренды и о покинувшей нас марке со временем забыли. Но дверь за Opel, оказывается, не захлопнулась. С неподобающей скромностью марка вернулась на наш рынок с двумя моделями и нацелилась не куда-нибудь, а в самый конкурентный сегмент разномастных кроссоверов.
Думаю, излишне объяснять, с какой тёплой ностальгией я ехала знакомиться с рестайлинговым представителем компактных SUV. Оказывается, я очень ждала этой встречи и с нескрываемой радостью встретила новый Opel Crossland. Самое время рассказать, что получилось из столкновения ожидания с реальностью.
Можно ли любить глазами
Эпатаж в экстерьере — нетипичная черта для немецких автомобилей, а корни Opel простираются именно в сторону Германии. Так что внешность ожидаемо получилась сдержанной. С одной стороны, при первом визуальном контакте это немного обескураживает.
А с другой… Вы же каждый день не дефилируете в вечерних дизайнерских нарядах? В повседневной жизни большинство из нас выберет удобные джинсы, мягкий свитер и куртку потеплее. Пожалуй, дизайн Crossland как раз из разряда понятного, комфортного и непритязательного casual.
Глянцевая фальш-решётка радиатора с ненавязчивой хромированной окантовкой, имитирующие алюминий накладки на бамперах и аккуратные акценты молдингов на дверях и линии остекления — этого достаточно для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность и при этом не перегрузить изначально строгий лаконичный образ лишней «мишурой». При этом в потоке машина совершенно не теряется, а возможность двухцветной окраски добавляет возможностей персонализации. Хотите ещё изюминки? Тогда посмотрите на колёса. Стилистическое решение с тёмными спицами по центру и хромированной отделкой вдоль обода выглядит достаточно стильно несмотря на свою кажущуюся простоту.
Сдвоенные «галки» в рисунке ходовых огней и задней оптики не дают усомниться в принадлежности к бренду и выгодно подчёркивают «взгляд» диодной оптики, которая доступна уже со второй комплектации. И раз уж мы дошли до оснащения, самое время заглянуть в салон.
Интерьер в стиле минимализм
Салон Crossland не контрастирует с внешней отделкой. Он, традиционно для Opel, строг и лаконичен, но при этом его нельзя назвать пустым. «Колодцы» приборов остались аналоговыми, но это не идёт во вред. Показания легко считываются, а основная информация дублируется на проекционный дисплей, которым, кстати, никто из одноклассников так и не обзавёлся.
Мультимедийная система отрастила себе немаленький дисплей диагональю 8 дюймов. Смотрится он вполне органично, но само головное устройство на базе Navi 5.0 IntelliLink никогда не отличалось повышенной расторопностью, с этим нужно просто смириться. Зато система умеет работать с Android Auto и AppleCarPlay. Подключать смартфон нужно проводом. В целом меню не перегружено, поэтому к нему можно легко привыкнуть за день-два, к инструкции при этом обращаться точно не придётся — всё достаточно интуитивно.
Приятно порадовали доступные для младшего кроссовера опции: мониторинг слепых зон, система предотвращения столкновения при выезде с парковки, система экстренного торможения для предотвращения фронтального столкновения (в том числе и с пешеходами), автоматический дальний свет, система распознавания знаков, ближний диодный свет с адаптивом, контроль движения в полосе, 4 режима движения, автоматический парковщик, камера заднего вида на 180 градусов с дорисовкой реальности, парктроники «по кругу» и, конечно, обогревы передних сидений, ветрового стекла и руля.
При таком изобилии вменяемо работающих помощников, невольно ожидаешь увидеть салон классом чуть выше среднего, но здесь стоит вспомнить о сегменте в котором выступает Crossland. Жёсткого пластика внутри действительно много, а каркас торпеды отделан не самым обычным покрытием. На ощупь больше напоминает тонкий слой резины, нежели пластик. Стоит отдать должное, несмотря на это ни одной «погремушки» я не встретила.
С моими не самыми выдающимися габаритами, места спереди с запасом как в высоту, так и в ширину. Дела сзади обстоят чуть хуже. Там уже не столько простора, да и «интерактива» особо нет. Разъёмы USB, дефлекторы и подогревы только спереди. Задним пассажирам достался разъём для прикуривателя на 12В и чудесный вид из панорамной крыши — она в Opel Crossland действительно большая.
Самое приятное по «внутрянке» я оставила на десерт — это кресла. В «топовой» комплектации они будут обшиты искусственной кожей Alcantara, но материал отделки здесь вторичен. Главное — профиль, а он очень удобный. Это не имеет ничего общего с мягким уютным креслом, здесь совсем другие ощущения, если вернее, то их полное отсутствие. На сидениях Crossland не нагружается спина, не затекает поясница и не происходит ничего из того, что физически пытает вас в долгой поездке. Самые наблюдательные заметят более чем скромную боковую поддержку, но эта машина не для агрессивного прохождения поворотов.
Не обошлось и без огрехов проектирования, которые действительно заставили меня удивиться. Ведь такие «детские» оплошности не были характерны для марки. При настройке «под себя» сразу бросается в глаза, вернее под пальцы, неудачное расположение джойстика регулировки зеркал. Приходится буквально скрести дверную карту в поисках комфортного положения «ушей». Но если быть совсем честной, то это будет раздражать в первые пару-тройку дней. Когда оптимальное положение будет выставлено, к джойстику вы уже не прикоснётесь.
Вторая странность притаилась в козырьке мультимедийной системы, вернее в его расположении. Я — гордый обладатель когтей как у росомахи, поэтому верхняя часть экрана лично для меня оказалась «некликабельной». У обладателей более скромного маникюра проблем с этим возникнуть не должно.
«Шашечки» или ехать?
Начнём, пожалуй, с трёхкамерного сердца. Объём по-европейски скромный — всего 1,2 турбированных литра с которых сняли 110 лошадиных сил. В пару к двигателю поставили обычный гидротрансформатор от Aisin на 6 ступеней. Агрегаты работают слаженно, но от излишних вибраций никуда не деться — три цилиндра практически всегда склонны к «встряске».
Умопомрачительная динамика не по эти моторы, но 10,9 секунды до «сотни» из Opel выжать смогли. При этом до 60 км/ч Crossland едет не так-то медленно и чинно, за что спасибо турбине. В целом для движения в городе таких характеристик более чем достаточно, но на трассе стоит держать в уме небольшой запас под правой педалью и с умом выбирать момент для обгона. Хотя я, знаете ли, ещё не встречала автомобилей за рулём которых не нужно включать голову при таких манёврах.
Несмотря на «детский» объём двигателя, аппетит у него как у взрослого. В городском цикле производитель заявляет расход 8,3 л на 100 км пути. Я очень старалась и смогла выжать цифру даже чуть меньше — 8,2 литра. В качестве награды за старания вполне можно было получить пенсионное удостоверение. Если вернуться в привычный режим, показатели начнут опасно приближаться к 10 литрам, а это очень много. По трассе нам обещают расход 4,9, но его можно добиться только при идеально выверенных показателях скорости и оборотов двигателя. В реальности вы без проблем уложитесь в 5,5-6 литров.
От части такой расход можно связать с режимами работы КПП. Полка момента произрастает из отметки примерно 1700 об/мин, так что автомат пытается компенсировать недостаток мощности поддержанием «рабочих» оборотов. Это немного бьёт по кошельку, зато избавляет от томительного ожидания «подхвата».
И если с динамикой всё было примерно понятно заранее, то работа ходовой части всегда до последнего остаётся загадкой. Из вводных данных мы имеем: полузависимую балку сзади и наш любимый MacPherson со стабилизатором поперечной устойчивости спереди. Стоит кроссовер на разве что самую чуточку устаревшей французской платформе PF1. Не самое современное решение, но надёжность конструкции напоминает лом, так что автомобиль обещает быть неприхотливым в лечении.
На удивление, с управляемостью всё оказалось на уровне. Даже до безобразия воздушный руль позволяет точно позиционироваться в поворотах и никаких проблем с интуитивностью «рулёжки» не возникает. Но силы Opel Crossland не безграничны и кончаются раньше, чем вам может показаться. Достаточно высокий центр тяжести заставляет автомобиль ощутимо крениться, а безальтернативный передний привод по традиции заставляет машину ехать немного мимо поворота. Эти особенности начинают проявляться примерно при 55 км/ч в повороте на 90 градусов. Ближе к 70 км/ч было немного страшно покатиться, а дальше экспериментировать я не решилась.
Давайте будем честными: полностью вменяемые люди на компактных кроссоверах этого класса так не ездят. Поэтому о подобных нюансах стоит знать, но при эксплуатации они не должны вам досаждать. Несмотря на некоторую валкость, подвеска достаточно жёсткая и пропускает в салон неровности разных калибров. Больнее всего ей на лежачих полицейских, а вот трамвайные пути она проглатывает почти целиком. На ровной дороге нареканий к работе и плавности нет, видимо, настраивали всё же с оглядкой на почти идеальные автобаны. Если вы приверженец абсолютного комфорта, это будет немного раздражать. Для меня же важнее управляемость, поэтому я без сомнений готова принести всеядную мягкую подвеску в жертву. Это вопрос исключительно личных приоритетов.
А у вас ценник не кусается?
В наших сегодняшних реалиях — нет, не кусается, только недобро скалится. Такое недружелюбие может смутить, и виной тому нелокализированное производство. Opel Crossland собирают в Испании, поэтому пошлина, конечно, сказывается на стоимости.
Crossland доступен в трёх комплектациях:
- Базовая Edition начинается от 1 899 000 рублей. За эти деньги вы получите все подушки безопасности, обогрев руля и сидений, круиз-контроль с функцией ограничения скорости, систему мониторинга движения в полосе, задние датчики парковки и датчик света.
- Промежуточная Elegance стоит уже от 2 039 000 рублей. Но оснащена она значительно богаче. В ней есть двухзонный климат-контроль, камера заднего вида, передние и задние парктроники, выбор режимов движения и светодиодная оптика с возможностью дооснастить её адаптивом.
- Максимальная Ultimate стартует уже с отметки 2 199 000 рублей. В ней есть все ассистенты, возможность доустановить проекционный дисплей и панорамную крышу, а также обтянуть сидения алькантарой.
Дорого это или нет покажет только время. Конкуренты, конечно, дешевле, но не на много.
Печенье с предсказаниями
Конкуренция в сегменте, на который замахнулся Opel Crossland, крайне ожесточённая. Основными оппонентами выступают стильный и яркий Peugeot 2008, любимый многими Renault Kaptur и космический Hyundai Creta. Сможет ли сдержанный Crossland завоевать сердца покупателей? Это будет непросто, но Opel однозначно выделяется на контрасте и привлекает своей умеренной немецкой аристократичностью.
Он комфортен в управлении и позволяет расслабиться в дороге, а это время, наверное, единственное, когда мы можем побыть наедине со своими мыслями. Вызывает ли он взрыв ярких эмоций? Нет, но многим с головой хватает адреналиновых нервных качелей и без автомобиля. А вот с ролью «тихой гавани» Crossland справится на пятёрку. Если взглянуть на всю картину чуть более прагматично, то новый игрок в условиях схлопывающегося рынка — это всегда огромный плюс для покупателей и стимул для других производителей становится лучше.
Машина должна отражать ваш темперамент и я уверена в том, что тех, кому действительно подходит Opel Crossland значительно больше, чем кажется на первый взгляд.