bagio-winter
Никита Прохоров

Тест-драйв УАЗ-469: назад в будущее

УАЗ-469 впервые увидел свет в 1972 году. Созданный по заказу Министерства обороны внедорожник продержался на конвейере 43 года. Об истории создания модели, ее успехе на военном и гражданском рынке, а также о динамических характеристиках расскажем в статье.

Догнать и перегнать Америку

Как ни странно, именно под этим лозунгом первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева начинается история создания знаменитого УАЗ-469. На выпускавший в конце 1950-х годов Ульяновский автомобильный завод поступил заказ от Министерства обороны – создать вездеход-амфибию, ведь у главного стратегического противника, США, такая техника уже стояла на вооружении.

Среди требований к новому автомобилю значились: дорожный просвет в 400 мм, который бы давал возможность проходить по танковой колее, а также независимая подвеска и грузоподъемность, рассчитанная на 7 пассажиров или 800 кг. Более того, на внедорожник необходимо было установить безоткатное орудие.

Примечательно, что именно последнее требование и «даровало» жизнь новому проекту, который мы привыкли видеть на дорогах общественного пользования и вне их. Дело в том, что изначальная амфибия была спроектирована с заднемоторной компоновкой, что означало, что при установке оружия, пороховые газы били ы непосредственно в моторный отсек, провоцируя возгорание.

Однако после смены компоновки последовало и изменение технического задания от Минобороны: от плавучести отказаться, безоткатное орудие убрать. К 1960-му году было создано два прототипа нового армейского внедорожника. УАЗ-460 обладал подвеской от УАЗ-450, получивший в народе название «Буханка», а УАЗ-470 – независимой торсионной подвеской, созданной инженерами «с нуля». Выбор Министерства обороны пал на второй вариант. Однако автомобиль с независимой подвеской обеспечивал необходимые значения клиренса лишь в незагруженном состоянии. Более того, требовалась разработка новой трансмиссии, в которую заказчик не пожелал вкладываться.

Ульяновский автомобильный завод принимает решение применить зависимую мостовую конструкцию подвески, однако при детальных расчетах и испытаниях оказалось, что максимально допустимый клиренс автомобиля – 320 мм – в противном случае, изгибающий момент будет вырывать П-образные мосты, а из-за высокого центра тяжести автомобиль будет опрокидываться на любом повороте. Первый образец именно УАЗ-469 появился в 1961 году. Под капотом внедорожника располагался 75-сильный двигатель от ГАЗ-21 и 4-ступенчатая МКПП. Затем последовал ряд многочисленных доработок, изменений и испытаний. И лишь в 1972 году было налажено производство новинки.

Экстерьер

Строгий, как лицо главнокомандующего, и холодный, как автомат Калашникова, УАЗ-469 1974 года выпуска вызывает должное уважение. Сравнивая УАЗ с Mercedes-Benz G-класс, успевшим стать уже гламурным средством передвижения голливудских звезд и домохозяек, сложно представить аналогичного представителя слабого пола за рулем этого автомобиля. Каждая деталь УАЗ-469: мускулистые арки, высокая грязевая резина, металлические силовые бампера, «вечные» петли и ручки дверей – просто «кричат» о переизбытке тестостерона в нем.

Интересна конструкция лобового стекла, разделенная в лучших традициях классических автомобилей на две части. Дворники расположены сверху. А боковые окна оборудованы форточками, которые можно встретить на ВАЗ-2103, 2101 и 2106. Крыша представляет собой съемный мягкий тент, под которым прячется массивный силовой каркас.

Интерьер

О том, что ты находишь в автомобиле, подготовленном специально для нужд армии, напоминает абсолютно все. В салоне автомобиля полностью отсутствует обшивка, дабы обеспечить максимальную практичность в полевых условиях. Похожие на табуретки в салоне трамвая сиденья хоть и не имеют регулировок, позволяют с комфортом преодолевать даже самые крутые броды, не боясь остаться без копчика.

Приборная панель – это целое разнообразие приборов, отслеживающих различные показания двигателя. Под торпедо расположен «фен», обеспечивающий свой микроклимат в салоне в холодное время года.

Самое интересное, что автомобиль 1974 года оборудован бесключевой системой запуска двигателя. Специально для ускорения процесса запуска армейского внедорожника был разработан тумблер, заменяющий привычный ключ зажигания.

Движение

Я абсолютно ничего не боюсь, иначе я бы не стал президентом.
Д.А. Медведев

Попадая за руль УАЗ-469, вы понимаете, что по-настоящему ничего не боитесь. Находиться в военной зеленой капсуле времени, с легкостью преодолевающей любые преграды, – это настоящее удовольствие, которые недоступно владельцам современных Mercedes-Benz G63 AMG.

Непробиваемая и одновременно жесткая подвеска заставляет вас держаться за любую выпирающую конструкцию в салоне, но не снимать ногу с педали газа, которая больше походит на ложку для мороженного, нежели на акселератор.

Проверять динамические характеристики не представляется целесообразным, ведь данный внедорожник служит для выполнения совершенно иных задач. Однако, стоит отметить, что наш экземпляр не был окончательно лишен современного комфорта. Задние сиденья были смещены максимально назад, что позволяло обеспечить дополнительное пространство для ног перевозимых высших военных чинов.

Итоги

Ценник на данный автомобиль ниже стоимости базового Hyundai Solaris. А те незабываемые ощущения, которые он способен вам подарить, заставят вас не расставаться с новым верным членом семьи, возможно, до конца вашей жизни, передавая его, как частичку наследия.

Приобрести такого военного «красавца» вы можете в Military_car. В наличии всегда несколько автомобилей в прекрасном состоянии, а также самые разные другие модели УАЗ, ГАЗ и даже КРаЗ.

Фотограф: Никита Костюнин
Благодарим за предоставленный автомобиль Military_car
bagio-winter