bagio-winter
Евгения Жилина

Темное прошлое Ford: о чем молчит компания и причем здесь Гитлер?

Что может связывать американского промышленного гиганта и Адольфа Гитлера? На самом деле очень многое, и сегодня мы вам об этом расскажем.

Когда возрос общественный интерес к корпоративному сотрудничеству с Третьим Рейхом, стали активно публиковаться компрометирующие материалы. В 1998 году швейцарские банки достигли соглашения с теми, кто пережил Холокост, согласившись выплатить жертвам 1,25 млрд долларов. Это стало толчком для целого ряда новых разоблачений, связанных с нацистскими преступлениями. Примерно 20 лет назад в Германии правительство и около пятидесяти фирм, которые использовали рабский и принудительный труд во время Второй мировой войны, включая Bayer, BMW, Volkswagen и Daimler-Chrysler, достигли соглашения о создании фонда в размере 5,1 миллиарда долларов для выплаты жертвам. Ford же отказался участвовать в подобных инициативах, заявив, что его завод в Кельне был конфискован, так что никакого отношения к нацистам компания не имеет. Но увы, факты говорят об обратном.

Информация о том, что Ford и ряд других американских фирм, включая General Motors и Chase Manhattan, сотрудничали с нацистами, никогда не была такой уж секретной, но, по понятным причинам, особенно не афишировалась. То же самое относится и к роли Генри Форда в деятельности комитета «Америка прежде всего», выступавшего против вступления Соединенных Штатов во Вторую мировую войну. Но в конце прошлого века достоянием общественности стали новые и куда более обличительные материалы из Национального архива. Среди прочего, они подтверждают, что вплоть до атаки на Перл-Харбор Дирборн (место расположения штаб-квартиры Ford) зарабатывал миллионы на производстве военной техники для Рейха, и что человек, которого Форд выбрал для управления своим немецким филиалом, был ярым сторонником Гитлера. Немецкий Форд служил «Арсеналом нацизма» с согласия штаб-квартиры в Дирборне, говорится в отчете армии США, подготовленном в 1945 году.

Сотрудничество Форда с нацистами продолжалось по меньшей мере до августа 1942 года (Соединенные Штаты вступили в войну за 8 месяцев до этого) через собственность во Франции, где на тот момент правил пронемецкий режим Виши. В секретном докладе военного времени, подготовленного Министерством финансов США, сообщалось, что компания Ford стремилась продвигать свои деловые интересы, поощряя топ-менеджмент Ford of France работать с немецкими чиновниками, контролирующими оккупацию.

Сам Генри Форд был ярым антисемитом и даже издал целую книгу «Международное еврейство», где обвинял иудеев во всех возможных грехах. Подобный опус не мог остаться без внимания молодой нацисткой партии Германии и ее лидера. Позже в своем труде «Майн Кампф» Гитлер дал самую лестную характеристику основателю империи Ford. А в 1938 году, когда тоталитарная сущность нацистского режима стала уже совсем очевидной, фюрер представил Форда к Ордену Заслуг германского орла — высшей награде Рейха для иностранных граждан.

Компания Ford Motor открыла свой магазин в Германии в 1925 году — тогда же, когда и открыла офис в Берлине. Шесть лет спустя она построила большой завод в Кельне, ставший ее штаб-квартирой в стране. Немецкий Ford процветал в годы нацизма, особенно во время вызванного Второй мировой войной спроса. Продажи выросли более чем в полтора раза между 1938 и 1943 годами, и, согласно отчету правительства США, найденному в Национальном архиве, стоимость немецкой дочерней компании удвоилась во время войны.

Ford охотно сотрудничал с нацистами, что способствовало расширению бизнеса и деловых перспектив, и в то же время помогло Гитлеру подготовиться к войне (а после вторжения в Польшу в 1939 году и вести ее). В середине тридцатых годов Дирборн помог увеличить прибыль немецкого Ford, разместив заказы на Кельнском заводе для прямой поставки на заводы Ford в Латинской Америке и Японии. В 1936 году, в целях сохранения валютных резервов Рейха, нацистское правительство запретило немецкой дочерней компании закупать необходимое сырье. Штаб-квартира Ford в Дирборне ответила, как и надеялись нацисты, отправкой резины и других материалов в Кельн в обмен на запчасти немецкого производства.

Согласно отчету армии США за 1945 год, немецкий Ford начал производить автомобили строго военного характера для Рейха еще до начала войны. После вторжения Гитлера в Польшу в 1939 году, которое положило начало Второй мировой войне, немецкий Ford стал одним из крупнейших поставщиков автомобилей для Вермахта. Документы, найденные в Национальном архиве, свидетельствуют о том, что компания продавала их также СС и гестапо. К 1941 году немецкий концерн Ford прекратил производство легковых автомобилей и полностью сосредоточил свои производственные мощности на военных грузовиках. В мае того же года лидер нацистской партии в Кельне направил на завод письмо с благодарностью руководителям за помощь в «обеспечении нам победы в нынешней борьбе» и за демонстрацию готовности «сотрудничать в создании образцового социального государства».

Автомобили Ford имели решающее значение для реализации нацистской военной стратегии блицкрига. Из 350 000 грузовиков, использовавшихся моторизованной немецкой армией по состоянию на 1942 год, примерно треть была произведена компанией Ford. Уже после открытия Второго фронта американцы увидели на европейских фронтах неприятное зрелище: грузовики Ford занимали видное место в линиях снабжения Вермахта. Действительно, Кельнский завод был настолько важным для военный машины Рейха, что союзники несколько раз совершали на него авианалеты.

В то время как Ford Motor с энтузиазмом работал на Рейх, компания сначала сопротивлялась призывам президента Рузвельта и британского премьера Черчилля увеличить военное производство для союзников. Нацистское правительство было признательно за такую позицию и даже отправило в Дирборн благодарственное письмо. После вступления США в войну, немецкий Ford, который к тому времени получил арийское название Ford Werke, оказался под угрозой как «вражеская собственность». В мае 1942 года Верховный суд Кельна окончательно отдал завод в полное управление немцам, хотя Дирборн сохранял свою 52-процентную долю в течение всей войны.

Нехватка рабочей силы, вызванная войной (миллионы мужчин были на фронте, а нацистская идеология яростно противилась идее равноправного женского труда), привела к тому, что Рейх депортировал миллионы людей из оккупированных земель в Германию для работы на фабриках. Немецкие компании поощрялись к участию в торгах на пленных рабочих, чтобы соответствовать производственным квотам и увеличивать прибыль. К 1943 году половина рабочей силы Ford Werke состояла из иностранных пленных, включая французов, русских и бельгийцев. В августе 1944 года отряд эсэсовцев доставил пятнадцать заключенных из Бухенвальда на Ford Werke.

Немецкий Ford с энтузиазмом предлагал Гитлеру и политическую поддержку. Почти братские узы между Ford и нацистами, пожалуй, лучше всего символизирует подарок на день рождения фюреру — 35 000 рейхсмарок в апреле 1939 года. Газеты, журналы и вообще все печатные материалы и публикации Ford Werke, наполненные чепухой про «обреченную на власть высшую расу», не могли бы быть более фанатично пронацистскими, даже если бы редактурой занимался лично Йозеф Геббельс.

Мы не можем с уверенностью говорить о том, как сложилось бы взаимодействие Ford с немцами в случае победы Гитлера в войне, но, если судить по сохранившимся письмам сына Генри Форда Эдселя, один из крупнейших американских автопроизводителей планировал долгое и плодотворное сотрудничество.

После разгрома Германии и обнародования информации о страшных преступлениях нацистского режима, Ford стал всячески открещиваться от порочащих компанию связей. В пресс-службе не раз заявляли, что в Дирборне понятия не имели о многих решениях на Ford Werke и вообще потеряли контроль над своей немецкой дочерней компанией в течение войны. Но подобные заявления и запоздалое стремление предать забвению позорное сотрудничество с нацистами едва ли поможет компании навсегда вычеркнуть эти черные страницы из своей истории.

bagio-winter