bagio-winter
Никита Прохоров

Стрельба на поражение: история кузова Shooting brake

Автомобиль, который способен удовлетворить нужды охотника, гольфиста и путешественника. Подробно о том, как создавался данный тип кузова и какие вариации он принимал за более чем 100-летнюю историю.

Стоя в очередной раз в московской многочасовой пробке, часто обращаешь внимание на интересные и красивые автомобили. Многие из вас ни раз замечали Mercedes CLA-класс или CLS-класс в так называемом кузове Shooting brake – стремительный универсал с ниспадающими задними стойками, который манит своей грацией и утонченностью. Но откуда у универсала от Mercedes-Benz такое незнакомое название? Что оно означает? И почему другие универсалы не носят это гордое имя?

История данного типа кузова начинается ни много, ни мало с повального увлечения в XIX столетии охотой среди обеспеченных и влиятельных людей.

Обыкновенный Rolls-Royce с роскошным кожаным салоном и скромным багажным отделением не мог перевезти ни охотничий скраб, ни вооружение. О транспортировке подстреленной дичи не могло идти и речи.

Первый построенный Shooting brake представлял собой двухдверный фургон с деревянным кузовом с продольными «лавочками» внутри, располагавшимися в задней части автомобиля. Для вооружения и дичи были предусмотрены особые изолированные отсеки. Такой «охотничий универсал» вмещал до 8-ми человек и являлся незаменимой игрушкой для богачей.

Главной особенностью данных автомобилей являлись брезентовые занавески вместо задних окон.

Такое решение помогало охотникам не медлить и стрелять на поражение из кузова автомобиля. Весьма немаленький по своим размерам универсал имел отделку исключительно из лучших сортов дерева и кожи, что позволяло состоятельным людям не чувствовать себя неуютно, «сходя с палубы» своего Rolls-Royce для охоты.

Время неизбежно бежит, не щадя никого. Появились внедорожники и пикапы, обладающие большой проходимостью и практичностью. Но Shooting brake не канул в лету, подобно Фаэтону, а лишь сменил сферу своего применения. С начала 60-х годов начинается эра автомобильных путешествий и гольфа. Рассекать по Лос-Анджелесу с открытым багажником, из которого торчат клюшки, на своем стильном Mercedes-Benz 300sl – совсем не комильфо. Такого мнения придерживался и Дэвид Браун, DB5 Vantage не мог удовлетворить его потребности. Силами небольшого ателье FLM Panelcraft прекрасное купе из «Бондианы» превратилось в первый в мире двухдверный универсал под названием DB5 Shooting Brake. Автомобиль произвел неизгладимое впечатление не только на его обладателя, но и на всех оппонентов Дэвида по гольфу. По неофициальным данным, всего было произведено 5 экземпляров, один из которых находится «под охраной» в музее Aston Martin.

Значительно раньше, на другом уголке нашей планеты Эрл Харлей, глава дизайнерского бюро GM, никак не мог смириться с тем, что его детище, Corvette, воспринятый публикой с небывалом успехом, не может перевезти его семью и собаку. Тогда в 1954 году Эрл разработал три новых варианта кузова для «американской мечты», среди которых был универсальный кузов. Несмотря на то, что Corvette Quartet не носил гордое имя Shooting Brake, он представлял собой именно двухдверный универсал, за основу которого было взято одно из самых красивых американских купе.

В период захвативших Америку «пони-каров» и «масл-каров» универсалы воспринимались как нечто громоздкое, неуклюжее и не способное «промчать вас по хайвэю с ветерком». Компания Ford решила закрыть этот досадный пробел выпуском Mustang Shooting Brake, однако дальше прототипа дело не пошло, и проект был закрыт навсегда.

Затем компания Chevrolet «взяла инициативу в свои руки» и выпустила модель под названием Kammback.

Двухдверный универсал был выпущен в серию и просуществовал на конвейере несколько лет. Стоит отметить, что «шевролетовский» аналог британского стремительного Shooting brake был похож на обычный универсал, которого просто лишили «парочки» дверей. Но именно этот автомобиль вдохновил фирму Pontiac на создание Firebird Trans-Am Type K (в дань уважения Kammback).

Отточенные до совершенства мастерами из Pininfarina универсалы с задними окнами, обладающими механизмом открытия «крыло чайки» были представлены миру в 1977 году. К сожалению, даже крылья не помогли «Жар-птице» встать на конвейер. Стоимость новинки составляла 25 000 долларов, что в сравнении с оригинальной машиной, которая была оценена лишь в 6 000 долларов, казалась просто заоблачной.

Современные автомобильные дизайнеры определяют Shooting brake не по количеству его дверей, а по дизайнерским изыскам, направленным на удовлетворение потребностей именно состоятельных покупателей. Дебютировавший в 2010 году CLS Shooting brake должен был стать идеальным автомобилем для людей, обожающих пикники на берегах Ниццы или обладающих собственной яхтой, иначе как можно объяснить наличие на представленном концепте пола из корабельной доски, столика и держателя для бутылочки «Шато» в багажнике.

В завершение хотелось бы добавить, что данный тип кузова не стоит путать с кузовом Breadvan, нашедшим свое применение исключительно в гоночных модификациях серийных автомобилей. Первооткрывателем данной серии стала Ferrari 250 GT, увидевшая свет в 1962 году.

bagio-winter