1925-250
Анна Криворучко

Справка для водительского удостоверения: как получить форму 003-В/у и сколько это стоит

Рассказываем, когда водителям придётся проходить очередную медкомиссию, зачем это нужно и как не заблудиться среди кабинетов в поликлинике

Визит в клинику редко сопряжён с положительными эмоциями. Признайтесь, вряд ли хоть кто-то из вас шёл на приём к врачу как на праздник. То ли дело автомобиль — он может и отличным настроением зарядить, и глаз порадовать, и иногда даже побыть личным психотерапевтом. Что уж говорить о захватывающих путешествиях, где машина становится не только «телепортом» в пространстве, но и самым надёжным товарищем.

Но так уж сложилось, что две, на первый взгляд, не связанные друг с другом сферы — медицина и колёсный транспорт — на деле иногда сталкиваются. И речь сейчас не о спецмашинах скорой помощи или МЧС и даже не о последствиях ДТП, а о куда более приземлённых вещах — водительской медкомиссии.

Здоровье автомобилистов — один из критериев безопасности дорожного движения. И раз уж от состояния организма допущенных к управлению транспортными средствами людей зависят жизни соседей по потоку и пешеходов, то контролировать его тоже нужно. Причём это не рекомендация, а необходимость, закреплённая в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ, а именно в его 23-ей статье. Если вкратце, то там сказано следующее: провериться на предмет наличия медицинских противопоказаний и ограничений на управление автомобилем или мотоциклом должны как кандидаты в водители, так и автолюбители, меняющие права по истечении срока их действия. А внеочередной чекап ждёт нарушителей, лишившихся водительского удостоверения за нетрезвое вождение. Профессиональных водителей сегодня оставим за скобками — для них медосмотр проводят перед каждым выходом на маршрут.

За последнее время было выдвинуто множество инициатив, которые должны были существенно изменить процедуру прохождения водительской медкомиссии. Что из этого воплотилось в реальность и как сегодня проходить медосмотр? Давайте разбираться вместе. 

Как часто нужно проходить медосмотр

Как мы уже выяснили, «срок годности» заключения врачей о допуске к управлению транспортом совпадает со сроком действия водительского удостоверения (ВУ) — в обычном случае он составляет 10 лет. Но стоит учесть, что это максимальный период. По законодательству перед выпуском нового ВУ необходимо предоставить пакет документов, включающий в себя и справку с заключением профильных специалистов. Эта форма имеет номер 003-В/у и является итогом прохождения медкомиссии. То есть если вы решите заменить права через 5, 8 или, например, 9 лет на новые, сначала придётся посетить всех нужных специалистов.

Немного иная ситуация с восстановлением удостоверения. Если срок его действия не начинается со дня выдачи и полученный в ГИБДД документ по сути является дубликатом, справка от медиков не понадобится. 

Как получить справку 003-В/у и сколько она стоит

Мы все привыкли, что обращаться к специалистам можно как по ОМС, так и на коммерческой основе. Но с медкомиссией водителей ждёт не самое приятное открытие: справка 003-В/у не покрывается полисом обязательного медицинского страхования, а значит, вне зависимости от того, идёте вы в государственную или в частную клинику, за осмотр врачей придётся заплатить. Правда, учитывая массовость этой услуги, цены довольно приемлемые. О них поговорим чуть позже.

Итак, какие же кабинеты предстоит посетить? На самом деле перечень небольшой, в него входят:

  • терапевт. Он оценит общее состояние пациента;
  • офтальмолог. Он проверяет зрение;
  • психиатр. Должен убедиться в адекватности и вменяемости того, кто планирует начать или продолжить ездить за рулём;
  • психиатр-нарколог. Выявляет признаки наличия зависимостей от алкоголя и запрещённых веществ.

Если здоровье автолюбителя не вызвало подозрений, дело ограничится этими специалистами. Однако процесс может и затянуться.

При наличии симптомов опасных заболеваний терапевт может дополнительно назначить приём у невролога, а тот, в свою очередь, может либо развеять опасения, либо направить водителя на электроэнцефалограмму и сделать заключение уже на её основании.

Психиатр-нарколог тоже может обратиться за помощью к коллегам, а именно к лаборатории. Если экспертиза выявит признаки злоупотребления спиртным или психоактивными веществами, врач вправе направить «пациента» на исследование биологических жидкостей, в которых надолго остаются следы запрещённых препаратов, а также белок, свидетельствующий о регулярном употреблении высоких доз алкоголя.

Этот путь предстоит тем, кто имеет категории А и В. А вот обладателям «грузовых» и «пассажирских» отметок в правах посещать невролога и делать электроэнцефалограмму придётся в любом случае. А ещё к списку специалистов добавится оториноларинголог (ЛОР).

Теперь когда перечень специалистов известен, можно смело выбирать подходящее медучреждение. Но не торопитесь, здесь есть небольшое, но очень важное ограничение. Терапевта, офтальмолога, ЛОРа и невролога можно пройти в любой клинике — хоть государственной, хоть частной. Главное, чтобы у неё была соответствующая лицензия. А вот с врачами, ответственными за психиатрию, всё не так просто. По закону можно посещать только специалистов из учреждений, относящихся к государственной или муниципальной системе здравоохранения. «Частники» в этом случае не подойдут. Причём выбирать медицинскую организацию придётся по территориальному признаку, то есть по месту прописки или временной регистрации. Если по итогу приёма потребуются дополнительные анализы, то сдать их в коммерческой организации тоже не получится — врач отправит сдавать пробы на месте или выдаст направление в другую лицензированную лабораторию. Кстати, начать лучше именно с психиатра и психиатра-нарколога. Их заключение в любом случае понадобится терапевту и будет лучше, если оно уже будет у вас на руках.

Что касается стоимости, то она во многом зависит от того, где вы решите проходить осмотр. Как ни странно, частные клиники зачастую оказываются дешевле государственных. В среднем в Москве водители категорий А и В могут уложиться в 1,5 тыс. рублей за посещение терапевта и офтальмолога. Дополнительно за приём в психоневрологическом диспансере придётся отдать ещё 1 тыс. рублей, а освидетельствование в наркологическом диспансере, расположенном в столице, стоит уже 3,3 тыс. рублей. Дополнительные анализы, если они потребуются, в этот прайс не входят.

Прейскурант диспансеров обновляется каждый год и согласовывается департаментом здравоохранения региона.

Сколько действует водительская медсправка

Пройти всех врачей вы, скорее всего, успеете даже за один день, но если дело дойдёт до лабораторных исследований, то ждать ответа от специалистов можно довольно долго — до двух недель. Так что лучше не откладывать визит к медикам до последних суток действия водительского удостоверения. В противном случае при любой задержке вам придётся пользоваться не собственным автомобилем, а услугами такси или общественным транспортом.

Получить заключение можно заблаговременно: справка считается действительной в течение одного года с даты выдачи. Это позволяет выделить время и на полноценный медосмотр, и на визит в ГИБДД.

Какие ограничения может получить водитель после медкомиссии

Перечень противопоказаний к управлению транспортными средствами довольно скромный. Среди прочих болезней в нём есть, например, шизофрения, умственная отсталость, эпилепсия, ахроматопсия и слепота. Полный список можно посмотреть в Постановлении Правительства №1604. При выявлении заболеваний из первой его части за руль садиться запретят.

Следующий раздел документа содержит в себе медицинские показания к управлению транспортными средствами. Они вступают в силу, если у пациента обнаруживаются заболевания или состояния, которые требуют особого оснащения машины или дополнительных носимых индивидуальных медицинских изделий, таких как очки, линзы или слуховой аппарат. Соответствующая пометка по международному классификатору будет сделана в 14-м пункте водительского удостоверения, а также напротив категории, если ограничение касается типа трансмиссии ТС.

Какие нововведения готовятся в ближайшее время

Безусловно, установленная на текущий момент периодичность медосмотра крайне удобна и необременительна для автолюбителей, но, с другой стороны, она не позволяет своевременно выявить опасные для окружающих изменения состояния здоровья водителей. Например, «севшее» за пару лет зрение или пропавший слух могут стать причиной серьёзной аварии, но сегодня дополнительно это не контролируют. Автомобилист в случае прогрессирующего заболевания сам должен обратиться в ГИБДД с новой (внеочередной) справкой и заменить удостоверение на то, в котором появятся дополнительные отметки. Эту «серую зону» регламента в ближайшем будущем должны закрыть постановлением, которое позволит сотрудникам медицинских учреждений в режиме онлайн передавать данные о новых ограничениях пациентов в ГИБДД. Таким образом права могут быть не только скорректированы, но и вовсе аннулированы.

Это не новая инициатива, однако вопросы о нарушении врачебной тайны и корректном обмене информацией между двумя не связанными структурами по-прежнему остаются без ответа. На сегодняшний день юридические аспекты и сам механизм взаимодействия всё ещё прорабатываются, но очень вероятно, что совсем скоро все нюансы будут учтены и система полноценно заработает.

Значит ли это, что медкомиссии отменят вовсе? Скорее нет. Эта мера призвана лишь облегчить контроль и сделать дороги безопаснее.


Анонсирующие фото: pikwizard.com, somanyhorses.ru

1925-250