bagio-winter
Яков Фрудгарт

Список спорткаров, которые производились в СССР

Тематика спортивных автомобилей никогда не обходила стороной Страну Советов — были у нас и свои спорткары. Какие? Расскажем в этой статье!

«ЗИС-Спорт»

Родоначальником советских спортивных автомобилей можно по праву считать детище Завода имени Сталина. Данный автомобиль построили в 1939 году на шасси «ЗИС-101», правда, в единственном экземпляре. Автомобиль мог разгоняться до 162 километров в час, имея мощность в 141 лошадиную силу, что для довоенного времени было очень хорошим результатом. Партийная элита в виде Кагановича и Сталина одобрила автомобиль, однако после этого автомобиль был заброшен и в послевоенные годы в нем было уже ничего неизвестно.

«Победа-Спорт»

В послевоенные годы на базе знаменитого ГАЗ-М-20 «Победа» было построено немало разных модификаций. Самая известная и успешная, «Победа-Спорт», стал первым советским спортивным автомобилем, построенным в нескольких экземплярах. Необычный кузов обеспечивал отличную по тем временам аэродинамику, а форсированный двигатель позволял набирать до 190 км/ч. «Победе-Спорт» даже удалось взять три всесоюзных рекорда скорости.

«ГАЗ-Торпедо»

Под таким названием этот спортивный автомобиль фигурировал во многих публикациях. Настоящее же его имя – ГАЗ-СГ2. По индексу видно, что модель стала преемником «Победы-Спорт» и спроектировал ее все тот же авиаинженер Смолин. Двигатель с нагнетателем развивал 105 л.с. Потолок скорости «ГАЗ-Торпедо» превышал 191 км/ч. Проектируя свой спорткар второго поколения, Смолин уже не опирался на несущий каркас «Победы». Он сконструировал совершенно новый прекрасный сигарообразный несущий кузов. Автомобиль весил 1100 кг. К счастью, эта машина сохранилась до наших дней, и сейчас музей ГАЗа занят восстановлением «ГАЗ-Торпедо».

Но упоминать только о заводских автомобилях в данном тексте было бы неприлично, ведь талантливыми мастерами и инженерами всегда полнилась земля отечественная. И модели, которые умудрялись делать гаражные Кулибины, зачастую воплощали в себе всё то, чего иногда не хватало «официальным» автомобилям, которые согласовала к выпуску партия.

«Ленинград»

В начале пятидесятых годов жители Санкт-Петербурга могли видеть на дороге небольшое чудо. Родстер «Ленинград», детище Александра Бабича. Автомобиль имел под капотом двигатель ГАЗ-12 на 3,5 литра и 90 лошадиных сил. С таким агрегатом можно было легко разгоняться до 130 километров в час, а создатель автомобиля установил советский рекорд и проехал от Симферополя до Ленинграда всего за 20 часов. А это «всего» 2125 километров.

«Юна»

Детище супругов Ю. и Н. Алгебраистовых (отсюда и название ЮНА) появилось в 1970 году. Можно считать их родоначальниками кастомов, ведь кузов для автомобиля создали из углепластика по авторским чертежам. Правда узлы и агрегаты автомобиль получил от «Волги». После этого под капот установили современный для тех лет двигатель от «семёрки» BMW. Этот проект, кстати, не умер и по сей день. Ходят слухи о том, что нынче под капотом существует уже 3,5-литровый немецкий мотор. С появлением в нашей стране разборок иномарок у создателей появилась возможность «напичкать» свой автомобиль электроникой. Так, у «Юны» появились электростеклоподъёмники и сервоприводы. Конструкторы не считают работу законченной и беспрестанно продолжают совершенствовать машину. В ближайших планах – установка гидро- или электроусилителя руля.

«Меркурий»

Купе «Меркурий» было сконструировано группой увлечённых товарищей: скульптора, художника и слесаря. Группу возглавил Владимир Иванович Мищенко, у которого до постройки «Меркурия» уже был опыт строительства самодельного автомобиля. Первые эскизы и уменьшенные модели автомобиля были сделаны в начале семидесятых, а через десять лет, в 1982 году, был зарегистрирован первый рабочий экземпляр. Всего было построено 5 экземпляров Меркурия: два в Тбилиси и три в Москве. Все машины были построены на шасси и агрегатах ВАЗ-2106, а один из них впоследствии был переоборудован в электрокар.

«Лаура»

Пару экземпляров этой спортивной модели спроектировали и построили два ленинградских умельца Дмитрий Парфенов и Геннадий Хаинов. Их великолепная работа была замечена даже Михаилом Горбачевым, который распорядился выделить инженерам хорошо оборудованную мастерскую для дальнейших экспериментов. «Лауры» интересны тем, что несмотря на кузов «купе», обладали довольно вместительным салоном. Пять человек размещались там без проблем.

Очень прогрессивным решением тогда считался и передний привод. Мотор был взят от вазовской «классики» (1,5л. 77 л.с.). Коробку передачи позаимствовали у «Запорожца». Автомобиль весил всего тонну и развивал скорость до 160 км/ч. «Лауры» отличались богатым оборудованием. Имелись даже электрические стеклоподъемники, которые по меркам советского автомобилестроения казались верхом роскоши. Оба образца сохранились до наших дней.

bagio-winter