WhatsApp Image 2023-08-11 at 09.29.32
Юлия Кожевникова

Спа-Франкоршам: самая опасная и интригующая гоночная трасса

Расскажем, почему победа на гоночном автодроме в Спа-Франкоршам считается среди гонщиков невероятно престижной и автоматически записывает имя героя в списки великих автоспортсменов.

Для начала сразу поясним, что трасса Спа-Франкоршам находится в Бельгии и свое название получила из-за соседства с небольшим городком Спа, который богат лечебными водами и привлекает туристов со всего мира. Из-за такого своеобразного для гоночного трека названия ходит много шуток. Ведь гонки обычно проходят в конце недели, и получается, что пока одни отдыхают на настоящих спа-процедурах в городе, спортсмены в это время «потеют» неподалеку на своём личном гоночном Спа.

Длина трассы — 7004 м
Количество поворотов — 19
Самый опасный скоростной вираж — «Красная вода»

В 1921 году бельгийский магнат Жюль де Трие решил создать гоночную трассу, задействуя обычные дороги между деревушками Франкоршам, Мальмеди и городком Спа. Стоит отметить, что в итоге трек расположился в Арденнских горах и резкие повороты, многочисленные спуски и подъёмы получились именно из-за горной местности, а позднее даже стали визитной карточкой трассы. Поначалу здесь проходили только мотогонки, так как автомобилей заявлялось очень мало. И только в 1924 прошел первый суточный марафон, в котором приняло участие 27 экипажей, а через год здесь провели Гран-при Бельгии. Так, трасса Спа-Франкоршам стала очень популярной среди ценителей автоспорта и с каждым годом привлекает всё большее количество участников и зрителей.

До Второй мировой войны трасса в Спа принимала различные автогонки. Но военные события внесли свои коррективы — автодром был разрушен и пустовал. И только к 1947 году трассу вновь удалось восстановить и разыграть Гран-при Бельгии, а через год даже провести знаменитую гонку «24 часа Спа». Отметим, что среди гонщиков трек в Спа всегда считался притягательным и, одновременно, опасным. Протяженные прямые, оригинальные по структуре повороты и резкие перепады высот постоянно держат интригу во время гонки. Бельгийская трасса с момента своего появления демонстрировала свой дерзкий нрав, постоянно создавая смертельные инциденты. Так, в 1960 году на бельгийском треке погибает сразу два британских гонщика — Крис Бристоу и Алан Стэйси. Первый пилот на Гран-при Бельгии на 19 круге яростно сражался с Вилли Мэрэссом, но в итоге не справился с управлением в сложном повороте и на огромной скорости сошел с трассы, где Бристоу попал в ограждение из проволоки, которая обезглавила спортсмена. Второй — английский гонщик Алан Стейси, несмотря на старт с последнего ряда, после 24 круга был уже шестым. Но в очередном повороте хитрейшей трассы в лицо Алана врезалась птица и тот потерял управление — болид улетел с трека на скорости 190 км/ч и попал в поле. Пилот погиб. Обе аварии произошли с разрывом в несколько минут и нескольких десятках метров друг от друга. Однако серьезно задуматься о перестройке трассы решают лишь годы спустя после еще одного опасного инцидента уже с Джеки Стюартом. На этапе Ф1 в 1966 году пилот попадает в серьезнейшую аварию на Спа-Франкоршам и чудом остается жив. Только тогда автодром закрывают и решают перестроить для улучшения безопасности.

В итоге, трасса была укорочена вдвое, на ней появились тормозные виражи, был изменен асфальт на водоотталкивающий — он должен был уменьшить еще и проблемы с переменчивостью погоды в этом регионе. Дело в том, что в Спа днем может быть жара под 30 градусов, а ночью столбик термометра опускается до +10 и идет дождь. А в один из этапов прошлого года на трассе и вовсе пошёл снег — болиды проносились под падающими снежинками. Опытные пилоты всё еще считают, что даже после реконструкции трасса в Спа осталась одной из самых сложных и непредсказуемых. Только представьте здесь ночную гонку: непогода, плохая видимость, слепящие фары соперников — всё это создает опаснейший гоночный коктейль, который подают в комплекте с безумной скоростью. Считается, что победа на автодроме в Спа достается только великим и самым талантливым спортсменам. В свое время победителями здесь становились такие гонщики как Айртон Сенна (5 раз), Михаэль Шумахер (6 раз), Кими Райкконен, Себастьян Феттель, Льюис Хэмилтон, Шарль Леклер.

Но, несмотря ни на что, уже на протяжении десятилетий все пилоты стремятся на гонку в Спа, потому что преодолеть ее считается неким знаком качества среди гонщиков. Но, помимо непредсказуемых погодных условий, трасса известна еще и своими уникальными поворотами. Так, например, легендарный поворот Eau Rouge («Красная вода»), считается невероятно опасным и самым быстрым поворотом в «Ф-1». Поворот проходят на скорости 300 км/ч, не снимая ноги с педали газа, и, конечно, дается он далеко не всем. Но стоит отметить, что это целый вираж поворотов: левый-правый-левый (слепой Радильон, Ле-Комб, Бланшемон).

Вот как описывает этот вираж канадский автогонщик Жак Вильнев: «Едешь — буквально летишь — вниз, трасса изгибается чуть влево, и как раз тогда, когда надо подрулить, изменяя траекторию, полотно круто взмывает вверх, перед тобой вдруг, словно стена вырастает, поворот становится совершенно слепым, а тут опять надо поворачивать, уже вправо, к Raidillion, а затем снова влево! Причем поворот этот настолько узкий, что в него, кажется, невозможно вписаться на такой скорости. Но нет, все же можно, хотя и впрямь очень трудно. Это просто фантастика!».

Объясним, что в левый поворот «Красная вода» автомобиль входит на огромной скорости, а после смены направления дорога резко взмывает вверх, в итоге пилота вдавливает в кокпит, а автомобиль — в трек. А затем на вершине еще один поворот, сила, что прижимает авто, резко снижается и сцепление с трассой почти исчезает. Это один из самых опасных моментов с высокой вероятностью аварии, так как пилот входит в поворот вслепую и за холмом не видит весь трек. И именно от того, как гонщик пройдет «Красную воду», зависит многое, потому что затем идет прямая до следующей связки поворотов, и при удачном прохождении этого участка спортсмен получает преимущество перед соперником.

По словам многих гонщиков, автодром в Спа невозможно выучить или быть полностью к нему готовым. Погодные изменения, выбоина на асфальте, накат резины и мокрый асфальт вносят свои коррективы, и пилоту приходится быстро самостоятельно принимать решения. Поэтому и побеждают на трассе в Спа только избранные, те, кто имеет внутреннее чувство гонки, интуицию и невероятное бесстрашие.

WhatsApp Image 2023-08-11 at 09.29.32