bagio-winter
Никита Прохоров

Словарь автомобилиста: российский дрифт

Мы решили узнать у одних из лучших пилотов историю развития дрифт-культуры в нашей стране. О своем пути рассказали и дали советы начинающим спортсменами двухкратный вице-чемпион дрифт-серии RDS Никита Шиков и создатель знаменитой команды m.ti crew Максим Тищенко.

История одного из самых популярных видов автомобильного спорта берет свое начало в 1960-х годах. Удивительно, но первый в мире человек, овладевший техникой управляемого заноса, – мотогонщик. Кунимицу Такахаси стал первым японцем, одержавшим победу на чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонкам в 1961 году. Завоевавший большое количество кубков, гонщик был вынужден оставить мотоспорт после серьезной аварии, произошедшей на этапе соревнований на острове Мэн.

Однако травма не смогла остановить «вечно жаждущего скорости» Такахаси. «Ворвавшись» в «четырехколесный» мир спорта, он сразу начал побеждать. Гран-при Японии, японская Формула-2000, «24 часа Ле Мана» и даже «Формула-1» — все это входит в его обширный послужной список. Именно во время кольцевых гонок Такахаси разработал свою уникальную методику прохождения поворотов в заносе. «Летящий на всех парах» болид не замедлялся в повороте, а, создавая избыточную поворачиваемость, проходил его на полной скорости, наполняю трассу дымом жженой резины.

Человеком, который «вдохнул» в дрифт новую жизнь и популяризировал его, стал Кэйити Цутия. Профессиональный автогонщик, за спиной которого находится много побед, был неравнодушен к нелегальным соревнованиям по управляемому заносу, за что чуть было не лишился своей карьеры. Именно благодаря ему и его неуклонному желанию легализовать данные соревнования, появилась профессиональная серия соревнований D-1 Grand Prix, являющаяся крупнейшей ассоциацией дрифта в мире на сегодняшний момент.

Затронувшая весь мир культура не могла пройти стороной нашу страну. О специфике дрифта в России и о том, что нужно для «вступления» в ряды дрифтеров, мы поговорили с лучшими в своем деле.

Максим Тищенко (@m.ti)

Основатель команды m.ti crew

Расскажите про специфику дрифта в России? Какие существуют особенности? 

Специфика дрифта в России – это несколько полупрофессиональных лиг в РФ и одна главная RDS (Russian Drift Series). В этом году основная RDS GP начинается от Москвы и заканчивается во Владивостоке. Все разнится как в финансовой составляющей, так и в опыте пилотов. У меня, конечно же, мечта добраться до РДС, но пока нет подготовленной машины, чтобы можно было поддерживать конкуренцию с пилотами, а также финансов и спонсоров на сезон. Надеюсь, что в следующем году уже начну движение в эту сторону, пока участвую в западном региональном чемпионате Drift Matsuri SPB. 



В чем отличие зимнего и летнего дрифта? 

Зимний дрифт – дешевый относительного летнего. Это обязательно «Жигули». Можно ехать, как на абсолютно стоковой, только заварив дифференциал, так и на подготовленной машине на блокировке, ковшах, ручнике гидравлическом и так далее. Все зависит от вашей фантазии и возможностей. Конечно, с каждым годом уровень подготовки пилотов, машин и чемпионатов растет, поэтому приходится готовиться должным образом: закупать новую резину на каждый этап, постоянно следить за авто, строить мощные моторы и так далее. Но все, как я говорил ранее, зависит от ваших возможностей. Хороший уровень зимних «Жигулей» – это 150-200 тысяч рублей, плюс затраты на резину для этапов. Если все собрано качественно и правильно, то сезон пройдет благополучно, поэтому советую не экономить на отличных мастерах. В «Жигулях» есть такая особенность: все новые запчасти слишком разные по качеству и, купив новую запчасть, не факт, что она подойдет для машины.



Летний дрифт – дорогое удовольствие, даже если он бюджетный. Я думаю, это минимум тысяч 400, чтобы купить какого-нибудь подготовленного японца или немца, в основном, Nissan, Toyota и BMW. Постоянные затраты на резину, содержание авто, потому что за 400 тысяч будет постоянно что-то выходить из строя. Не будем забывать о поломках, ведь дрифт – это контактный вид спорта. Дрифт в профессиональной лиге – это машина минимум миллиона за 3-4, и то ты будешь при этом средним игроком. Стоимость этапа будет выходить в 200 и более тысяч – это затраты на команду, механиков, проживание, резину, взносы и так далее.

Я хочу начать заниматься дрифтом. Что для этого необходимо? Каков минимальный спек-лист?

Для зимнего дрифта (буду судить по своему примеру) я бы купил ВАЗ 2102, поставил туда дисковую блокировку, ковш, ручник, руль спортивный, подготовил переднюю и заднюю подвеску и по желанию поставил бы хотя бы 1,7 мотор от «Нивы». И получал бы удовольствие от зимнего дрифта.
Что касается летнего дрифта, я фанат марки BMW, поэтому посоветовал бы Е30, Е36 и Е46. Это достаточно популярные кузова в истории дрифта, и для них есть много готовых решений постройки. Дальше все уже зависит от ваших желаний и возможностей, будь то труба или атмо мотор, кулачковая, секвентальная или стандартная механическая коробка передач и так далее. Летом вариантов постройки автомобиля в разы больше, чем зимой, так что куча комбинаций вам обеспечена.



С чего началась ваша история дрифта? 

Моя история дрифта началась с покупки BMW M3 в 46-м кузове и создания проекта на Youtube «Хочу дрифтить». Долго к этому шел и считаю, что все неплохо началось.



Идеальный автомобиль для дрифта?

Идеальная машина для дрифта – BMW 3er в 92-ом кузове или более современная платформа М4. Но зачастую у всех – это Silvia S15.


Никита Шиков

Двухкратный вице-чемпион дрифт-серии RDS, участник и призер российских и международных соревнований

Расскажите про специфику дрифта в России? Какие существуют особенности? 

Культура дрифта в России весьма разнообразна. В первую очередь, это связано с географией распространения. Дрифт может быть разделен на западные и восточные школы, по духу более близкие к истокам дрифта в Японии. На мой взгляд, мы собрали все лучшее из существующих школ, однако, с точки зрения идеологии и организации соревнований, российские чемпионаты строятся по японским канонам с соответствующим стилем исполнения – это инерционный дрифт, а не power slide, принятый в Америке и представляющий из себя полноценное прохождение поворота на газу; это более техничные трассы и меньшие расстояние между болидами в парных заездах.

Конечно же, главной особенностью культуры дрифта в нашей стране можно назвать его круглогодичность. Ставший одним из наиболее популярных видов спорта, во многом и благодаря преобладающим зимам и льду, делающим его более легким к освоению, дрифт постоянно развивается, создавая все новые соревнования, серии и чемпионаты.

Не буду скромничать, если скажу, что на сегодняшний день российский дрифт находится на очень высоком уровне, а серия соревнований RDS входит в ТОП-3 мировых соревнований. Более того, уровень участников из многих других стран гораздо ниже, нежели уровень наших российский спортсменов.

В чем отличие зимнего и летнего дрифта? 

Данный вопрос весьма противоречив. Можно сказать, что отличий, с одной стороны, весьма много, а с другой, их практически не существует. Основным отличием с точки зрения технической стороны вопроса является доступность. Зимний дрифт весьма доступен. Чтобы почувствовать это непередаваемое ощущение прохождения поворота в заносе, получить удовольствие и развивать свои навыки управления автомобилем достаточно взять нашу любимую советскую «классику». Слегка «взбодрив» мотор или заменив его на аналогичный от «Нивы», установив ручник и ковш, вы сможете успешно принимать участия в зимних соревнованиях и наращивать свое мастерство.

Зимний дрифт – один из лучших помощников в тренировке мышечной памяти и увеличению навыков своего мастерства управления автомобилем. Более того, суровый климат, создающий ледяное покрытие практически повсеместно, позволяет проводить гораздо большее время за рулем своего «дрифтового болида».

Летний дрифт не прощает ошибок. Он требует гораздо большего мастерства и точности. Для постройки автомобиля, подготовленного для летнего дрифта, вам потребуется гораздо большее количество средств и времени. Более того, зимний дрифт является тем необходимым фундаментом, без которого усвоить азы летнего дрифта не получится. Летом скорость прохождения поворотов должна быть гораздо выше, а сцепление с дорогой максимально, что требует от пилота гораздо большего мастерства прохождения поворотов в заносе.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

  • зимний дрифт – более доступный, менее сложный,
  • летний дрифт – менее доступный, более сложный, гораздо более зрелищный.

Невозможно исключать ни один из данных видов спорта. Зимний дрифт набирает все большие обороты, становясь по-настоящему национальным видом автомобильного спорта, о котором я создаю целый проект, уходящий своими корнями к вехам советского автоспорта.

Я хочу начать заниматься дрифтом. Что для этого необходимо? Каков минимальный спек-лист?

Если вы обладаете минимальным бюджетом, идеальным вариантом для начала действительно станет покупка «Жигулей». В сети существует большое количество блогов и видеороликов, рассказывающих о постройке «болида» для зимнего дрифта, изучение которых позволит вам самостоятельно создать неплохой автомобиль для дрифта.

Говоря о летних соревнованиях, можно начать с покупки традиционных японских кузовов всеми любимых Toyota Mark II, Chaser, Altezza и так далее. Эти модели обладают наиболее подходящей платформой, мотором, КПП и редуктором, способными выдержать нагрузки, характерные для дрифта. Также нельзя исключать модели Nissan, такие, как Silvia, и, конечно же, автомобили BMW.

Минимальный спек-лист:

  • двигатель, мощностью 300 л.с.,
  • ковш,
  • блокировка,
  • небольшие доработки выворота колеса.

Главный совет начинающим дрифтерам: не уходите в постройку «сверхавтомобиля», стараясь удивить окружающих и пользователей форумов, используйте наиболее быстрый и минимальный спек-лист, оттачивая свое собственное мастерство управления автомобилем.

Ну и конечно же, второй совет: come on! Начинайте с зимнего дрифта, оттачивайте свое мастерство, ведь это невероятно увлекательно и доступно.

С чего началась ваша история дрифта? 

История началась в 2006 года, когда я, будучи большим автомобильным фанатом, работающим в данной сфере, решил приобрести новый автомобиль. Отдав свое предпочтение в пользу японских автомобилей и «бороздя» Интернет в поисках подходящего экземпляра, я наткнулся на видеоролик об управляемом заносе, манящем меня еще с тех времен, когда я был подростком.

Купив тогда «стоковую» Toyota Altezza, я начал свое освоение этой культуры. К сожалению, тогда не было никаких чемпионатов или соревнований, но это не мешало нам оттачивать свое мастерство, получая непередаваемое удовольствие, наворачивая круги на пустынных парковках. И тогда, когда начались первые соревнования, и я занял 8 место среди 40 участников, я поверил в этот спорт, поверил, что у меня есть шансы побороться за титул.

Примечательно, что моя история и развитие дрифта в стране идут весьма параллельно, ведь можно сказать, что развитие моей карьеры началось именно в момент расцвета культуры дрифта в России.

Мной был создан специальный проект, состоящий из 6-ти серий, под названием «История российского дрифта», в котором все желающие ознакомиться с данной культурой, отследить все этапы ее становления, которые были пройдены мной и многими другими российскими пилотами.

Идеальный автомобиль для дрифта?

Как я уже говорил ранее, существует базовая платформа, идеально подходящая для дрифта. Не нужно «изобретать велосипед», создавая из совершенно непредназначенных для этого автомобилей дрифт-болиды. Обратите внимание на те машины, которые участвуют в соревнованиях, – это именно те платформы, которые идеально подходят для управляемого заноса.

От себя хотелось бы добавить, что важно найти баланс между мощностью, зацепом и надежностью. Вопреки распространенному заблуждению, я хочу развеять миф о том, что профессиональный дрифт состоит не в плохом сцеплении между резиной и асфальтом, благодаря какой-то невероятной пластиковой резине. Наоборот, резина на дрифт-болидах отличается наилучшим сцеплением, гонщики используют «полуслик» с низким давлением. Весь занос происходит за счет набора высокой скорости и мастерства гонщика.

Приглашаю всех заинтересовавшихся на первый этап RDS, который пройдет 5-6 мая на трассе Moscow Raceway, где вы своими глазами, ушами, носами и кончиками пальцев сможете почувствовать, что же такой настоящий профессиональный дрифт!

Благодарим за помощь в подготовке материала: Максима Тищенко и Никиту Шикова
bagio-winter