Самые страшные крушения поездов: часть 2
В прошлой части статьи про катастрофы с поездами мы рассмотрели трагедии, произошедшие преимущественно в XIX и XX веках: регулирование железнодорожного транспорта в то время не было так развито, как сейчас, и многих катастроф удалось бы избежать, если бы применялись современные системы управления, ведь именно благодаря технологическому прогрессу поезда сегодня считаются самым безопасным видом наземного транспорта.
Однако и в наши дни случаются ужасные трагедии на железной дороге, и именно им посвящена вторая часть статьи. Национальный Туристический Союз составил рейтинг 5 самых страшных железнодорожных аварий современности.
Крушение поезда под Нишапуром
18 февраля 2004 года в иранском селе Хайям взорвался поезд. Инцидент привел к гибели 300 человек, среди которых были известные политики. В ночь на 18 февраля состав из 51 вагона сошел с рельсов вблизи города Нишапура, после вспыхнул пожар.
Толпа зевак и спасательные службы уже скоро оказались на месте аварии, также сюда прибыли местные чиновники, чтобы лично контролировать процесс тушения возгорания. К утру пламя практически удалось сбить, однако неожиданно раздался мощнейший взрыв (как позже установят эксперты, мощностью приблизительно 180 тонн в тротиловом эквиваленте): дело в том, что в вагонах находились горючие вещества, среди которых был бензин, сера и нитратные удобрения – все это неожиданно сдетонировало.
Чтобы передать словами мощность взрыва, достаточно привести несколько фактов: на месте трагедии образовалась воронка глубиной 15 метров, а село Хайям было полностью разрушено. Более того, в радиусе 10 км выбило все стекла в домах и зданиях, а сейсмологи зафиксировали подземные толчки в 3,5 балла. Разумеется, все присутствующие на месте аварии люди мгновенно погибли.
По словам специалистов, основной причиной трагедии стала неправильная перевозка взрывоопасных грузов. Катастрофа нанесла многомиллиардные убытки бюджету страны, и, чтобы справиться с ее последствиями, власти привлекли даже стражей Исламской революции – элитного иранского военного формирования.
Крушение «Невского Экспресса»
Трагедия с участием скоростного поезда «Невский экспресс», выполнявшего рейс из Москвы в Санкт-Петербург, произошла 27 ноября 2009 года на границе между Тверской и Новгородской областями.
Поезд двигался со скоростью 190 км/ч, когда раздался взрыв – это был теракт (позже лидер боевиков Доку Умаров взял на себя ответственность за катастрофу). В основном пострадали только последние вагоны в составе (именно в них было больше всего погибших), а пассажиры первых десяти даже не поняли, что произошло: по их словам, «Невский Экспресс» внезапно стал резко тормозить.
Во время проведения спасательной операции на место аварии приехали высокопоставленные чиновники: глава СК Александр Бастрыкин, а также руководитель Главного управления криминалистики Следственного комитета и руководитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте.
Внезапно вблизи них было активировано второе взрывное устройство, которое сработало не в полную силу, в результате чего работники правоохранительных органов получили травмы средней тяжести: к примеру, у Александра Бастрыкина диагностировали сотрясение мозга и черепно-мозговую травму, а Михаил Максименко был контужен. В общей сложности трагедия унесла жизни 28 человек, еще более 130 были ранены.
Столкновение в Вэньчжоу
23 июня 2011 года в пригороде Вэньчжоу столкнулись два высокоскоростных поезда. Авария привела к тому, что составы сошли с рельсов, а 4 выгона упали с эстакады, находившейся на довольно большой высоте. Трагедия привела к гибели 40 человек, еще почти 200 граждан были ранены. Это происшествие стало первым в истории высокоскоростного железнодорожного транспорта Китая.
Как удалось выяснить, причиной инцидента стала совокупность следующих факторов:
- Плохая организация управления движением поездов;
- Недостаток контроля за оборудованием;
- Удар молнии, из-за которого часть систем управления перестала функционировать;
Трагедия привела к резкому снижению пассажиропотока наземного скоростного транспорта в Китае на долгое время, так как доверие к железнодорожной инфраструктуре было сильно подорвано: люди стали бояться ездить поездами.
Катастрофа в Сантьяго-де-Компостела
24 июля 2013 года случилась одна из самых страшных железнодорожных трагедий 21 века: высокоскоростной поезд Alvia, направлявшийся из Марселя в Ферроль, сошел с рельсов, в результате чего 8 вагонов перевернулось, и в них начался пожар. Из 222 пассажиров 79 погибли, еще 140 были ранены. Долгое время следствие не могло разобраться в объективных причинах трагедии, так как состав был полностью технический исправен, что показала экспертиза, более того, утром, перед началом рейса, он прошел плановое техобслуживание.
Как выяснилось позднее, наиболее вероятным объяснением случившегося является факт сильного превышения скорости (почти в 2 раза выше нормы – 200 км/ч) составом на кривом участке пути. Более того, по неизвестным причинам, не сработала сигнализация ASFA, функция которой заключается в передаче предупредительного сигнала машинисту и принудительном снижении скорости состава, если он нарушил установленный лимит.
Следователи задержали машиниста, который отделался легкими травмами, и установили, что он регулярно превышал скорость на этом отрезке пути. Также в его социальных сетях были замечены фотографии, где он демонстрирует своим подписчикам «подвиги», связанные с превышением скоростных лимитов.
Машинист был арестован и осужден.
Крушение в Амагасаки
Страшная катастрофа в Японии произошла 25 апреля 2005 года: 107 человек погибли, еще 562 были ранены. Экспресс-поезд 5418M сошел с рельсов, не доезжая станции Амагасаки. Первый вагон протаранил жилой дом и упал на подземную парковку, в то время как второй ударился об стену дома и был сильно поврежден вагонами, которые влетели в него сзади по инерции.
В поезде находилось 700 человек (по местному времени только закончился час-пик). Как говорят очевидцы, наблюдавшие аварию со стороны, состав двигался с необычайно большой скоростью и практически не затормозил перед трагедией.
Как позже установили следователи, машинистом был 23-летний Рюдзиро Таками, который уже не раз нарушал правила управления поездом: за полгода до катастрофы он проехал станцию на 100 метров вперед, за что получил строгий выговор.
По правилам компании JRWest, провинившиеся отправлялись на так называемые «курсы переподготовки» продолжительностью 30 дней, где вместо повышения своей квалификации стригли газоны и выполняли грязную работу. Как позже признался Таками, эти 30 дней нанесли ему сильную психологическую травму, и больше всего на свете он боялся оказаться снова на этих курсах, поэтому стал замкнутым, и его начали преследовать панические атаки. Возможно, именно это стало главным фактором случившейся катастрофы.