Самые страшные авиакатастрофы: часть 2
В прошлой части статьи про самые ужасные авиакатастрофы в истории авиации мы рассмотрели пять страшных трагедий и даже подсчитали, что в совокупности они унесли жизни 1729 человек.
Не знаем, какая авиакатастрофа сильнее остальных повергла вас в ужас, нам же особенно запомнились из первой части статьи крушение рейса 655 иранских авиалиний в результате ошибочного (или нет?) выстрела ракетой с американского крейсера и, конечно, бесчеловечный по своей жестокости теракт на борту воздушного судна авиакомпании «Когалымавиа», выполнявшего рейс из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург.
Во второй части статьи мы рассмотрим еще 5 крушений пассажирских самолетов, среди которых будет самая масштабная по количеству жертв авиакатастрофа в истории человечества.
Рейс 182, Индийские авиалинии
Крушение Боинга 747 в небе над Ирландией произошло 23 июня 1985 года. Маршрут самолета был следующим: Монреаль-Лондон-Дели-Бомбей. При подлете к Лондону на борту воздушного судна раздался взрыв – это был теракт. Самолет был полностью уничтожен, а все находившиеся на нем люди погибли – 329 человек, из которых 22 – члены экипажа.
Чтобы расследовать трагедию и установить виновных, была создана специальная комиссия, которая установила, что бомба была заложена в грузовом отсеке, и во время полета, на высоте 9500 метров, раздалось целых 2 взрыва. Все произошло настолько мгновенно, что экипаж даже не успел подать сигнал бедствия диспетчеру. В 1986 году были осуждены двое обвиняемых. Следствию удалось установить, что они оба зарегистрировались на рейс, их багаж был погружен на борт самолета, однако их самих там не было – именно благодаря этому факту террористов удалось вычислить. Преступники получили длительные сроки заключения в тюрьме.
Рейс 1011, Авиалинии Саудовской Аравии
19 августа 1980 года на авиалайнере Lockheed, летевшем по маршруту Карачи-Эр-Рияд-Джидда, вспыхнул пожар. Экипажу совместными усилиями, благодаря мастерству пилотов и слаженной работе бортпроводников, удалось экстренно посадить воздушное судно в Эр-Рияде, однако аварийные службы аэропорта не спешили с эвакуацией пассажиров и членов экипажа и открыли двери самолета лишь через 23 (!) минуты после посадки. К этому времени внутри авиалайнера все были мертвы: сгорели 301 человек.
Как установили правоохранительные органы, пожар не удалось потушить в момент, когда он еще не распространился на весь самолет, потому что руководство по эксплуатации авиалайнера и средств пожаротушения было на английском языке, которого экипаж не знал. Согласно данным, полученным в результате расшифровки бортовых самописцев, после экстренной посадки на борту самолета началась драка за места в первых рядах, куда еще не успел проникнуть ядовитый дым.
По официальной версии, пожар произошел из-за короткого замыкания в проводке. Так как в управлении воздушным судном использовалась огнеопасная гидравлическая жидкость, вспыхнул сильный пожар. По сегодняшний день, эта страшная трагедия остается самой крупной авиакатастрофой на территории Саудовской Аравии.
Рейс 4805, авиакомпания KLM и Рейс 1736, авиакомпания PanAmerican
27 марта 1977 года на острове Тенерифе столкнулись 2 воздушных судна. Эту трагедию от остальных отличает рекордное количество погибших – 583 жертвы на обоих самолетах, а число выживших составило всего 61 человек.
Что примечательно, авария произошла не в небе, как остальные, а на взлетной полосе аэропорта Лос-Родеос: самолет Боинг 747 авиакомпании KLM шел на взлет, в то время как навстречу ему двигался Боинг такой же модели, принадлежащий PanAmerican. Пилот рейса 1736 увидел мчащееся на них воздушное судно лишь за 700 метров до столкновения и включил максимальную мощность, чтобы увернуться и уйти влево, однако не успел - от сильного удара самолеты разворотило и охватило пламенем.
По мнению специалистов, занимавшихся расследованием инцидента, причиной того, что на взлетной полосе оказались 2 самолета, двигавшихся навстречу друг другу, стал перечень следующих событий:
Когда диспетчер спросил командира судна авиакомпании KLM, покинул ли он взлетную полосу, он ответил утвердительно.
Командир самолета авиакомпании KLM не прервал процесс взлета, хотя диспетчер успел сообщить ему, что на полосе присутствует еще один Боинг.
Как сообщают диспетчеры – очевидцы трагедии, во время переговоров наблюдались сильные помехи, а второй пилот судна KLM использовал при передаче информации не стандартные общепринятые фразы, а отличные от них.
По итогам расследования, авиакомпания KLM признала вину своих пилотов и взяла на себя ответственность за инцидент, выплатив компенсации семьям погибших в размере от 58 тыс. до 600 тыс. долларов США.
Рейс 175, Авиалинии США
Рейс 175 – тот самый пассажирский авиарейс, захваченный во время страшных событий 11 сентября 2001 года. Этот Боинг 767-222 был захвачен вторым, а выполнял он ежедневный утренний рейс из Логана в Лос-Анджелес.
Несмотря на то, что на борту воздушного судна было 65 человек, включая экипаж и 5 террористов, на самом деле жертв теракта было гораздо больше: самолет врезался в южную башню нью-йоркского Всемирного торгового центра, где, по разным оценкам, находилось около 850 человек. Более того, погибли люди, находившиеся вблизи торгового центра, а также спасатели. Общее число жертв авиакатастрофы превышает 900 человек.
Согласно официальной версии, уже через 30 минут после взлета, угонщики ворвались в кабину пилотов и убили их. Среди преступников был Марван Аль-Шеххи – обученный пилот, взявший управление воздушным судном на себя. Малоизвестен тот факт, что буквально через несколько минут после угона захваченный самолет чуть было не столкнулся с другим пассажирским авиалайнером, выполнявшим рейс 2315 и принадлежавшим авиакомпании DeltaAirLines: от столкновения их отделяли всего 100 метров.
Рейс 11, Авиалинии США
Первый угнанный самолет 11 сентября 2001 года, рейс 11 UnitedAirlines, летел из Бостона в Лос-Анджелес, и это тоже был обыкновенный ежедневный утренний рейс. Принцип угона воздушного судна был схож с рейсом 175: вооруженные ножами террористы сначала ранили троих пассажиров (1 погиб сразу), а затем выломали дверь в кабину пилотов и, убив их, изменили курс полета.
За штурвал сел лидер исламистов Мухаммед Атта – лицензированный коммерческий пилот и член Аль-Каиды. Он попытался объявить о захвате самолета пассажирам по громкой связи, но, нажав не ту кнопку, связался со службой управления воздушным движением в Бостоне, которой и рассказал об угоне. Рейс 11 врезался в северную башню Всемирного торгового центра на 17 минут раньше, чем второй самолет. На борту находились 92 человека, в том числе 5 захватчиков. Все террористы летели в бизнес-классе, поэтому добраться до кабины пилотов они могли быстро и беспрепятственно.
Военные США, узнав о том, что самолет захвачен, подняли в небо 2 истребителя, но опоздали на 7 минут: рейс 11 протаранил северную башню. В результате столкновения, последующего пожара и разрушений сооружения, погибло более 1600 человек.
Примечательно, что террористам пытался противостоять один из пассажиров – Даниэль Левин, служивший в элитном израильском подразделении. Однако он был зарезан одним из преступников. По другой версии, Левин не пытался обезвредить захватчиков, а был убит ими из-за принадлежности к еврейской нации.