rdsbanner
Евгения Жилина

Самые опасные байкеры Японии: как появились босодзоку и что с ними стало

Сегодняшние босодзоку уже не те, что были раньше. Но в свое время их боялась они держали в страхе страну восходящего солнца. Рассказываем, почему так произошло.

Вы слышали когда-нибудь про босодзоку? Едва ли, хотя это важная часть японской мотоциклетной субкультуры, пусть и с полукриминальным оттенком. По сути, это островной вариант американских «однопроцентников. Кулачные бои, кровопролитие и смертельные схватки, казалось, преследовали членов банды, куда бы они ни пошли. Терялся счет засадам и нападениям, а поножовщина стала частью ежедневной реальности.

Как вспоминал один из бывших членов босодзоку: «Ты не убегаешь от конфликтов и не боишься полиции. Ты готов на все. Я был готов умереть». Он не мог почувствовать себя в безопасности, даже в собственном доме, так что в каждой комнате квартиры прятал бейсбольные биты.

С чего все начиналось

70 лет назад Японии в том виде, как мы ее знаем, не существовало. Вместо технологического гиганта конца XX-го и начала XXI-го века Япония после Второй мировой войны лежала в руинах. Несмотря на то, что промышленный и коммерческий секторы восстанавливались за счет инвестиций, мало что делалось для стабилизации общества, которое тоже было разрушено войной.

Уличные банды босодзоку начали появляться в 1950-х годах, примерно тогда же, когда «однопроцентники» в США. Первыми членами становились бывшие военные летчики-камикадзе, а само объединение носило название «Каминари дзоку» («племя грома»). Ранее высоко ценимые в обществе и привыкшие к жизни, полной опасностей и крайностей, эти ветераны объединились и образовали группы. Но время шло, старшие члены уходили на пенсию, и в мотоциклетные банды начали вступать молодые люди, которые стремились всеми возможными путями освободиться от оков закона. Так, маргинализированная молодежь выражала недовольство и гнев, а иногда вступала в смертельные стычки с противоборствующими бандами.

Расцвет босодзоку

В те времена каждая мотоциклетная банда имела собственное имя, а под общим названием «босодзоку» (агрессивный гоночный клан) их объединили в 70-х годах за учиненные беспорядки. Репортеры в Японии использовали это слово для описания всех мотоциклетных банд, наносивших обществу ущерб.

Они ездили большими группами по 100 байкеров или даже больше, и не только ссорились с правоохранительными органами, но и жестоко расправлялись со всеми, кто попадался им на пути. 1982 год стал для Босодзоку «золотым»: в их рядах было более 42 000 членов, но с того момента все пошло на спад.

В таких странах, как США, Канада и Австралия байкеры часто были связаны с наркотрафиком и организованной преступностью, но в Японии ситуация была немного иной, хотя некоторые члены «заканчивали» карьеру в якудзе.

Как выглядели и на чем ездили босодзоку

В то время, как американские клубы вне закона ездили на своих «Харлеях» и демонстрировали выраженный маскулинный стиль в поведении и одежде, модификации мотоциклов босодзоку имели «анимеобразный» внешний вид. Байки были заурядными, японского производства, небольшой мощности, но при этом ярко разукрашенными, с кричащими наклейками и флагами, изображающими восходящее солнце. Встречались и ярко-розовые мотоциклы, но сам байкер, восседающий на нем, все равно считался образцовым мачо. Для японцев представители клуба представляли опасность, но для остального мира выглядели карикатурно.

Босодзоку одевались определенным образом, носили куртки военного кроя с мешковатыми брюками. Эта униформа называлась токкофуку. Украшенные иероглифами кандзи члены босодзоку также носили матерчатую повязку, хирургические маски и нашивки Японского имперского флага. Во время пандемии их маски казались бы очень уместными, жаль, что они поспешили с этим «трендом».

Каждая группа была связана жесткой возрастной иерархией, которая часто приводила к издевательствам, когда старшие члены жестоко избивали новичков – своего рода дедовщина.

Во время экономического спада 90-х годов культура босодзоку начала умирать естественным образом, так как дорогие модификации мотоциклов уже были не по карману молодежи. Расцветала безработица и другие социальные проблемы, так что населению было не до разукрашенных мотоциклов.

Бытует мнение, что на спад популярности босодзоку также повлияло, как ни странно, технологическое развитие: теперь проще и дешевле поиграть в видеоигры, чем куда-то ехать в реальной жизни.

Как обстоят дела сейчас

Сегодня босодзоку – вымирающий вид, что резко контрастирует с американскими «однопроцентниками», которые и не думают уходить с исторической арены. Одной из причин спада популярности может быть и то, что босодзоку никогда не были ориентированы на взрослых. Членство начиналось в 16 лет и заканчивалось по достижению совершеннолетия в 20. После этого многие присоединялись к якудзе, организованным преступным японским группировкам.

Сегодня босодзоку уже не те байкеры, которых когда-то боялись. Молодежь босодзоку чаще ездит на скутерах, а не на мотоциклах. Немногочисленные члены передвигаются небольшими группами и выглядят мирными, а вся их дерзость и протест выражаются в костюмах и выкрикивании лозунгов. В основном, они просто колесят по переулкам и держатся подальше от правоохранительных органов на своих ярких скутерах и в вычурной одежде.

После многих лет полицейских репрессий, то, что когда-то было бастионом молодежного бунта, уступило место другим формам подростковой преступности, которые, по мнению экспертов, куда более коварны и опасны, но менее заметны. А босодзоку сегодня – не более чем японская городская легенда, и существует она скорее как мода, чем реальная субкультура.

rdsbanner