rdsbanner
Евгения Жилина

Самая знаменитая женщина автоиндустрии: как Мэри Барра стала гендиректором General Motors

Ее путь к успеху был полон трудностей, но талант и упорство позволили прорваться сквозь гендерные стереотипы до небывалых высот в автомобильной индустрии.

Отец будущей руководительницы General Motors в течение 39 лет был штамповщиком на одном из заводов американского автомобильного гиганта. И с самого детства Мэри стремилась работать в автомобильной индустрии, желая оставить свой след в сфере, которую традиционно считают одной из самых «неженских».

Фото: updatedtrends.com

Учеба и начало карьеры

Еще будучи студенткой в Институте General Motors, в возрасте 18 лет она начала работать в компании GM. Сначала сфера ее деятельности не касалась принятия ответственных решений: Мэри отвечала за простые процедуры, такие как проверка капотов и крыльев, а заработанные деньги шли на оплату обучения. В 1988 году стипендия GM привела Барру в Стэнфорд, где она получила степень MBA. Время шло, девушка все лучше и лучше начинала разбираться в автомобилях, осознавать философию бренда, и одновременно росло количество ее должностных обязанностей.

Фото: media.gm.com

Ситуация в GM

В конце прошлого века GM выпускала все более надежные автомобили, получала все более высокие оценки качества и медленно, но верно возвращала доверие потребителей после застоя. Тем не менее, доля компании на рынке сократилась. К началу 2000-х годов GM сгибалась под тяжестью структурных затрат: зарплаты, пенсии, расходы на здравоохранение — все это делало производство стандартных автомобилей GM на тысячи долларов дороже, чем у иностранных конкурентов.

Фото: crainsdetroit.com

Обострение проблем

Когда Барра активно строила карьеру в GM, компания вместе с другими гигантами автопрома США уступала значительную долю рынка таким японским конкурентам, как Honda и Toyota, чьи автомобили американские потребители стали считать более надежными и доступными. Чтобы преодолеть этот разрыв, GM и другие американские автопроизводители лишили многие машины дорогостоящих функций, например, роскошных интерьеров или передовой электроники, но это лишь обесценило автомобили в глазах покупателей.

Фото: encirclephotos.com

GM попробовала сделать ставку на грузовики и мощные спортивные автомобили, которые объединял высокий расход бензина. Но резкий рост цен на нефть в 2006-07 годах застал Детройт врасплох, а финансовый кризис 2008 года привел GM и Chrysler к банкротству.

Кризис как шанс

В те времена, как и многие другие в штаб-квартире в центре Детройта, Барра работала целыми днями без сна и отдыха. Это было очень трудное и унизительное время, но она никогда не сомневалась в том, что компания выживет. GM была спасена только благодаря миллиардам долларов из федеральных фондов финансовой помощи. Одобренное правительством руководство назначило Барру в июле 2009 года управлять отделом кадров компании. Затем в январе 2011 года генеральный директор Дэниел Акерсон назначил ее руководителем отдела глобальной разработки продуктов. Эта работа поставила Барру лишь на ступень ниже Акерсона на корпоративной лестнице GM.

Фото: fortune.com

Мэри руководила тысячами сотрудников по всему миру, а ее ежедневные встречи с дизайнерами и инженерами определяли, какие автомобили попадут на конвейер. Триумфальным оказался 2014 год, когда Мэри стала не просто первой женщиной, возглавившей GM, а первой женщиной в истории, ставшей главой автомобильного гиганта.

Фото: canadianmanufacturing.com

В статусе директора

В свой первый год Барра столкнулась с серьезными трудностями. У компании были проблемы с безопасностью, которые касались десятков миллионов транспортных средств. Из-за этого ей даже пришлось давать показания в Сенате. В качестве ответной меры Барра возглавила разработку новой политики безопасности, направленной на повышение корпоративной культуры и создание более безопасных условий как для работников, так и для клиентов.

Фото: chiefexecutive.net

При Барра компания избавилась от большей части ненужных структурных затрат, в основном благодаря финансовым уступкам, полученным в результате выхода из банкротства и закрытия или продажи некоторых линеек. Она также помогла компании встроиться в волну беспилотных и электрических транспортных средств, приобретя стартап Strobe. GM стали первым крупным автопроизводителем, предложившим электромобиль менее чем за 40 000 долларов в виде Chevy Bolt EV.

Фото: 123ru.net

Стиль руководства Мэри Барра

В кресле руководителя Барра отличалась дальновидностью и умением справляться с самыми критичными ситуациями: она решала проблемы быстро и без колебаний.

Например, столкнувшись с многочисленными отзывами автомобилей в первый год на посту генерального директора, она быстро изменила новую политику всей компании, снизив риск повторных отзывов.

Фото: wpa.wharton.upenn.edu

Стиль руководства Барра также достоин всяческих похвал за ориентацию на этичную справедливую и инклюзивную политику по отношению к людям разного пола и происхождения. Например, в 2018 году GM была одной из двух глобальных компаний, в которых не было гендерного разрыва в оплате труда, отчасти благодаря усилиям Барры.

Фото: celebily.com

Немного о личном состоянии и зарплате

Согласно ежегодному заявлению GM 2020, зарплата Мэри Барра составляет примерно 2,1 миллиона долларов, но, если учитывать все бонусы и акции, то цифра возрастает до 22 миллионов долларов. Личное состояние Мэри Барры оценивается в 60 миллионов долларов, но едва ли кто-то может сказать, что она такую сумму заработала не своим трудом.

Анонсирующие картинки: girltalkhq.com
rdsbanner