С пол-оборота: как проверить состояние аккумулятора перед морозами

Рассказываем, как самостоятельно продиагностировать аккумуляторную батарею перед зимним сезоном.


Межсезонье — всегда испытание, а первые холода становятся настоящей проверкой на прочность, причем не только для людей, но и для техники. Уговорить себя встретиться с морозом лицом к лицу довольно непросто, но все же возможно, а вот с автомобильными капризами дела обстоят сложнее.

Одна из самых частых проблем, с которой встречаются водители при похолодании, — невозможность запустить двигатель. Пофантазировав, теоретических причин такой неприятности можно насчитать несколько десятков. Но наиболее вероятная из них все же разряд аккумулятора.

С пол-оборота: как проверить состояние аккумулятора перед морозами

Фото: himpribor-reaktiv.ru

Батареи — не очень сложное устройство, внутри которого протекают электрохимические реакции. Под корпусом современных АКБ прячутся токопроводящие пластины и электролит, в который они погружены. Существуют несколько типов аккумуляторов, они отличаются как по материалу электродов, так и по составу самой «проводящей» среды. Но, если абстрагироваться от сложных физико-химических нюансов, у всех них есть универсальный показатель, который рассказывает о работо- и жизнеспособности — напряжение на клеммах.

Как проверить заряд аккумулятора

Самый простой, но не самый точный вариант — обратиться за помощью к бортовому компьютеру. Во многих машинах система не только самостоятельно мониторит, но и демонстрирует владельцу этот показатель. Однако куда надежнее проверить напряжение на клеммах самостоятельно. Для этого потребуется мультиметр или самый простой вольтметр и пара минут времени. Сначала стоит заглушить автомобиль и выключить все, что питается от бортовой сети — систему мультимедиа, свет и пр. После этого нужно добраться до самой батареи или ее отдельно выведенных контактов (если они предусмотрены конструкцией). Теперь дело за малым — включить измерительный прибор. Напомним, что АКБ выдает постоянный ток, поэтому тип напряжения должен быть соответствующий (на пиктограммах он обозначается латинской буквой V и прямой горизонтальной линией). Диапазон допустимых величин напряжения тоже лучше не игнорировать. Стандартные автомобильные батареи имеют «номинал» 12В, поэтому на мультиметре устанавливаем наиболее близкое к этому значение — 20В. Теперь прижимаем щупы прибора к соответствующим клеммам.

С пол-оборота: как проверить состояние аккумулятора перед морозами

Фото: yarllo.ru

В цифровых измерителях полярность не так важна — если перепутать «плюс» и «минус», на дисплее просто отобразится отрицательное значение. А вот аналоговое оборудование не такое «всеядное» — считать показатели со шкалы при неправильном подключении не получится, поэтому лучше перепроверить его заранее. В первые секунды цифры могут меняться, но очень скоро они стабилизируются. Значения будут выше заявленных 12В, это вполне естественно.

Какое напряжение считается нормальным

Сразу оговоримся: вся «расшифровка» данных справедлива только для батареи, имеющей комнатную температуру (20-25°C). Для холодного аккумулятора значения напряжения будут выше при том же проценте заряда. Это связано с тем, что на холоде электролит густеет.

С пол-оборота: как проверить состояние аккумулятора перед морозами

Фото: somanyhorses.ru

Увидеть на мультиметре 12,7В сродни чуду — даже новые АКБ редко заряжены полностью, а восполнить потери за короткую поездку не всегда возможно. Поэтому все, что превосходит 85%, или 12,55В, не должно вызывать никаких опасений. Если же напряжение оказалось ниже — это повод отправить батарею на зарядку или, как минимум, подольше покататься по городу. После заряд нужно проконтролировать — может случиться так, что батарея в силу износа не «вмещает» больше 75-80%. Тогда стоит задуматься над ее заменой. Дело в том, что, если напряжение упадет до 12,2В, запустить двигатель, вероятно, уже не выйдет.

«Просадка» может случиться из-за продолжительной деградации аккумулятора — на электродах накапливается оксид свинца, и чем его больше, тем меньше емкость батареи. Но есть и другие причины — саморазряд, неисправность генератора, утечки в бортовой сети или слишком короткие поездки, за которые генератор не успевает компенсировать энергию, потраченную на запуск.

В среднем бюджетные модели АКБ «живут» 3-5 лет, более технически совершенные аккумуляторы, скорее всего, прослужат вдвое дольше. Но непредвиденные проблемы с холодным пуском могут настигнуть в любой момент. Поэтому не забывайте следить за состоянием батареи и вовремя восполнять заряд в случае необходимости — это продлит срок ее службы и убережет вас от неприятных сюрпризов.


Анонсирующие фото: vsegda-pomnim.com, drive2.ru|Yuri-Che


Вам будет интересно

Случайные материалы