Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

Мы любим автоспорт во всех проявлениях, но, в первую очередь, нас интересуют достижения российских гонщиков. Рассказываем, какие пилоты в каких чемпионатах защищают честь России и есть ли у нас надежда увидеть российского чемпиона в элите автоспорта.


Еще двадцать лет назад российские гонщики в лучшем случае могли надеяться на роль резервных пилотов в слабейших командах чемпионатов мира по автоспорту. Но после 2010 года, когда в «Формуле-1» дебютировал Виталий Петров (к слову, наш главный редактор), уже на протяжении 11 лет мы видим российских пилотов в Королевских гонках. Лишь один сезон 2013 года обошелся без наших гонщиков, но Даниил Квят, Сергей Сироткин и теперь Никита Мазепин подхватили «знамя» автоспорта, популярность которого после открытия Sochi Autodrom в 2014 году растет с каждым годом по экспоненте.

К 2021 мы можем констатировать, что почти во всех ведущих автоспортивных сериях соревнуются пилоты из России. В этой статье мы расскажем о наиболее заметных представителях из нашей страны в международном автоспорте в рамках чемпионатов, проводимых Международной автомобильной федерацией FIA.

Никита Мазепин — «Формула-1»

Разумеется, начинаем с F1 — главного вида автоспорта на планете. В «Формулу-1» попадают только лучшие из лучших, пожалуй, это единственный вид моторных видов спорта, который действительно широко известен и популярен во всем мире. Участие в F1 — это возможность заявить о себе в элите автоспорта.

С 2010 по 2012 год в «Формуле-1» выступал Виталий Петров, с 2014 по 2017 и с 2019 по 2020 — Даниил Квят, в 2018 году — Сергей Сироткин. И вот, в сезоне 2021 года пришла очередь нашего Никиты Мазепина.

Никита — вице-чемпион GP3, бронзовый призер азиатского чемпионата «Формулы-3», победитель Гран-при «Формулы-2». Уже в этом сезоне наш пилот будет выступать за американскую команду Haas. Изначально команда была известна своими успехами в главном американском автоспорте — NASCAR, однако владелец команды Джин Хаас принял решение о приходе в Королевский автоспорт с сезона 2016 года.

Команда уже произвела впечатление на наших болельщиков: российская компания «Уралкалий», председателем совета директоров которой является отец Никиты, Дмитрий Мазепин, стала титульным спонсором Haas. В итоге американская команда в 2021 будет выступать… в цветах российского флага — по крайней мере, расположение цветов на ливрее точь-в-точь повторяет триколор.

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

И это особенно символично на фоне решения WADA о запрете российских атрибутов в «Формуле-1», вплоть до флага, гимна, герба, наименований «Россия» и «русский».

Но в разрезе спортивных результатов не стоит ждать чудес. За последние годы Haas пережили сразу несколько серьезных кризисов — сначала в 2019 году неудачей закончилось сотрудничество с компанией по производству энергетических напитков Rich Energy, которую и вовсе подозревали в мошенничестве. В итоге, команда закончила сезон лишь на девятом месте. В 2020 году все стало еще хуже — из-за коронавируса Haas едва уложились в сроки подготовки к новому сезону, и в чемпионате они стали одной из худших команд.

По состоянию на 2021 Джин Хаас прямо озвучил цели команды — подготовка к сезону 2022, когда сменится технический регламент. Уже сейчас известно, что по ходу текущего сезона шасси и двигатель не будут дорабатываться, поэтому прогнозы специалистов не внушают оптимизм — предпоследнее или последнее место в чемпионате. Тем не менее, дебютный сезон Никиты можно рассматривать как трамплин в будущее — его напарником по команде станет чемпион «Формулы-2» Мик Шумахер. Именно борьба с партнером по команде станет ключевым фактором, определяющим будущее российского пилота. И если Никита Мазепин докажет на трассе, что достоин остаться в элите мирового автоспорта, то уже с 2022 мы сможем надеяться на регулярные очки и даже подиумы.


Роберт Шварцман — «Формула-2»

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

Еще один наш гонщик на подступах к «Формуле-1» — Роберт Шварцман. Невероятно талантливый парень из Санкт-Петербурга, Роберт выиграл чемпионат «Формулы-3» в 2019 году, и очень долго лидировал в чемпионате «Формулы-2» в 2020.

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

К сожалению, череда неудачных стратегических решений и невезение не позволили Шварцману взять титул F2 уже в дебютном сезоне, но наш пилот остается в команде Prema на сезон 2021, причем под первым номером, и уже сейчас о нем можно говорить, как об одном из главных фаворитов сезона.

Шварцман также является участником академии Ferrari.

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

По ходу сезона 2020 в итальянской прессе ходили слухи, что Роберт дебютирует в «Формуле-1» уже в этом году, речь шла о команде Alfa Romeo, где ветеран автоспорта Кими Райкконен доезжает последние сезоны, а Антонио Джовинацци не показывает ярких результатов. И все-таки осенью 2020 было объявлено о том, что состав «Альфы» на сезон «Формулы-1» 2021 остается неизменным, и Роберту предстоит провести еще один год в «Формуле-2».

В последние сезоны младшие формульные чемпионаты набрали большую популярность в России, а все потому, что в «Формуле-2» равные по своей конфигурации болиды, и каждый из гонщиков имеет равные шансы на успех. Можно не сомневаться, что мы увидим зрелищные заезды в исполнении Роберта, тем более состав опять набрался очень сильный. Здесь и Дэн Тиктум в Carlin, и Кристиан Лундгаард в ART, и Фелипе Другович вместе с Гуань Чжоу в сильной команде UNI-Virtuosi. А самая главная интрига — вместе с Робертом Шварцманом в одной команде будет выступать… Оскар Пиастри, чемпион Формулы-Renault 2019 и чемпион «Формулы-3» 2020 года!

Можно не сомневаться, что нас ждет острая борьба за чемпионский титул. И мы будем болеть за нашего гонщика, ведь «Формула-2» является последней ступенью к «Формуле-1», и титул в ней практически гарантирует участие Роберту в элите автоспорта. Будущее Шварцмана в его руках, и мы надеемся увидеть нашего гонщика рядом с Никитой Мазепиным уже в 2022 году.


Александр Смоляр — «Формула-3»

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

Еще один наш гонщик в младших формульных сериях — Алекс Смоляр. Призер российского и испанского чемпионатов «Формулы-4», наш пилот также отлично выступал в «Формуле-Renault». В совокупности у Алекса 10 побед, 10 поулов и более 30 подиумов в младших сериях.

С 2020 года Александр Смоляр выступает в «Формуле-3» — чемпионате, являющимся предпоследней ступенью на пути к «Формуле-1», который в 2018 году выиграл Мик Шумахер, а в 2019 — Роберт Шварцман. Самыми яркими гонками в сезоне 2020 для Алекса стали Гран-при Венгрии, где наш пилот взял поул, и Гран-при Великобритании, где Смоляр одержал победу, но лишился ее из-за неоднозначного решения судей. Сезон Алекс закончил на 11 месте, однако многие специалисты отметили сильное выступление российского гонщика.

В 2021 году пилот продолжит свои выступления в «Формуле-3» в составе команды ART. Напарниками Алекса станут настоящие монстры младших формульных серий — Фредерик Вести, который боролся за чемпионство F3 в 2020, и Хуан-Мануэль Корреа — бывший гонщик «Формулы-2», возвращающийся после страшной аварии 2019 года, в которой погиб Антуан Юбер. Можно не сомневаться, если Александр Смоляр одолеет своих напарников по команде и сможет въехать в первую пятерку чемпионата, шансы на «Формулу-2» значительно возрастут. Стоит отметить, что сильные гонщики редко задерживаются в молодежных чемпионатах, или интерес со стороны команд F1 и F2 значительно падает. Поэтому будущее Алекса зависит непосредственно от его выступления в 2021.


Ира Сидоркова — W-Series

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

В последние сезоны Международная автомобильная федерация FIA значительно расширяет свои программы для девушек в автоспорте. Совсем недавно первой участницей академии Ferrari в истории как раз стала прекрасная представительница Испании — Майя Уэг.

В России мы болеем за Иру Сидоркову, одаренную гонщицу. Можно сказать, что Ира стала первой девушкой из нашей страны, широко известной на международной арене. Ира — призер Winter Karting Cup 2011 в Финляндии, призер Rotax 2015, победитель кубка по ледовым кольцевым гонкам в Питере 2017, чемпион Российской серии кольцевых гонок 2018, участник Формулы-4, участник и победитель многочисленных соревнований по картингу.

Уже в 2021 году девушка успела поучаствовать в азиатском чемпионате «Формулы-3», где, например, принимали участие действующие пилоты-парни и победители «Формулы-2» — Гуань Чжоу, Джехан Дарувала и другие. Сидоркова продолжает прогрессировать, и уже в этом году примет участие в W-Series — первом женском автоспортивном чемпионате в истории, гонки которого станут этапами поддержки «Формулы-1».

W-Series был создан в 2019 году в целях поддержки девушек в автоспорте. Ни для кого не секрет, что прекрасному полу гораздо труднее продвигаться в международных соревнованиях по моторным видам спорта, и по аналогии с другими соревнованиями было принято решение создать отдельный турнир для лучших гонщиц на планете.

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

В частности, победительница дебютного сезона W-Series Джейми Чейдвик — резервный гонщик команды «Формулы-1» Williams. К примеру, резервным пилотом команды F1 Alpine является… Даниил Квят.

В 2020 году W-Series отменили по причине COVID-19. Но в 2021 у нас будет возможность поболеть за Иру Сидоркову в главном женском чемпионате по автоспорту. В распоряжении девушек — одинаковая техника, победительницы и призеры этапов будут получать баллы в Суперлицензию FIA.

Таким образом, успех в W-Series — это прямой путь в элиту автоспорта и сотрудничество с командами «Формулы-1» и «Формулы-2». Ира будет на равных соревноваться с соперницами по чемпионату, и если она сможет одержать хотя бы несколько побед или завоевать пару подиумов, можно не сомневаться, что женский автоспорт в России получит невероятный импульс к развитию. Поэтому от результатов гонщицы зависит не только ее собственное будущее, но и будущее гонщиц в нашей стране.


Николай Грязин — WRC-2

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

Вот и мировой чемпионат по ралли. Если быть точнее — WRC-2. Несмотря на огромную любовь к ралли в России, мировой чемпионат WRC очень слабо освещается в нашей стране, а успехи гонщиков исчисляются двумя подиумами WRC в сезоне 2012 легендарного российского раллиста Евгения Новикова, сына известного раллиста Максима Новикова.

В данный момент в младшем раллийном чемпионате соревнуется российский пилот Николай Грязин. С 2020 года в WRC-2 стартуют исключительно заводские команды на полноприводных турбированных автомобилях. Николай — сын чемпиона России по ралли 2001 года Василия Грязина, является чемпионом северной Европы NEZ по ралли 2015, вице-чемпионом Латвии по ралли в классе LRC3.

У Николая уже есть победа в WRC-2 — на Ралли Финляндии 2019! Грязин неоднократно занимал подиумы в младшем раллийном чемпионате, в данный момент пилот Hyundai Motorsport считается одним из самых талантливых раллистов современности и, возможно, лучшим раллийным гонщиком России.

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

В сезоне 2021 наш пилот идет на пятом месте в зачете младшего чемпионата, правда, довольно значительно отставая от лидера Андреаса Микельсена.

Впереди еще 10 этапов, и если Николай Грязин сможет попасть в тройку лучших по итогам чемпионата WRC-2, то мы можем рассчитывать на его выступление в главном раллийном чемпионате WRC. Другое дело, что Себастьен Ожье, Отт Тянак и Тьерри Нёвилль давно «монополизировали» победы в высшем классе, и пробиться в элиту ралли будет очень сложно. Но мы будем верить и поддерживать нашего гонщика!


Роман Русинов — WEC

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

Отдельно стоит отметить успехи наших пилотов в гонках на выносливость — WEC, где Роман Русинов и российская команда G-Drive покоряют все вершины автоспортивного Олимпа.

Роман является чемпионом мира по автогонкам на выносливость WEC 2015 года, победителем Европейской серии Ле-Ман, победителем Азиатской серии Ле-Ман (в том числе уже в этом 2021 году). По несчастливому стечению обстоятельств экипаж Русинова не смог добыть победу в гонке «24 часа Ле-Мана», хотя неоднократно лидировал в главном автоспортивном соревновании на выносливость в мире.

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

Наш гонщик в отличной форме, G-Drive не собирается останавливаться, и мы можем рассчитывать на дальнейшие успехи Романа и остальных пилотов в чемпионате WEC, хотя, конечно, мы все мечтаем о победе в гонке «24 часа Ле-Мана».


Разумеется, отдельно стоит упомянуть об успехах российских гонщиков в мировом дрифте — например, наш пилот Георгий «Гоча» Чивчян является двукратным победителем FIA Intercontinental Drifting Cup.

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

Дрифт — очень молодое направление автоспорта, изначально он возник в Японии как нелегальное развлечение на дорогах общего пользования, и лишь с 2015 года комиссия FIA признала его официальным видом автоспортивных соревнований. Наши пилоты традиционно показывают отличные результаты в дрифте, в том числе в японских чемпионатах, соревнуясь с представителями родины этого вида автоспорта. Нет никаких сомнений, что в будущем мы можем рассчитывать на «громкие» достижения российских гонщиков в том числе на FIA Intercontinental Drifting Cup.

И, конечно, наша отдельная гордость — Ралли Дакар, если быть совсем точным — класс грузовиков. Уже несколько десятилетий команда «КАМАЗ-мастер» не отдает главный титул бездорожья — с 1996 года мы отдали соперникам лишь 7 чемпионатов!

Российские гонщики в автоспорте: кто они и где выступают

И, конечно, помним о главных легендах КАМАЗА — Владимире Чагине, которого в международном автоспорте называют «Царь Дакара», Эдуарде Николаеве, Фирдаусе Кабирове, Андрее Каргинове. И здесь мы тоже вправе рассчитывать на светлое будущее — последние пять чемпионатов остались за нами, и нет оснований полагать, что КАМАЗ сбавит обороты.

Российский автоспорт живее всех живых, и в данный момент почти в каждом ведущем чемпионате есть российский гонщик, и даже гонщица. Успехи наших пилотов в дрифте и на бездорожье поражают воображение, и хотя пока еще рано мечтать о чемпионском титуле в «Формуле-1», мы верим, что однажды наступит день, когда на одну ступень величия с Михаэлем Шумахером и Айртоном Сенной взойдет гонщик из России.


Вам будет интересно

Случайные материалы