bagio-winter
Яков Фрудгарт

Реклама Автомобилей. Как было в СССР

В СССР силами пропагандистов множество лозунгов призывали граждан летать самолётами «Аэрофлота» и хранить деньги в Сберегательных кассах. Однако, автомобили тоже рекламировали. Но реклама была креативной, интересной и располагалась не везде.

Конечно, простые советские граждане этой рекламы не видели, ведь она находилась в первую очередь в интуристовских гостиницах, офисах внешторга и магазинах «Берёзка» вместе с конторами «Совтрансавто».

Основной упор рекламы приходился на иностранцев и выездных товарищей. Некоторые граждане привозили из заграничных командировок чеки Внешпосылторга, они же сертификаты и боны, эрзацвалюта (ходившая в СССР с 1964 по 1988 годы) и могли себе без очередей и переплат прикупить вожделенные четыре колеса.

Нередко случалось, что подобные плакаты со временем становились украшением стен в коммуналках и маленьких дачных домиках. Такие плакаты украшали скудные интерьеры и внушали уважение к родному автопрому, который в то время мог конкурировать с иностранным.

Но хватит пустых слов, давайте к примерам.

«Волга».
ГАЗ-21

Легендарный автомобиль был одним из родоначальников советского автоэкспорта. Советский стенд в на брэссельском «Экспо-58» получил Гран-при именно благодаря этому автомобилю и рекламным плакатам. Автомобиль разошёлся в десятки стран через дилерскую сеть ГАЗа, собирался отвёрточной сборкой в Бельгии на фабриках Scaldia-Volga, которая продвигала на западе все советские автомобили. Автомобиль был очень дорог для простого гражданина, и для покупки нужно было выложить около 50 средних зарплат. Хотя и сегодня такой автомобиль стоит приличных денег. В зависимости от некоторых факторов, включая состояние, машина будет стоит до 2 млн рублей.

«Волга».
ГАЗ-24 и ГАЗ-2402

Следующий «выпускник» нижегородского завода продавался ещё успешнее. Схема с отвёрточной сборкой позволила реализовать более 10 тысяч автомобилей. В те времена автомобиль пользовался спросом у европейцев по причине комфортности, надёжности и дешевизне относительно европейских автомобилей. Более того, там «двадцать четвертую», так же, как и на родине, успешно использовали в такси (но с дизелем иностранного производства)! В общем, был смысл тратиться на рекламу.Но этот автомобиль тоже красиво проезжал мимо своих сограждан. 16 000 рублей отметали возможность получить автомобиль частному владельцу. Сегодня этот автомобиль будет доступен любому, с разбросом от 15 до 400 тысяч.

«Москвич-412»

Благодаря громким выступлениям в ралли-рейдах «Лондон – Сидней», «Лондон – Мехико» и ряде других, автомобиль был известен на западных рынках, как Moskvich, Moskvitch, Moskwitsch, Moskvitsh; Moskvitch Elite 1500 или просто Elite 1500. Но в тех реалиях долго продаваться на рынке уже становилось сложно, не внося изменения в автомобиль, и бельгийская Scaldia-Volga комплектовала его дизельными движками и всячески улучшала экстерьер и интерьер.

Но уже ко второй половине 70-х «четыреста двенадцатый» безнадежно устарел и морально, и технически. Но тут, наверное, стоит заметить, что «412» – суть продолжение еще более популярного за рубежом 408-го (до 50% выпуска шло на экспорт), чуть развившего, пусть и ненадолго, тему. Там он был известен как Moskvich Carat, Moskvich 408, Рила 1400, Scaldia 408, Scaldia 1360, Scaldia 1400 или Scaldia Elita, 412-й в первые годы выпуска также в основном шёл на экспорт (вот откуда такое обилие рекламной продукции), а в отечественные торговые сети попадала «отбраковка». Но стоила она приличных денег – почти 5 000 рублей. С появлением «Жигулей» и спада зарубежных поставок ситуация изменилась, и «Москвич-412» иногда можно было купить без очереди!

Но это не весь спектр рекламных плакатов про автомобили в СССР, и некоторые модели мы покажем вам в следующий раз. Stay Tuned.

bagio-winter