Разрушая стереотипы: Мишель Мутон и ее путь к первенству в ралли
Мишель Мутон родилась и выросла в городе Грасс на юге Франции и с детства добивалась успеха во всем, чем занималась: от лыж до математики в школе. Девочка готовилась стать юристом, но планам не было суждено сбыться.
Ее покорили звуки моторов, которые доносились с местных ралли, и после поездки за рулем Citroën 2CV ее отца, все мысли об адвокатской деятельности напрочь улетучились.
Источник: unitauto.ru
Еще в 1970-х годах Франция была центром автоспорта. Такие производители, как Ligier и Renault громко заявили о себе, а имена таких гонщиков как Франсуа Север, Патрик Депайлер и Жак Лаффит гремели на весь мир. Мутон очень скоро стала частью этого авангарда.
Начало пути
В возрасте 20-ти лет Мутон впервые приняла участие в ралли, сначала выступая в качестве штурмана, но уже вскоре в статусе водителя. Отец разглядел в Мишель искру таланта и купил ей Renault Alpine A110, сказав дочери, что у нее есть год, чтобы доказать показать себя в новой сфере или придется вновь вернуться к юриспруденции.
Источник: steamcommunity.com
«Я никогда не планировала профессионально заниматься ралли. Так вышло, что мой друг на любительских гонках на Корсике не поладил со своим штурманом, и попросил меня его заменить. Это была чистая случайность», — позже вспоминала Мутон.
Источник: manulik.com
Как показала история, тот случай повлиял на всю дальнейшую жизнь девушки. Позже она станет чемпионкой Франции среди женщин, выиграет чемпионат Франции в классе GT, и, наконец, победит на «24 часах Ле-Мана» 1975 года.
Судьбоносный звонок
При поддержке французского нефтяного гиганта Elf Мутон выиграл национальные ралли в статусе водителя Fiat. Затем раздался звонок от Audi: Мишель предложили принять участие в чемпионате мира. Девушка не сразу поверила, но не отказалась. Ее товарищем по команде должен был стать Ханну Миккола, знаменитый финский гонщик.
Источник: s813.photobucket.com
В паре со штурманом Фабрицией Понс, которая сама была отличной гонщицей, Мутон дебютировал на Audi Quattro в сезоне WRC (Чемпионат мира по ралли) 1981 года, и внимание общественности было приковано к ее полу… Дело в том, что она была единственной женщиной на соревнованиях.
Триумфальные 80-е
В 1980-х годах ралли были более изнурительными, чем сегодня: проходили в дебрях Африки и во всех мыслимых местностях, где опасные дороги сочетались с сомнительными мерами безопасности. Если машины ухитрялись не выйти из строя, то порой начинали «ломаться» сами водители.
Источник: classic-audi.co.uk
В дебютном сезоне Мутон были взлеты и падения, но история вершилась в Италии на Ралли Сан-Ремо, когда она опередила Анри Тойвонена и возможного чемпиона Ари Ватанена.
Источник: manulik.com
Ее триумф стал настоящей сенсацией, ведь впервые женщина смогла опередить всех на этапе чемпионата мира по ралли. Правда, в копилке Мишель уже тогда были две победы на этапах Кубка ФИА для ралли-пилотов.
Окончание карьеры
В тот драматический год Мутон на Quattro с турбонаддувом мощностью 350 л.с. одержала победы в Португалии, Греции и Бразилии, но не смогла добиться главного кубка. Чемпион 1980 года Вальтер Рёрль, воплощение тевтонской выдержки, выглядел достойным претендентом на титул и тоже показывал отличные результаты в течение всего года, но Мутон его не испугалась.
Источник: rallymania.forumfree.it
К предпоследнему ралли на скверных и пыльных дорогах Кот-д'Ивуара Мутон отставала от Рёрля всего на 19 очков и на 30 опережала своих товарищей по команде Audi — Блумквиста и Микколу. Но победа ускользнула из ее рук.
Источник: gtsracer.com
В 4 часа утра, в последний день ралли, преимущество Мутон составляло целых 18 минут. Но накануне она получила известие о смерти отца, а потом случились неполадки у ее верного Quattro. В конце концов, она тронулась с места, но когда опустился густой туман, она разбила машину, сойдя с дороги. Рёрль снова стал чемпионом, однако команда Audi впервые сумела победить в зачёте марок.
Пример и вдохновение для всех
В 1986 году Мутон перешла во французскую команду Peugeot и окончательно ушла из ралли после смерти друга Анри Тойвонена на Корсике в том же году. Она уехала, чтобы завести семью и занять должность посла в FIA — руководящем органе автоспорта. С четырьмя победами в WRC, девятью призовыми финишами, 160 победами на этапах и даже победой на печально известном «Подъем на Пайкс-Пик», она изменила сугубо мужской мир ралли, став победительницей в гонках высшего уровня. Мутон вышла из той ослепительной эпохи как икона и источник вдохновения для поколений будущих гонщиков, независимо от их пола.
Анонсирующие фото: twitter.com