bagio-winter
Аня Салтыкова

Путешествие по Чечне: испытываем новинки Michelin в боевом режиме

Отправились в город Грозный для того, чтобы протестировать новинки Michelin Pilot Sport 5, Pilot Sport EV и Primacy 4+, а также составить гид о путешествии в потрясающе красивую Чеченскую республику.

Всем привет, вы открыли статью с заголовком с двумя странно звучащими в одном словосочетании словами: «путешествие» и «Чечня». Что-то здесь не складывается, верно? Вылетая вместе с компанией Michelin в аэропорт города Грозный я тоже не могла поверить, что лечу туда в путешествие — мысль о том, что я отправляюсь испытывать новые шины бренда, звучала в моей голове более убедительно и явно подавляла первую. Но… Да, мы действительно летели в Чеченскую республику, собираясь исколесить самые красивые ее места на автомобилях, обутых в Michelin Pilot Sport 5 и Primacy 4+, для того, чтобы, во-первых, испытать характеристики шин в самом что ни на есть боевом режиме, а во-вторых, составить для вас гид о путешествии в этот уголок нашей необъятной страны и, раз такое дело, развеять стереотипы о горной республике (эта мысль, признаюсь, пришла уже по ходу пьесы). Итак, внимайте рассказу редакции о поездке.


Что посмотреть в Чеченской республике за 2 дня?


Грозный

Самое большое заблуждение — это считать, что город Грозный — поистине грозный. За десять лет название столицы утратило свою актуальность, и сейчас это очень дружелюбный, современный и цветущий город, с развитой инфраструктурой, и, что заметно невооруженным глазом, любимый своими такими же дружелюбными жителями. Забудьте про настораживающее название — туристов здесь любят и ждут, несмотря на то, что, конечно, пока туризм здесь еще не развит. Те, кто помнят события двадцатилетней давности, когда город был превращен в руины, будут поражены до глубины души — чистый, ухоженный мегаполис, подсвечивающиеся улицы, словно вы очутились где-нибудь на Никольской или Камергерском, стеклянные здания, которые занимают пока не очень большую часть города, множество строек — строятся дороги, жилые дома, торговые центры, восстанавливаются достопримечательности. Кстати, именно в Грозном купил себе квартиру наш новоиспеченный (хотя уже не очень новоиспечённый) соотечественник Жерар Депардье.

Да, достопримечательностей, которые стоит посетить, здесь не так много, и пока главная достопримечательность города — это его добродушные люди, пускай и скрывающиеся за суровой внешностью. Итак, что же здесь посмотреть? В Грозном есть очень красивые здания, похожие на огромные дворцы, так что пускай ваша экскурсия станет обзорной — взгляните на здание Национальной библиотеки, здание резиденции Рамзана Кадырова, здание Национального театра, а также здание музея имени Ахмата Кадырова. Обязательно отправляйтесь к мечети с названием «Сердце Чечни», которая является почти точной копией мечети в Стамбуле, только у той шесть минаретов, а у грозненской — четыре. По слухам, на ее строительство было потрачено около 10 миллионов долларов. При строительстве мечети был использован специальный желтоватый турецкий мрамор, позолота, а росписи делали турецкие мастера. Прогуляйтесь по парку, разбитому вокруг нее, в котором, кстати, высажены исключительно белые цветы и полюбуйтесь монументальностью этого невероятного сооружения.

А еще обязательно побывайте в квартале Грозный-сити — это несколько небоскребов, в которых находятся апартаменты и гостиница, есть торговый центр и смотровая площадка. Сам квартал закрыт для простых граждан — он открыт только для резидентов и туристов, для которых организуются экскурсии. Также можно посетить парк цветов, созданный по образу и подобию парка в Дубае. И, как и в Дубае, в Грозном есть большой световой фонтан.

Не стоит забывать, что в Чечне действуют традиционные законы Ислама, так что в отношении женского дресс-кода есть определенные правила. Ходить в брюках или шортах девушкам не запрещено — нет никакой проблемы в том, если девушка пойдет по улице и в купальнике — потому что нет запрещающих законов, однако это будет считаться страшным позором, так что все придерживаются правил. За время пребывания в Грозном я видела несколько девушек в брюках, правда брюки у них были довольно свободные, не обтягивающие, а большинство женщин все-таки ходят в длинных юбках, и главное, что выглядят они очень красиво и женственно. Вообще, здесь совершенно другое отношение к женщинам и преподносят они себя совершенно иначе — они хорошо воспитаны, скромны во внешнем виде и поведении, они всегда под защитой отцов и братьев, и, конечно, московской девушке очень приятно за этим наблюдать, не скрою (кстати, а еще красть девушек на улице здесь давно запрещено законом, если вдруг вы переживали). А еще необычная ситуация тут с продажей алкоголя — здесь он официально разрешен, однако никто его не покупает, и вообще считается позорным его употребление.


Село Итум-Кали

Изучив столицу и в полной мере ознакомившись с ее достопримечательностями, отправляйтесь в путешествие по республике. И первым делом наведайтесь в село Итум-Кали. Это поистине удивительное место, которое вдохновит не только ценителей памятников архитектуры и культуры, но и тех, кого завораживают небывалой красоты пейзажи. Во-первых, по дороге в село не забудьте остановиться у родника на пути в Шатой. Его будет хорошо видно, так как он бьет из белой стены рукотворного происхождения. Обратите внимание на саму стену — она представляет собой рельефную композицию, которая изображает двух мужчин с лошадьми, а также двух девушек у родника — из под их ног как раз и бьет ручей.

Прибыв в село отправляйтесь в замок Пхакоч (только обязательно изучите время работы комплекса) — это древний историко-архитектурный комплекс, возникший в 11-15 веках нашей эры. Согласно легенде, этот комплекс основал чеченский герой Итон: якобы он устал с дороги, остановился здесь передохнуть и уснул, а когда очнулся увидел, что около его посоха паук сплел паутину, а ласточка начала вить гнездо. Так Итон понял, что это доброе место и нужно здесь остаться — он женился на девушке из ближайшего аула и построил селение. Нужно сказать, что совсем недавно здесь были одни лишь руины, однако по инициативе Рамзана Кадырова комплекс был восстановлен. Внутри вы увидите жилые и одну боевую башню, каменные строения и водяную мельницу. Согласно различным версиям, эти укрепления могли служить не только в качестве жилого комплекса, но и военного укрепления, так как отсюда было удобно наблюдать за приближающимися со стороны Грузии и Дагестана противниками.

В одной из башен замка «Пхакоч» на первом этаже сейчас располагается историко-краеведческий музей, где можно больше узнать о старинных орудиях труда, предметах быта, ознакомиться с коллекцией оружия и украшений, которым уже больше ста лет. Пересекая порог здания не удивляйтесь малюсеньким дверям, созданным еще в начале 13 века — они заставляют заходить вас согнувшись, в поклоне, потому что, согласно чеченским обычаям, гость должен входить в дом с почтением, а двери таким образом напоминают входящему о необходимости соблюдении традиций. На втором этаже комплекса находится мемориальный музей имени Хусейна Исаева, председателя Госсовета республики, который трагически погиб во время теракта на стадионе «Динамо» вместе с первым Президентом республики Ахматом–Хаджи Кадыровым. Экспозиция создана в виде кабинета политика — здесь модно увидеть его награды и грамоты, ознакомиться с личными вещами — например, тут лежит портфель политика, с которым он каждый день ходил на работу.

И еще очень важный нюанс: прогуливаясь по территории комплекса обратите внимание на стены башен. На некоторых из них можно увидеть загадочные древние символы — петроглифы, высеченные на камнях. Камни с рисунками привезли сюда в момент реконструкции из самых разных уголков Итум-Калинского района, и теперь крепость — настоящая находка для исследователей древних цивилизаций. Отметим, что в окрестностях Итум-Кали очень много средневековых сооружений — могильных склепов и сторожевых башен, которые поражают своим величием, а также отсюда открывается потрясающий вид на Аргунское ущелье. Обязательно попробуйте здесь мед и возьмите с собой баночку — сотни туристов ежегодно восхищаются вкусом этого дивного лакомства, напитанного солнцем и ароматом цветов и трав.

Ушкалойские башни-близнецы

По дороге из Итум-Кали в Грозный можно увидеть одну из самых известных исторических достопримечательностей Чечни — Ушкалойские башни близнецы, великолепие древних вайнахских мастеров, созданное более 900 лет назад. Располагаются башни, датированные 11-12 веками нашей эры, над бурными водами реки Аргун, у селения Ушкалой, и примечательны своей архитектурой. Дело в том, что у каждой из них есть всего три стены, четвёртая — это скала, а крыша — каменный козырек скалы.

По одной из версий, эти башни стояли на границе территорий этнических обществ, а внутри располагался таможенный пункт, где взимали пошлину за проход. Однако есть и другая версия, согласно которой башни были сторожевыми и служили для охраны дороги, проходившей прямо под их прочными стенами, и близлежащего моста — территориально это самое узкое место ущелья, и здесь было легче всего задержать врага. Но так как это место очень древнее, так что есть еще и предание, и оно самое загадочное и интересное — согласно ему в Ушкалойских башнях заседал совет мудрецов, к которым горцы со всей округи приходили в поисках правды и справедливости.

Мечеть имени Пророка Мухаммада «Гордость мусульман»

Если раньше самой величественной в Чечне была мечеть «Сердце Чечни» в Грозном, то теперь ее место по праву занимает другая мечеть, расположившаяся в городе Шали и получившая название «Гордость мусульман». На данный момент она является самой большой в Европе — одновременно здесь могут молиться до тридцати тысяч человек, а с учётом прилегающей территории — около ста тысяч человек.

Выглядит она просто невероятно — строительство продолжалось на протяжении целых семи лет, над постройкой трудились лучшие архитекторы всего мира, а материалом служил чистый мрамор, привезенный с греческого острова Тасос, знаменитый тем, что за счет своих светоотражающих свойств способен сохранять прохладную температуру внутри, когда снаружи светит жаркое солнце. Купола мечети испещрены затейливыми орнаментами разных цветов, равно как и некоторые плиты мрамора — при их создании применялись чистое золото и ручная роспись. Внутри купола находится восьмиметровая люстра в форме лотоса, которая украшенная кристаллами Сваровски.

Для того, чтобы в полной мере ощутить величие этого здания и увидеть его красоту изнутри, советуем зайти в мечеть, но для этого нужно соблюсти определенный ряд правил: во-первых, нужно помнить, что мужчины и женщины посещают мечеть раздельно — есть отдельные входы на разные этажи: мужчины молятся на первом этаже, а женщины могут постоять лишь на специальном балкончике. Во-вторых, нужно оставить обувь перед входом, а также соблюсти определённый дресс-код: мужчинам нельзя быть в одежде с коротким рукавом и в шортах, а девушкам нужно покрыть ноги и руки, а на голову надеть платок (при входе вам выдадут всю необходимую одежду). Ну и в-третьих, помните о том, что нельзя громко разговаривать в мечети.

Днем можно прогуляться по парку, разбитому вокруг мечети, по аллеям с фонтанами, беседками, ощутить аромат 48 видов роз, посаженных здесь, и проникнуться великолепием здания. Но вечером, после захода солнца, в темноте, мечеть выглядит еще величественной, чем прежде, поэтому советуем выбирать время посещения перед заходом солнца, чтобы получить возможность наблюдать здание во всей красе.

Про дорогу

Отмечу, что эту часть маршрута, представляющую собой не только асфальтовые гонки с обгоном тихоходных легковушек на трассе, но и вкрадчивую очень медленную езду по извилистым, песчаным, каменистым тропам вдоль края пропасти, мы преодолели на кроссоверах Stellantis, обутых в обновлённые шины Primacy 4+. Для тех, кто пристально следит за шинными новинками, скажу, что с обновлением здесь начали устанавливать усовершествованный каркас шины, который влияет на уровень сцепления с шины с дорогой, конечно, в лучшую сторону, также начали применяться эластомеры нового поколения и резиновых смесей различной жесткости, которые обеспечивают эффективность торможения в течение всего срока эксплуатации, в целом увеличилась ходимость шин и сократился тормозной путь на мокрой дороге.

Как это ощущается на практике? Мой отзыв такой: цепкие на трассе, в меру жесткие, слегка шумные, но в тоже в меру — многое тут зависит и от автомобиля, и от качества дорожного покрытия. Это компромисс между повседневной размеренной ездой на качественных шинах и при этом ценой, которая не заставляет округляться глаза.

Автодром «Крепость Грозная»

Для поклонников двух и четырехколесного транспорта в Чеченской республике есть еще кое-что, заслуживающее отдельного внимания — это автодром «Крепость Грозная», построенный в столице Чеченской республики в 2015 году на месте бывшего нефтеперерабатывающего завода.

Проект уникален тем, что на одном участке земли площадью около 60 гектаров расположился мультикомплекс, вмещающий трассы для картинга, кольцевых гонок, автокросса, джип-триала, парных гонок, дрифта и, нужно отметить, что на данный момент это единственная профессиональная трасса в России для дрэг-рейсинга. Здесь проводятся не только соревнования международного уровня, но также и трек-дни, когда каждый желающий может попробовать себя в роли профессионального пилота или научиться водить в боевом режиме. Ну а мы прибыли на трассу для того, чтобы испытать две другие летние новинки компании Michelin — Pilot Sport 5 и EV.

В боевом режиме

Да, наверное вы подумаете: «две такие разные шины для производителя, но такие в принципе одинаковые для потребителя…». Ничего подобного! Они разные, как глобус и теннисный мячик — если абстрагироваться от свойств, то почти одинаковые, но не тут-то было. Pilot Sport 5 — шина для динамичного стиля вождения, для машин среднего класса и бизнес-седанов. А Pilot Sport EV, как следует из названия — для… электрокаров! Причем для тех автовладельцев, которые хотят получить комфорт в том числе и акустический, ведь как мы знаем, электрические автомобили передвигаются практически бесшумно, звука работы двигателя у них нет, так что нюанс со звуком, издаваемым от соприкосновения машины с асфальтом, играет не последнюю роль в эксплуатации авто.

На Ане — пальто Ermanno Firenze

Итак, начнем с Michelin Pilot Sport 5 — она пришла на смену Pilot Sport 4, шине, которая, на минуточку, была самой титулованной моделью в сегменте. И так как автор все-таки девушка, мне очень хотелось бы сперва рассказать об изменениях шины в визуальном плане, если позволите. Еще до начала теста меня покорил внешний вид этой покрышки. Да-да, этого круглого, черного куска резины. Но… прикоснувшись к ней вы тоже наверняка влюбитесь. Дело все в том, что при производстве этой шины применяется технология Premium Touch — это бархатное тиснение на боковине, которое покрывает почти всю его площадь. Выглядит очень премиально и статусно (да, вот так статусность машины можно оценивать не только по бренду автомобиля и степени его затюнингованности, но еще и по установленным на нем шинам).

Продолжая тему про внешность скажу, что обновляя шину инженеры отдельно потрудились над рисунком протектора — он ассиметричный. Внешние блоки жесткие и крупные — они отвечают за сцепление на сухом асфальте. А внутренние блоки представляют собой множество водоотводящих каналов и отвечают за комфортное вождение на влажном асфальте — они призваны осушать пятно контакта, возвращая максимально возможное сцепление и сокращая последствия аквапланирования, а также сокращая длину тормозного пути и улучшая управляемость. Как это ощущается в реальном режиме вождения? Чувствуешь себя за рулем очень уверенно — вот как. Без всяческих нареканий они продолжают сохранять траекторию, заданную водителем, а также в момент торможения с остервенением цепляются за асфальт, останавливая машину — и все это на дороге, щедро залитой водой.

Что касается теории, то Pilot Sport 5 значительно усилили под протектором за счет арамидно-нейлонового слоя, используя технологию под названием Dynamic Response — это должно было повлиять на точность управления. На деле это обновление ощущается довольно ярко на высоких скоростях, когда принципиально важны стабильное пятно контакта и его площадь: автомобиль держит дорогу так плотно, словно трамвай — рельсы. Также при производстве новинки была применена технология MaxTouch Construction, которая позволяет ей равномерно распределять воздух в шине, что увеличивает пятно контакта и обеспечивает более разномерный износ. Согласно подсчетам инженеров, изменилась и ходимость шины — на 15 процентов, что составляет минимум один сезон (если учесть, что средний пробег чуть больше 15 тысяч). Новинка представлена в 41 типоразмере, с 17 по 21.

На Ане — пальто Ermanno Firenze

А теперь про шину для электрокаров Michelin Pilot Sport EV. Знаете, я бы построила павильон в каком-нибудь людном месте и поставила бы в нем электрокар на этих шинах. Ведь так хочется, чтобы о свойствах резины узнало как можно большее количество человек и удивилось вместе со мной, ведь с учетом количества электрокаров и их стоимости узнать о необычных свойствах новинки смогут немногие.

Эта шина появилась неспроста — дело в том, что сегмент электрокаров сейчас активно развивается, но мало электрокар придумать — нужно в полной мере раскрыть его потенциал, а это, как оказалось, невозможно без соответствующих шин. «Чего только не придумают… Еще и шины особенные» — буркнете вы, но на самом деле особенной машине — особенные шины. Во-первых, электромобиль обладает гораздо большим весом — прибавляется около 400 кг и меняется его распределение между осями электромобиля, соответственно, теряется управляемость, так как шина должна выдерживать больший вес и обеспечивать большую поверхность сцепления. Во-вторых, здесь отсутствуют шумы и вибрации от двигателя, а значит единственным источником шума в машине являются шины. Меняем шины и получаем тишину в салоне (на практике, здесь стало тише на 20 процентов)! В-третьих, в электромобилях максимальная мощность силовой установки при старте моментально поступает на колеса, и для шин это огромная нагрузка — они должны с ней справиться и передать весь крутящий момент с первых секунд старта на дорогу и обеспечить управляемость в том числе и в поворотах. Это ведет к более быстрому износу. Ну и, в-четвертых, в спортивном стиле вождения расходуется больше энергии аккумулятора, поэтому важно максимально увеличить запас хода даже при динамичном ходе вождения. И тут на арену выходит Michelin, компания, являющаяся из создательниц гоночной серии «Формула Е», которая на протяжении семи лет испытывает шины на 24 автомобилях, участвующих в соревнованиях — можно быть уверенными, что она знает о создании шин для электрокаров все.

На Ане — пальто Ermanno Firenze

Возвращаясь к вопросу, зачем я собралась строить павильон с электрокаром? Отвечаю: хотелось бы, чтобы все узнали и осознали на собственном опыте, насколько важно выбирать подходящие для автомобиля шины, с учетом его технических осо-бенностей, и понимали, как разительно может изменяться ощущение комфорта только лишь от правильного выбора шин.

bagio-winter